Написание каких слов вы должны были запомнить? Какие ряды
однокоренных слов у вас получились?
– Узнайте слово с непроизносимым согласным по его значению.
Запишите слова в столбик по вариантам.
Учитель читает поочерёдно значения слов двум вариантам:
I вариант:
1. Постоянно завидующий.
2. Любящий повелевать.
3. Тот, кто принимает в чём-либо участие.
4. Относящийся к кости.
II вариант:
1. Большая морская птица.
2. Речь, которая звучит, произносится.
3. Белая бабочка.
4. Что? Возраст. Какой?..
5. Что? Адрес. Какой?..
В тетрадях получились записи:
Русский язык
СЛОВО
БУКВЫ НЕПРОИЗНОСИМЫХ
СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
Урок 27 (24).
Тема: Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука
Цель:
– развитие умений отличать слова, в которых при сочетании согласных нет непроизносимого согласного, от слов, в
которых в тех же сочетаниях согласных есть непроизносимый согласный, правильно писать слова с этими орфограммами
и объяснять написание.
Символы:
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Формирование УУД,
Ход урока
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
4 5
1. Словарная работа. Проверка домашнего задания.
– Написание каких слов вы должны были запомнить? Какие ряды
однокоренных слов у вас получились?
– Узнайте слово с непроизносимым согласным по его значению.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов
© ООО «Баласс», 2013
1делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать
по признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Запишите слова в столбик по вариантам.
Учитель читает поочерёдно значения слов двум вариантам:
I вариант:
1. Постоянно завидующий.
2. Любящий повелевать.
3. Тот, кто принимает в чёмлибо участие.
4. Относящийся к кости.
II вариант:
1. Большая морская птица.
2. Речь, которая звучит, произносится.
3. Белая бабочка.
4. Что? Возраст. Какой?..
5. Что? Адрес. Какой?..
В тетрадях получились записи:
з авистливый б уревестник
в ластный у стная
у частник к апустница
к остный в озрастной
а дресный
– Прочитайте слова, которые получились из первых букв написанных
слов. (Звук, буква.)
– В каком слове букв и звуков поровну? (Адресный.)
– Что можно сказать о количестве букв и звуков в остальных словах?
© ООО «Баласс», 2013
2Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
Поиск решения.
1 3 3
– Если мы слышим рядом несколько согласных звуков, всегда ли в этих
словах есть непроизносимый звук? Как это проверить? Попробуем
ответить на эти вопросы.
– Составим план урока.
План (примерный).
Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
1. Наблюдения над однокоренными словами.
а) Упр. 88. Выполняется под руководством учителя.
Запись:
Лестница, лестничная (площадка). Вкус, вкусовые (ощущения),
вкусный, безвкусный.
В словах первой группы есть непроизносимый согласный звук [т].
Написание этих слов надо запомнить. Проверочные слова вкус, вкусовые
доказывают, что в словах вкусный, безвкусный нет непроизносимого
согласного звука.
б) Ответ на вопрос (с. 79).
Чтобы определить, есть ли в слове непроизносимый согласный звук, надо
подобрать однокоренное слово и посмотреть, слышится ли согласный
звук перед гласным или в конце слова.
в) Упр. 89. Ученики заучивают стихотворение наизусть, выписывают
слова по образцу, данному в упражнении, выполняют звукобуквенный
анализ слова чудесный – [ч'уд'эсный'] – 8 б., 8 зв.
© ООО «Баласс», 2013
3Развитие
II.Ι
умений –
применение
знания.
1 3 4 2 4
Работа в учебнике
1. Упр. 90 – развивается умение отличать слова с непроизносимым
согласным от слов, в которых непроизносимого согласного нет.
Сначала упражнение выполняется с коллективным устным разбором по
заданию. Ученики пользуются инструкцией (с. 74), затем самостоятельно
записывают:
Известный (весть) писатель, местный (место) житель и т.д.
Прекрасное (прекрасен) утро, опасная (опасен) профессия и т.д.
2. Дополнительно – упр. 91. Диктант с подготовкой. Можно провести
как взаимодиктант.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать? (Выполнить звукобуквенный анализ.)
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям, выражать
свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
VΙ . Итог урока.
– Как узнать, есть ли в слове непроизносимый согласный звук?
Проверьте свои умения, выполнив задание № 6, тема 2 (тренировочные
© ООО «Баласс», 2013
4задания).
Обоснуйте выбор ответа. 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
Упр. 4, с. 87.
Деятельность учеников:
– Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания.
© ООО «Баласс», 2013
5