Министерство
общего и профессионального образования
Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Нижнетагильский педагогический колледж № 1»
Словарь педагогических понятий
Студент:
Смирнова Полина Михайловна
I курс, 103 группа
Специальность: 44.02.02
«Преподавание в начальных классах»
2016 г.
- В -
Воспитание
относительно осмысленное и целенаправленное взращиваниечеловека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.
Воспитание
деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Федеральный государственный
образовательный стандарт 2009 г.
Воспитание
целенаправленное и систематическое воздействие на человека сцелью формирования у него определенных форм поведения, мировоззрения, характера и умственныхспособностей.
Коррекционная педагогика и
специальная психология.
Словарь. — СПб.:КАРО. Н.В. Новоторцева. 2006.
- Д -
Диагностика
процедура выявления уровня готовности к какому-то виду деятельности, в том числе к учебной деятельности определенного содержания и уровня сложности.
Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя
корабельного подразделения. Г.А. Броневицкий, Г.Г. Броневицкий, А.Н. Томилин. 2005.
Диагностика
компонент структуры образовательной программы, приэтомроль диагностики состоит в коррекции педагогического процесса, это информация для учителя иадминистрации школы с целью отбора учебных программ и педагогических технологий обучения, нормирования домашних заданий и снятия перегрузки учащихся.
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.
Диагностика
совокупность приемов контроля и оценки, направленных нарешениезадач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.
- Д -
Дидактика
Отдел педагогики, в котором излагаются общие методы обучения.
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
Дидактика
(от греч. didaktikos — поучающий, относящийся к обучению), теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом Д. является обучение как средство образования ивоспитания человека, т.е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающееорганизованное учителем усвоение учащимися содержания образования.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия».
Под ред. В. Г. Панова. 1993.
Дидактика
(от греч. didaktikos - поучающий, относящийся к обучению)
теория образования и обучения, отрасль педагогики. Вскрывает закономерности усвоения знаний,умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования,совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебногопроцесса на учащихся.
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.
- Л -
Личность
термин, означающий единство и индивидуальность всех жизненных и психологических проявлений человека;человек, сознающий сам себя как определенное индивидуальное единство и тождество во всех процессах изменения, происходящих в организме и психике.
Авторский терминологический
словарь Л.С. Выготского . 2014.
Личность
это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Немов Р.С.
Личность
1) человек как типичный представитель сформировавшего егообщества. 2) человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 3) устойчивая система социальнозначимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.
Словарь по педагогической психологии. М. В. Гамезо. 2001.
-М -
Мониторинг
процесснепрерывного научного обоснованного, диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитиемпедагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач, средств решения.
(А.С. Белкин)
Мониторинг
постоянное наблюдение за каким-либо процессом вобразовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям.
Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 86
Мониторинг
1)непрерывное, длительное наблюдение за каким-либо процессом сцелью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
Современный образовательный процесс:
основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006.
- О -
Образование
(англ. education)
составная часть и одновременно продукт социализации.
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.
Образование
в соответствии с Законом РФ «Об образовании» это —целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства,сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государствомобразовательных уровней (образовательных цензов).
Профессиональное образование. Словарь.
Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.
Образование
процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.
- О -
Обучение
целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Федеральный государственный
образовательный стандарт
Обучение
процесс приобретения с помощью школьных программ, педагогов и воспитателей относительно несложных навыков (речевых, счётных, трудовых и т.п.) иэлементарных сведений, дающих возможность адаптироваться к повседневным обстоятельствам жизни.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.2013
Обучение
совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, входе которой осуществляются развитие личности, её образование и воспитание.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.
- О -
Отметка
установленное обозначение степени знаний ученика.
Дубровина И.В. Психология, 1999, с. 29.
Отметка
условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах.
Несколько слов об училищных отметках. Журнал Министерства народного просвещения, т. 109.
Отметка
это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное или качественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах или иным образом.
Педагогический терминологический словарь. – С. Петербург: Российская национальная библиотека. 2006 г.
- О -
Оценка
сравнение одного явления, объекта, состояния и т. п. с др., выступающим в качестве критерия.
Энциклопедический словарь
по психологии и педагогике. 2013.
Оценка
отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности,поведению, установление их значимости, соответствия определенным нормам и принципам морали(одобрение и осуждение, согласие или критика и т.п.).
Словарь-справочник по педагогической психологии.
М.В. Гамезо, А.В. Степаносова, Л.М. Хализева. 2001.
Оценка
определение степени усвоенности знаний, умений и навыков.
Теория и методика воспитания младшего школьника Учебно - методическое пособие Б. Барышникова
- П -
Педагогика
наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему.
Иванова В.А., Левина Т.В. ПЕДАГОГИКА
Педагогика
Наука, в которой накоплен опыт передачи знаний человечества и методов воспитания нового поколения.
Беспалько В.П.
Педагогика
(от греч. paidagogike – детоводство) наука о целенаправленном формировании личности и человеческих общностей, обеспечении успеха их жизни и деятельностипедагогическими средствами, формами и методами.
Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя
корабельного подразделения. – Новороссийск: Г.А. Броневицкий, Г.Г. Броневицкий, А.Н. Томилин. 2005.
- Р -
Развитие
1) процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от краткого к сложному, от низшего к высшему. 2) степень сознательности, просвещенности, культурности.
(Краткий словарь по педагогике, 2010 г.)
Развитие
закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Одновременное наличие этих свойств отличает P. от др. изменений.
Энциклопедический словарь
по психологии и педагогике. 2013.
Развитие
(лат. – эволюция)
объективный процесс постепенного ипоследовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, протекающий какпрогрессивное и положительное углубление, усложнение и расширение его потенциальных жизненных сил, как их раскрытие и реализация.
Основы духовной культуры
(энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.
- С -
Содержание образования
педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыт в творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия».
Под ред. В. Г. Панова. 1993.
Содержание образования
совокупность знаний, умений, навыков, соответствующихсовременному состоянию науки, педагогически переработанная в общие основы наук, таким образом, чтобыстать достоянием лиц, вовлеченных в образовательный процесс.
Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. 1999.
Содержание образования
конкретный объем знаний, умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей знаний на основе имеющихся дидактических принципов.
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.
- У -
Универсальные учебные действия
универсальные учебные действия означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. —
М.: Просвещение, 2008
Универсальные учебные действия
совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя.2008
Универсальные учебные действия
1) Способность человека учиться, получать новые знания. 2) Возможность усваивать новую, полезную для себя информацию. 3) Осмысление необходимости получения образования. 4) Понятие и принятие самого процесса и всех его составляющих.
Федеральный государственный
образовательный стандарт.
- Ф -
Формирование
целенаправленное воздействие на ребенка с целью созданияусловий для возникновения у него новых психологических образований, качеств.
Словарь-справочник по педагогической психологии
М.В. Гамезо, А.В. Степаносова, Л.М. Хализева. 2001.
Формирование
сознательное управление процессом развития человека илиотдельных сторон личности, качеств и свойств характера и доведение их до задуманной формы (уровня, образа, идеи).
Основы духовной культуры
(энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.
Формирование
(от лат formo - образую)
становление человека как личности, которое происходит в результате развития и воспитания и имеет определенные признаки завершенности.
Словарь педагогических терминов.
- Ц -
Ценности
то, что чем человек особенно ценит, дорожит в жизни, чему придаетособое значение. Обусловлены историческим опытом, экономическим положением и культурой.
Энциклопедический словарь
по психологии и педагогике. 2013.
Ценности социальные
в широком смысле – наиболее значимые явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, в более узком смысле – нравственные и эстетические императивы, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.
А.С. Воронин. Словарь терминов по общей и
социальной педагогике. Екатеринбург, 2006 г.
Ценностные ориентации
важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначительного, несущественного.
А.С. Воронин. Словарь терминов по общей и
социальной педагогике. Екатеринбург, 2006 г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.