Словарь педагогических понятий
Оценка 4.6

Словарь педагогических понятий

Оценка 4.6
docx
06.02.2020
Словарь педагогических понятий
педагогика.docx

i.jpgМинистерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Нижнетагильский педагогический  колледж № 1»

 

 

 

 

 

 

Словарь педагогических понятий

 

 

Студент:

Смирнова Полина Михайловна

I курс, 103 группа

Специальность: 44.02.02

«Преподавание в начальных классах»

 

 

 

 

2016 г.

- В -

Воспитание

 относительно осмысленное и целенаправленное взращиваниечеловека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.

 

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Воспитание

деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

 

Федеральный государственный

образовательный стандарт 2009 г.

Воспитание

целенаправленное и систематическое воздействие на человека сцелью формирования у него определенных форм поведения, мировоззрения, характера и умственныхспособностей. 

 

Коррекционная педагогика и 

специальная психология. 

Словарь. — СПб.:КАРО. Н.В. Новоторцева. 2006.


 

- Д -

Диагностика

процедура выявления уровня готовности к какому-то виду деятельности, в том числе к учебной деятельности определенного содержания и уровня сложности.

 

Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя

корабельного подразделения. Г.А. Броневицкий, Г.Г. Броневицкий, А.Н. Томилин. 2005.

Диагностика

  компонент структуры образовательной программы, приэтомроль диагностики состоит в коррекции педагогического процесса, это информация для учителя иадминистрации школы с целью отбора учебных программ и педагогических технологий обучения, нормирования домашних заданий и снятия перегрузки учащихся.

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

 Диагностика

совокупность приемов контроля и оценки, направленных нарешениезадач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия.

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.

- Д -

Дидактика

Отдел педагогики, в котором излагаются общие методы обучения.

 

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

Дидактика

(от греч. didaktikos — поучающий, относящийся к обучению), теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом Д. является обучение как средство образования ивоспитания человека, т.е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающееорганизованное учителем усвоение учащимися содержания образования.

 

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». 

Под ред. В. Г. Панова. 1993.

Дидактика

(от греч. didaktikos - поучающий, относящийся к обучению)

    теория образования и обучения, отрасль педагогики. Вскрывает закономерности усвоения знаний,умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования,совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебногопроцесса на учащихся.

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

- Л -

Личность

термин, означающий единство и индивидуальность всех жизненных и психологических проявлений человека;человек, сознающий сам себя как определенное индивидуальное единство и тождество во всех процессах изменения, происходящих в организме и психике.

 

Авторский терминологический 

словарь Л.С. Выготского . 2014.

Личность

это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

 

Немов Р.С.

Личность

1)    человек как типичный представитель сформировавшего егообщества. 2) человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 3) устойчивая система социальнозначимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.

 

Словарь по педагогической психологии. М. В. Гамезо. 2001.


 

-М -

Мониторинг

процесснепрерывного научного обоснованного, диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитиемпедагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач, средств решения.

 

 (А.С. Белкин)

Мониторинг  

постоянное наблюдение за каким-либо процессом вобразовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям.

 

Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 86

Мониторинг

1)непрерывное, длительное наблюдение за каким-либо процессом сцелью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

 

Современный образовательный процесс:

 основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006.


 

- О -

Образование

(англ. education)

составная часть и одновременно продукт социализации. 

 

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Образование

в соответствии с Законом РФ «Об образовании» это —целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства,сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государствомобразовательных уровней (образовательных цензов). 

 

Профессиональное образование. Словарь. 

Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.

Образование

процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества.

 

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.


 

- О -

Обучение 

целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

 

Федеральный государственный

образовательный стандарт

Обучение

процесс приобретения с помощью школьных программ, педагогов и воспитателей относительно несложных навыков (речевых, счётных, трудовых и т.п.) иэлементарных сведений, дающих возможность адаптироваться к повседневным обстоятельствам жизни.

 

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.2013

 

Обучение

совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, входе которой осуществляются развитие личности, её образование и воспитание.

 

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.

- О -

Отметка

установленное обозначение степени знаний ученика.

 

Дубровина И.В.  Психология, 1999, с. 29.

Отметка 

условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах.

 

Несколько слов об училищных отметках. Журнал Министерства народного просвещения, т. 109.

Отметка

это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное или качественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах или иным образом.

 

 Педагогический терминологический словарь. – С. Петербург: Российская национальная библиотека. 2006 г.


 

- О -

Оценка

  сравнение одного явления, объекта, состояния и т. п. с др., выступающим в качестве критерия.

 

Энциклопедический словарь

 по психологии и педагогике. 2013.

Оценка

 отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности,поведению, установление их значимости, соответствия определенным нормам и принципам морали(одобрение и осуждение, согласие или критика и т.п.). 

 

Словарь-справочник по педагогической психологии. 

М.В. Гамезо, А.В. Степаносова, Л.М. Хализева. 2001.

Оценка

определение степени усвоенности знаний, умений и навыков.

 

Теория и методика воспитания младшего школьника Учебно - методическое пособие Б.  Барышникова


 

- П -

Педагогика

наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему.

 

Иванова В.А., Левина Т.В. ПЕДАГОГИКА

Педагогика

Наука, в которой накоплен опыт передачи знаний человечества и методов воспитания нового поколения.

 

Беспалько В.П.

Педагогика

(от греч. paidagogike – детоводство) наука о целенаправленном формировании личности и человеческих общностей, обеспечении успеха их жизни и деятельностипедагогическими средствами, формами и методами. 

 

Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя

корабельного подразделения. – Новороссийск: Г.А. Броневицкий, Г.Г. Броневицкий, А.Н. Томилин. 2005.

 


 

- Р -

Развитие

1)  процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от краткого к сложному, от низшего к высшему. 2) степень сознательности, просвещенности, культурности. 

 

(Краткий словарь по педагогике, 2010 г.)

Развитие

закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Одновременное наличие этих свойств отличает P. от др. изменений.

 

Энциклопедический словарь 

по психологии и педагогике. 2013.

Развитие

(лат. – эволюция)

объективный процесс постепенного ипоследовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, протекающий какпрогрессивное и положительное углубление, усложнение и расширение его потенциальных жизненных сил, как их раскрытие и реализация.

Основы духовной культуры

 (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.

- С -

Содержание образования

педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыт в творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности.

 

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия».

 Под ред. В. Г. Панова. 1993.

Содержание образования

совокупность знаний, умений, навыков, соответствующихсовременному состоянию науки, педагогически переработанная в общие основы наук, таким образом, чтобыстать достоянием лиц, вовлеченных в образовательный процесс

 

Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. 1999.

Содержание образования

конкретный объем знаний, умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей знаний на основе имеющихся дидактических принципов.

 

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.


 

- У -

Универсальные учебные действия

универсальные учебные действия означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

 

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. —

М.: Просвещение, 2008

Универсальные учебные действия

совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

 

 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя.2008

Универсальные учебные действия

1)         Способность человека учиться, получать новые знания. 2) Возможность усваивать новую, полезную для себя информацию. 3) Осмысление необходимости получения образования. 4) Понятие и принятие самого процесса и всех его составляющих.

 

Федеральный государственный

образовательный стандарт.

- Ф -

Формирование

целенаправленное воздействие на ребенка с целью созданияусловий для возникновения у него новых психологических образований, качеств.

 

Словарь-справочник по педагогической психологии

М.В. Гамезо, А.В. Степаносова, Л.М. Хализева. 2001.

Формирование

сознательное управление процессом развития человека илиотдельных сторон личности, качеств и свойств характера и доведение их до задуманной формы (уровня, образа, идеи). 

 

Основы духовной культуры

 (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.

Формирование

(от лат formo - образую)

становление человека как личности, которое происходит в результате развития и воспитания и имеет определенные признаки завершенности.

 

Словарь педагогических терминов.


 

- Ц -

Ценности

то, что чем человек особенно ценит, дорожит в жизни, чему придаетособое значение. Обусловлены историческим опытом, экономическим положением и культурой. 

 

Энциклопедический словарь 

по психологии и педагогике. 2013.

 

Ценности социальные

в широком смысле – наиболее значимые явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, в более узком смысле – нравственные и эстетические императивы, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.

 

А.С. Воронин. Словарь терминов по общей и

социальной педагогике. Екатеринбург, 2006 г.


Ценностные ориентации

важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначительного, несущественного.

А.С. Воронин. Словарь терминов по общей и

социальной педагогике. Екатеринбург, 2006 г.


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство общего и профессионального образования

Министерство общего и профессионального образования

В - Воспитание относительно осмысленное и целенаправленное взращиваниечеловека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется

В - Воспитание относительно осмысленное и целенаправленное взращиваниечеловека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется

Д - Диагностика процедура выявления уровня готовности к какому-то виду деятельности, в том числе к учебной деятельности определенного содержания и уровня сложности

Д - Диагностика процедура выявления уровня готовности к какому-то виду деятельности, в том числе к учебной деятельности определенного содержания и уровня сложности

Д - Дидактика Отдел педагогики, в котором излагаются общие методы обучения

Д - Дидактика Отдел педагогики, в котором излагаются общие методы обучения

Л - Личность термин, означающий единство и индивидуальность всех жизненных и психологических проявлений человека;человек, сознающий сам себя как определенное индивидуальное единство и тождество во всех…

Л - Личность термин, означающий единство и индивидуальность всех жизненных и психологических проявлений человека;человек, сознающий сам себя как определенное индивидуальное единство и тождество во всех…

М - Мониторинг процесснепрерывного научного обоснованного , диагностико - прогностического слежения за состоянием , развитиемпедагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей , задач ,…

М - Мониторинг процесснепрерывного научного обоснованного , диагностико - прогностического слежения за состоянием , развитиемпедагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей , задач ,…

О - Образование ( англ

О - Образование ( англ

О - Обучение целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в…

О - Обучение целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в…

О - Отметка установленное обозначение степени знаний ученика

О - Отметка установленное обозначение степени знаний ученика

О - Оценка сравнение одного явления, объекта, состояния и т

О - Оценка сравнение одного явления, объекта, состояния и т

П - Педагогика наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему

П - Педагогика наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему

Р - Развитие 1) процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от краткого к…

Р - Развитие 1) процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от краткого к…

С - Содержание образования педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыт в творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности

С - Содержание образования педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыт в творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности

У - Универсальные учебные действия универсальные учебные действия означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового…

У - Универсальные учебные действия универсальные учебные действия означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового…

Ф - Формирование целенаправленное воздействие на ребенка с целью созданияусловий для возникновения у него новых психологических образований, качеств

Ф - Формирование целенаправленное воздействие на ребенка с целью созданияусловий для возникновения у него новых психологических образований, качеств

Ц - Ценности то, что чем человек особенно ценит, дорожит в жизни, чему придаетособое значение

Ц - Ценности то, что чем человек особенно ценит, дорожит в жизни, чему придаетособое значение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2020