МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»
Словарь педагогических терминов
Студент:
Смирнова Полина Михайловна
Специальность 44.02.02
«Преподавание в начальных классах»
Группа № 103
Руководитель:
Осипова И.А.
2016 год
Педагогика – это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.
Педагогика в широком смысле – влияние всех внешних воздействий естественной и социальной среды.
В узком смысле педагогика – целенаправленная деятельность воспитателей в системе учебно-воспитательных учреждений.
Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении и образовании, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения.
Существуют общие и «частные дидактики» — методики обучения отдельным учебным предметам, отдельных категорий учащихся (методика начального обучения, дидактика высшей школы), в разных типах учебных заведений и формах образования.
Обучение – это педагогическая деятельность, целью и результатом которой является владеющий необходимыми для общества знаниями и умениями человек, или обученный человек.
Воспитание – это педагогическая деятельность, целью и результатом которой является человек, имеющий свойства и качества, необходимые для жизни по законам общества, или воспитанный человек.
Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д.
Формирование - «воздействие различных условий на людей независимо от сознательной деятельности» (Груздев П. Н. Вопросы воспитания и обучения. — М., 1949. — С. 14).
Развитие – процесс становления личности под влиянием внешних,
внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
(Подразделяется на психическое, физическое, общее).
Формирование личности – процесс и результат ее развития под влиянием
среды и воспитания.
Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Образование – это специально организованная система внешних условий,
создаваемых в обществе для развития человека. ( Безрукова В.С . Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург 1996г.)
Содержание образования - "совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы" (Педагогический словарь, 1960)
Мониторинг - непрерывное научно обоснованное диагностико – прогностическое отслеживание образовательного процесса. ( А.С. Белкин)
Педагогическая диагностика - процесс, в ходе которого, соблюдая необходимые научные критерии, педагог наблюдает за обучаемыми и проводит анкетирование, обрабатывает данные наблюдений и опросов и сообщает о полученных результатах с целью описать поведение, объяснить его мотивы или предсказать поведение в будущем.
(К. Ингекамп, 1968г.)
Оценка - это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное или качественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах или иным образом.
Отметка - обозначение оценки знаний учащегося.
Педагогические ценности - нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они, как и другие ценности, формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений.
Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.