Словарь антонимов по трагедии А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери"(в соавторстве с Хакимовой Айгуль)
Оценка 5
Исследовательские работы
docx
русская литература +2
Взрослым
08.12.2017
Словарь антонимов по трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» включает как разнокоренные антонимы, так и однокоренные.
Словарь состоит из общеязыковых и контекстуальных антонимов.
В качестве антонимов в словаре представлены не только знаменательные части речи (имена существительные и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения), но и служебные ( частицы).
Словарь содержит антонимы, выражающие качественную противоположность, противоположную направленность действий, признаков, свойств.
буклеты по словарям- Моцарт и САльери.docx
Цели: углублённое изучение
лексики одного произведения,
расширение понятия «антонимы»,
создание авторского словаря на
литературном материале.
Предмет исследования: антонимы
Объект исследования: трагедия
А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»
Задачи:
изучить лексику трагедии
«Моцарт и Сальери»;
выявить пары слов с
противоположным значением;
систематизировать антонимы по
алфавиту, по тематическим
группам;
разработать структуру словарной
статьи в соответствии с целями;
составить аннотацию к словарю.
редактировать словарь;
Актуальность данной работы
заключается в том, что подобное
исследование в области
лексикографии позволяет
расширить область знаний о
развитии языка (конкретной эпохи,
конкретного автора).
Практическая направленность
данной работы бесспорна.
Авторский словарь можно
применять на уроках русского
языка, литературы, дополняя
предмет изучения, расширяя
границы обычного видения
предмета.
Научность – в соблюдении научного
подхода к созданию словаря:
определяется минимальная
терминологическая база, условные
пометы, структура словаря.
Доступность в использовании
материала.
Выбор объекта и предмета
исследования диктуется
необходимостью
лексикографического
сопровождения при изучении
соответствующих тем в школьной
программе.
Оригинальность работы –основное
требование к созданию словаря,
чтобы не повторять уже известные
научные открытия.
Конечный продукт – авторский
«Словарь антонимов»
ФРАГМЕНТЫ РАБОТЫ
Подборка лексического
материала
безделица –
глубина
безумец –
ремесленник
вдохновение -
дым
великий –
презренный
верил –
заблуждался
высокий – низкий
гармония –
Моцарт –
Сальери
намедни –
сегодня
немного –
слишком
нет – да
ничего - всё
ночь – день
пасмурен – весел
первый –
последний
алгебра
гений –
злодейство
гордый –
презренный
дар –
самоотверженье
достигнет –
грянет
достигнет –
падёт
друг – враг
жарко – холодно
жизнь – смерть
забава – труд
заблуждался –
нашёл
завистник –
гений
зашёл – вышел
земля – небо
искусство –
жизнь
лёгкий – тяжкий
песни – труд
поздно – рано
прежде – ныне
пришёл – не
приходил
пришёл –
скрылся
расстроен – рад
ремесленник –
бог
ремесло -
искусство
смеёшься –
плачешь
смешно –
несмешно
смеяться –
плакать
смеяться – слёзы
лить
страх – смелость
тогда – сейчас
упрямо –
безропотно
усильный –
праздный
Аннотация к Словарю антонимов
Словарь антонимов по трагедии
А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»
включает как разнокоренные
антонимы, так и однокоренные.
Словарь состоит из общеязыковых и
контекстуальных антонимов. В качестве антонимов в словаре
представлены не только
знаменательные части речи (имена
существительные и
прилагательные, наречия, глаголы,
местоимения), но и служебные
( частицы).
Словарь содержит антонимы,
выражающие качественную
противоположность,
противоположную направленность
действий, признаков, свойств.
Структура Словаря
Словарь состоит из основной части и
отдельного списка антонимов,
встретившихся в трагедии.
Основная часть содержит словарные
статьи, расположенные в
алфавитном порядке и
сопровождаемые примерами из
текста.
Отдельный список антонимов
пронумерован, дан в алфавитном
порядке, но без иллюстраций и
помет.
В словарной статье может быть
отмечена стилистическая
принадлежность слова.
Каждому слову даётся комментарий
в виде цитаты из текста трагедии
«Моцарт и Сальери».
В качестве основного заголовка
словарной статьи, напечатанного
Структура словарной статьи
прописным полужирным шрифтом,
приводится пара антонимов из
текста.
В заголовке слова даются
преимущественно в начальной
форме, за исключением глаголов и
краткой формы прилагательных и
причастий.
Если слово в антонимической паре
стилистически или экспрессивно
окрашено, то оно снабжается
пометой разг., прост., нар.-поэт.,
книжн., устар. или высок.
В качестве иллюстраций приводятся
цитаты из текста трагедии
А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» с
указанием в скобках, кому из героев
они принадлежат.
ПРИМЕР словарной статьи
НАМЕДНИ (устар.)– СЕГОДНЯ
«…Намедни ночью
Бессонница моя меня томила» (Моцарт)
НЕМНОГО – СЛИШКОМ
«…немного помоложе» (Моцарт)
НЕТ – ДА
«Нет. Мне не смешно» (Сальери)
«Нет – так; безделицу» (Моцарт)
НИЧЕГО – ВСЁ
ПАСМУРЕН – ВЕСЕЛ
«Что ты сегодня пасмурен» (Сальери)
E-mail:
[email protected]
Из опыта создания авторского
словаря
«…смешнее отроду ты ничего не
слыхивал» (Моцарт)
НОЧЬ – ДЕНЬ
«Мне день и ночь покоя не даёт
Мой чёрный человек» (Моцарт)
СЛОВАРЬ АНТОНИМОВ (на материале трагедии
А.С.Пушкина «Моцарт и
Сальери»)
автор: Хакимова Айгуль, ученица 9
класса МБОУ СОШ №4 с.Раевский
соавтор, научный руководитель:
Шевяхова Эльза Шамилевна,
учитель русского языка и
литературы МБОУ СОШ №4
с.Раевский
Республика Башкортостан
Словарь антонимов по трагедии А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери"(в соавторстве с Хакимовой Айгуль)
Словарь антонимов по трагедии А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери"(в соавторстве с Хакимовой Айгуль)
Словарь антонимов по трагедии А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери"(в соавторстве с Хакимовой Айгуль)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.