Учитель на уроках чтения не редко испытывает затруднения при попытках развить речь детей, в том числе и посредством словесного рисования. Словесное рисование - это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, стихотворения, а также - рассказа.
Словесное рисование.docx
СЛОВЕСНОЕ РИСОВАНИЕ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ
Развитие речи актуальная задача обучения в специальной школе, т.к.
наша речь является основой всякой умственной деятельности и средством
человеческого общения (коммуникации). Проблема развития речи занимает
важное место в образовании. Упражнения в устной связной речи зачастую не
решают задач развития речи детей. Речь школьников бедна, маловыразительна.
Ученикам сложно перевести внутреннюю речь во внешнюю.
Учитель нередко испытывает затруднения при попытках развить
воображение и речь детей, в том числе и посредством словесного рисования.
Словесное рисование это способность человека выражать свои мысли и
чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения.
Программа предусматривает развитие умений:
а) умение воплощать в слове продукты фантазии и творчества учащихся;
б) умение использовать в речи образные средства языка: сравнения, эпитеты,
метафоры, олицетворения;
в) умение устного словесного описания предмета.
Для полноценного восприятия стихотворения ученикам необходимо
проникнуться эмоциональным состоянием героя, прочувствовать и пережить
то, что его волнует, удивляет, радует. Это трудно для умственно отсталых
школьников, т.к. их эмоции развиты недостаточно, дети не готовы в полной
мере сопереживать читаемому. Очень много мысленных усилий им
приходится тратить на сам процесс чтения, что значительно подавляет
эмоциональную составляющую.
Для усиления эмоционального восприятия можно предложить такие задания:
какие чувства при чтении стихотворения возникли в вашей душе: изумление,
радость, восхищение, сожаление, восторг?
обратите внимание на слова, которые выбирает автор, для того чтобы
передать свою радость при виде необыкновенной красоты;
найдите в стихотворении слова, передающие настроение автора.
Далее можно заняться непосредственно словесным рисованием, что
направлено на пробуждение воображения и фантазии школьников:
представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту;
подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, облака,
зелень, землю и т.д.;
вслушайтесь в звучание стихотворения и попытайтесь напеть мелодию,
подходящую по звучанию к этому стихотворению;
какие звуки повторяются в этой строке и что они «рисуют»?
подберите словесную иллюстрацию ко всему стихотворению или к
выбранному вами отрывку;
какие строки стихотворения подходят к вашей иллюстрации?
Работа над образным языком лирического стихотворения очень важна. Такая
работа способствует развитию речи и обогащению словарного запаса,
помогает вдуматься в смысловое содержание лирического произведения,
приближает к творческому процессу. направлена на выражение личностного отношения:
какие настроения автора вы почувствовали?
поделитесь с товарищами своими впечатлениями об услышанном;
выразите возникшие у вас чувства;
расскажите о своем отношении к воображаемой картине.
Перспектива дальнейшей работы видится в том, чтобы использовать
словесное рисование не только как прием развития речи, но и как прием
анализа художественного произведения и формирования творческого
общения с лирическим стихотворением.
Словесное рисование на уроках чтения
Словесное рисование на уроках чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.