В третьем и четвёртом классах словарные слова можно изучать по темам: "Птицы", "Животные", "Огород", "Сад", "Лес", "Поле", "Машины", "Явления природы" и т.д.
Задания, связанные с изученной темой по русскому языку:
1. Разделить слова для переноса.
2. Записать слова с мягким знаком на конце, поставить ударение.
3. Записать слова, начинающиеся с буквы К, подчеркнуть звонкие и глухие согласные.
4. Образовать новые слова с суффиксом –К от слова БЕРЁЗА и т.д.
3-4 классы.doc
Опыт работы со словарными словами в 34х классах
В третьем и четвёртом классах словарные слова можно изучать по темам: "Птицы", "Животные", "Огород", "Сад",
"Лес", "Поле", "Машины", "Явления природы" и т.д.
Задания, связанные с изученной темой по русскому языку:
1. Разделить слова для переноса.
2. Записать слова с мягким знаком на конце, поставить ударение.
3. Записать слова, начинающиеся с буквы К, подчеркнуть звонкие и глухие согласные.
4. Образовать новые слова с суффиксом –К от слова БЕРЁЗА и т.д.
В своей работе мы привлекаем слова с непроверяемой орфограммой в качестве иллюстративного материала
при изучении многих грамматических тем, включая их в разные виды работ, в различные задания и упражнения.
Например, при изучении темы "Имя существительное", кроме тех упражнений , которые есть в учебнике
учащимся на уроках предлагались следующие задания:
1. Из группы слов выписать только имена существительные: АГРОНОМ, ПРЕКРАСНЫЙ, ПРАВИТЕЛЬСТВО,
СЕЙЧАС, РЕВОЛЮЦИЯ, СВЕРКАТЬ, ОКОЛО, ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, ИНТЕРЕСНЫЙ, КИЛОГРАММ.
2. Из группы имён существительных в первый столбик выписать имена существительные мужского рода, во
второй – женского рода, в третий – среднего рода.
3. Определить склонение имён существительных: ВЕЯЛКА, ДИРЕКТОР, МЕБЕЛЬ, БИБЛИОТЕКА, САЛЮТ,
КИЛОГРАММ, ВОКЗАЛ, ОБОРОНА.
4. Указать падежи имён существительных в сочетаниях слов:
УВЕРЕННОСТЬ В (ПОБЕДА), ВЕРА В (ПОБЕДА), ЕЗДА В (АВТОМОБИЛЬ), ЕЗДА В (ШОССЕ).
5. Поставить в нужном падеже: НАПЕЧАТАНО В (ГАЗЕТА), ЕХАЛ В (ВАГОН), ЖДАЛ НА (ВОКЗАЛ),
УЗНАЛИ О (ПОБЕДА).
6. Из группы слов, начинающихся с буквы К, выпишите существительные с мягкой согласной на конце и
определите их склонение: КАЛЕНДАРЬ, КАРТОФЕЛЬ, СЛОВАРЬ.
В 4 классе ведётся работа по закреплению и углублению знаний по теме "Состав слова". При этом появляется
возможность снова использовать слова с непроверяемой орфограммой. Выполняя упражнения, связанные с
разбором слов по составу со словообразованием, ученики усваивают написание слов, однокоренных тем,
которые предлагаются в списке. Ниже представлены задания в которых можно использовать слова с
непроверяемой орфограммой:
1. Выписать из словаря 5 слов, состоящих из одного корня: БАГАЖ, БИЛЕТ, ИНЖЕНЕР, КОМБАЙН.
2. Из группы слов выписать слова, состоящие из корня и окончания; из корня и суффикса; из корня, суффикса и
окончания:
БЕСЕДА, ИНТЕРЕСНЫЙ, ГАЗЕТА, ЖЕЛАТЬ, ЧЁРНЫЙ.
3. Подобрать к именам существительным однокоренные имена прилагательные с суффиксами Н, СК.
АДРЕС – АДРЕСНЫЙ (СТОЛ)
ШОФЁР – ШОФЁРСКИЕ (ПРАВА)
ПАССАЖИР – ПАССАЖИРСКИЙ (ПОЕЗД)
4. Подобрать к именам существительным однокоренные имена существительные с суффиксами ЧИК, ИК.
ВАГОН – ВАГОНЧИК,
БИЛЕТ – БИЛЕТИК,
ГАЗЕТА – ГАЗЕТЧИК. Среди слов с непроверяемой орфограммой имеется несколько таких, написание которых можно объяснить,
опираясь на происхождение слова. Например, в слове БЕРЁЗА в первом слоге пишется гласная Е, потому, что
слово произошло от слова БЕЛАЯ. Так дерево было когдато названо по цвету его белой коры. Значит слово
БЕЛАЯ является как бы косвенной мотивировкой правописания слова БЕРЁЗА и помогает учащимся понять.
Почему в корне БЕРЁЗ пишется Е, тем самым быстрее запоминается его написание. А короткая
этимологическая справка объясняет, почему данные слова были когдато родственными.
Учителя широко используют и такие виды работ:
Замени одним словом и напиши.
1. Человек, который передаёт свои знания другим, учит. (учитель)
2. Член колхоза. (колхозник)
3. Двенадцатая часть года. (месяц)
Допишите предложение.
1. Чистота – залог …(здоровья).
2. В лесу созрела …(земляника).
3. На жарком солнышке подсох
4. И рвётся из стручков … (горох).
Творческие работы.
1. Составить предложения с данными словами: КОРАБЛЬ, ГЕРОЙ.
2. Составить рассказ, употребляя слова по теме: "Железная дорога".
Значительное место в процессе словарноорфографической работы следует отводить самостоятельной работе
учащихся. Предлагая детям задания, направленные на усвоение беспроверочных написаний, учителю
необходимо связывать эти задания с изучением программного материала. Это особенно важно в 4 классе, когда
большая насыщенность уроков учебным материалом требует от учителя и большей продуманности в
организации словарноорфографической работы.
Работая самостоятельно с указанным учителем словом, ученики должны:
1. Найти его в словаре;
2. Определить место ударения в нём;
3. Найти и выписать гласную, правописание которой следует запомнить;
4. Поставить к слову вопрос и определить к какой части речи относится выписанное слово;
5. Затем учащиеся записывают слова различных грамматических категорий, которые могут быть
употреблены с выписанным словом;
6. Устно составляют словосочетания, подбирая к существительному подходящие прилагательные,
существительные в косвенных падежах с предлогами и без предлогов, глаголы (в данном случае
составляется нераспространённые предложение).
7. Учащиеся подбирают однокоренные слова, устно указывают их принадлежность к определённой части
речи.
Запись своей самостоятельной работы над словами с непроверяемой орфограммой учащиеся оформляют в виде
таблицы:
слово
Гласная для
запоминания
Вопрос.
Часть
речи.
С какими словами можно употреблять
данное слово.
Однокоренные
слова.
герой
е
Кто?
Известный
Имя сущ.
Прославленный
Героический
Героизм песок
е
Что?
Речной
Имя сущ.
Золотистый
Песчаный
Песчинка.
В качестве проверки правописания слов с непроверямой гласной используется как контрольное списывание, так
и словарные слуховые диктанты, которые могут проводиться с целью текущей проверки за качеством усвоения
написания слова, так и с целью контроля.
В последнем случае они приобретают вид контрольных словарных диктантов.
Работа с орфографическим словарём.
Учащиеся начальных классов, как правило, имеют два словарика:
1. Словарик трудных слов, помещённый в конце учебника.
1. Орфографический словарик П.А.Грушникова.
Чтобы выработать у учащихся навык работы со словарём необходимо отводить на уроках русского языка время
на специальные упражнения.
Первая группа упражнений направлена на развитие у учащихся навыка пользования словарём:
быстрое отыскивание слов на одну и ту же букву, расположенных в разных местах раздела: ГАМАК,
ГРУЗОВИК, ГОНЧАР, ГЕОЛОГ и т.п.
отыскивание слов, начинающихся с разных букв. Контрольное время, указанное учителем на нахождение
нужного слова, должно постепенно сокращаться.
Вторая группа упражнений со словарём связана с изучением основных программных тем каждого класса.
Упражнения этой группы могут быть направлены на использование материала словарей:
для подбора примеров на изучаемую тему по грамматике и орфографии;
для грамматического разбора;
Разбери указанные слова по составу.
Выпиши слова, состоящие из одного корня, из корня и окончания и т.п.
Третья группа упражнений имеет своей целью использование для предупреждения ошибок в самостоятельной
работе учащихся:
перед письменной работой учащиеся по заданию учителя справляются о написании ряда слов;
учащиеся сами находят в написанном или продиктованном тексте слова, о правописании которых они
будут справляться по словарю.
При выполнении письменных самостоятельных работ полезно предлагать учащимся следующие задания:
справляйся по словарю о словах, в написании которых сомневаешься;
проверь записанные слова по словарю, или проверь всю работу, используя словарь.
На начальном этапе использование указанных видов работ со словарём можно предлагать учащимся рядом с
записанным словом указывать страницу словаря, на которой помещено данное слово. Это необходимо для того,
чтобы можно было проверить работу ученика и убедиться, как часто, и в каких именно случаях он прибегал к
помощи словаря.
Чтобы проверить, как усвоено правописание слов, непроверяемых ударением, проводятся словарные диктанты
(810 слов). Огромно образовательное и воспитательное значение русского языка как учебного предмета. Научить
школьников правильно пользоваться русским языком, обеспечить подготовку вполне грамотных людей –
важнейшая задача школы.
Одной из основных трудностей прочного усвоения учащимися основ орфографии является наличие в русском
языке сравнительно большого количества слов, правописание которых не определяется ни правилами, ни
произношением. Усвоить правописание этих слов ("трудных," словарных) учащиеся могут только путём
заучивания и систематической тренировке в их написании.
Подходить к их изучению нужно дифференцированно: в первую очередь учащихся целесообразно знакомить со
словами, часто употребляемыми в речи. А учительский опыт показывает, что попутное включение слов с
непроверяемой орфограммой в различные виды упражнений в течение всего учебного года даёт хорошие
результаты. Учащиеся усваивают слова, а сам процесс усвоения исключает томительное однообразие.
Словарь 3-4 классы
Словарь 3-4 классы
Словарь 3-4 классы
Словарь 3-4 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.