Словесное рисование на уроках чтения

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 02.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учитель на уроках чтения не редко испытывает затруднения при попытках развить речь детей, в том числе и посредством словесного рисования. Словесное рисование - это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, стихотворения, а также - рассказа.
Иконка файла материала Словесное рисование.docx
СЛОВЕСНОЕ РИСОВАНИЕ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ Развитие речи ­ актуальная задача обучения в специальной школе, т.к. наша речь является основой всякой умственной деятельности и средством человеческого общения (коммуникации). Проблема развития речи занимает важное место в образовании. Упражнения в устной связной речи зачастую не решают задач развития речи детей. Речь школьников бедна, маловыразительна. Ученикам сложно перевести внутреннюю речь во внешнюю. Учитель   нередко   испытывает   затруднения   при   попытках   развить воображение и речь детей, в том числе и посредством словесного рисования. Словесное   рисование   ­   это   способность   человека   выражать   свои   мысли   и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения. Программа предусматривает развитие умений: а) умение воплощать в слове продукты фантазии и творчества учащихся; б) умение использовать в речи образные средства языка: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения; в) умение устного словесного описания предмета.           Для   полноценного   восприятия   стихотворения   ученикам   необходимо проникнуться эмоциональным состоянием героя, прочувствовать и пережить то, что его волнует, удивляет, радует. Это трудно для умственно отсталых школьников, т.к. их эмоции развиты недостаточно, дети не готовы в полной мере   сопереживать   читаемому.   Очень   много   мысленных   усилий   им приходится   тратить   на   сам   процесс   чтения,   что   значительно   подавляет эмоциональную составляющую. Для усиления эмоционального восприятия можно предложить такие задания: ­ какие чувства при чтении стихотворения возникли в вашей душе: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг? ­   обратите   внимание   на   слова,   которые   выбирает   автор,   для   того   чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты; ­ найдите в стихотворении слова, передающие настроение автора. Далее   можно   заняться   непосредственно   словесным   рисованием,   что направлено на пробуждение воображения и фантазии школьников:  ­ представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту;   ­ подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, облака, зелень, землю и т.д.; ­   вслушайтесь   в   звучание   стихотворения   и   попытайтесь   напеть   мелодию, подходящую по звучанию к этому стихотворению; ­ какие звуки повторяются в этой строке и что они «рисуют»? ­ подберите словесную иллюстрацию ко всему стихотворению или к  выбранному вами отрывку; ­ какие строки стихотворения подходят к вашей иллюстрации? Работа над образным языком лирического стихотворения очень важна. Такая работа   способствует   развитию   речи   и   обогащению   словарного   запаса, помогает   вдуматься   в   смысловое   содержание   лирического   произведения, приближает к творческому процессу.направлена на выражение личностного отношения: ­ какие настроения автора вы почувствовали? ­ поделитесь с товарищами своими впечатлениями об услышанном; ­ выразите возникшие у вас чувства; ­ расскажите о своем отношении к воображаемой картине. Перспектива   дальнейшей   работы   видится   в   том,   чтобы   использовать словесное   рисование   не  только   как   прием   развития   речи,  но   и   как   прием анализа   художественного   произведения   и   формирования   творческого общения с лирическим стихотворением.

Посмотрите также