– Развитие умений наблюдать за образованием имён прилагательных от основ имён существительных и прилагательных, устанавливать способ образования, определять значение, которое вносит суффикс.
– Развитие умения объяснять причины удвоенных написаний букв на стыке корня и суффикса.
– Совершенствование умений устной и письменной речи: создания текста по опорным сочетаниям прил. + сущ.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Сгруппируйте словарные слова (с. 94):
1-я группа: слова с буквой безударного гласного о.
2-я группа: все остальные слова.
– Подчеркните орфограммы.
2. – Составьте и запишите предложение с одушевлённым именем существительным мужского рода, в котором прячутся слова крот, рак, краб. Что это за слово? (Акробат.)
РАЗБОР ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Русский язык
ПО СОСТАВУ
Урок 102 (91).
Тема: Словообразование имён прилагательных. Р/р Сочинение по опорным сочетаниям слов
– Развитие умений наблюдать за образованием имён прилагательных от основ имён существительных и прилагательных,
устанавливать способ образования, определять значение, которое вносит суффикс.
– Развитие умения объяснять причины удвоенных написаний букв на стыке корня и суффикса.
– Совершенствование умений устной и письменной речи: создания текста по опорным сочетаниям прил. + сущ.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4
Словарная работа.
1. – Сгруппируйте словарные слова (с. 94):
1я группа: слова с буквой безударного гласного о.
2я группа: все остальные слова.
– Подчеркните орфограммы.
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
© ООО «Баласс», 2014
12. – Составьте и запишите предложение с одушевлённым именем
существительным мужского рода, в котором прячутся слова крот, рак,
краб. Что это за слово? (Акробат.)
3. Звукобуквенный анализ слова счёт.
Запись: счёт – [щ,о‘т] – 4 б., 3 зв.
Устная характеристика звуков: «Буквы с и ч обозначают звук [щ,] –
согласный, глухой непарн., мягкий непарн., буква ё обозначает звук [о]
– гласный, ударный» и т.д.
1 3 3
– Прочитайте ключевые слова темы на с. 98. Какие из этих слов ещё не
звучали на наших уроках по теме «Имя прилагательное»? (Образование,
разбор по составу.)
– Словообразование имён прилагательных. Это и будет тема нашего
урока.
– Что вы уже знаете о словообразовании? Попробуйте определить задачи
урока. (Как образуются имена прилагательные? От каких основ, с
помощью каких суффиксов?)
– Давайте составим план сегодняшнего урока.
Учитель вместе с детьми составляет план.
3 4 3
1. Беседа.
– При помощи каких частей слова образуются новые слова?
– Какие вы знаете суффиксы имён существительных?
– От основ каких частей речи образуются имена существительные?
(От основ глаголов, от основ существительных.)
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
II.
Формулирование
проблемы.
III. Открытие
новых знаний.
© ООО «Баласс», 2014
22. Практическая работа на доске и в тетрадях.
– Прочитайте слова, записанные на доске. Определите, какая это часть
речи.
Что? Какой?
мороз морозн ый
цвет цветн ой
–
Как образованы имена прилагательные? (От основ имён
существительных с помощью суффикса н.) Покажем это графически
(учитель графически обозначает основы и суффиксы).
3. Наблюдение на материале текстов упражнений.
Упр. 338 – наблюдение за образованием имён прилагательных от основ
имён существительных.
– Прочитайте имена прилагательные, которые образовались от основ
имён существительных с помощью суффиксов. (Грязный, умный,
конный.)
– Какой суффикс помог образовать эти имена прилагательные? (н)
– Сравните слова грязный и конный. Что вы заметили? (В слове конный –
2 буквы н.)
– Как вы думаете, почему пишется удвоенная буква н в слове конный?
Продолжим наблюдение.
– Как ещё могут образовываться имена прилагательные? (От основ имён
существительных с помощью суффикса и приставки.)
– Назовите суффиксы и приставки.
– Какие слова напишете на месте вопросительных знаков? (Настольный,
длинный, лунный, сонный.)
– Какие из них будут образованы с помощью суффиксов, а какие – с
помощью суффиксов и приставок?
© ООО «Баласс», 2014
3– Как напишете слова, образованные с помощью суффиксов? (С
удвоенной буквой н.) Почему? (Корень оканчивается на н, и добавляется
суффикс н.)
– Где написана удвоенная буква согласного в этих словах? (На стыке
корня и суффикса.)
– Запишите слова с этой орфограммой и разберите по составу.
Длинн ый, лунн ый, сонн ый
– Приведите примеры других слов. (Пустынный, коронный, блинный…)
Упр. 339 – наблюдение над образованием имён прилагательных от
основ имён прилагательных.
– Прочитайте исходное слово. (Новый.)
– Как получили слово новенький? (Это прилагательное образовалось от
основы прилагательного новый с помощью суффикса еньк.)
– Какое дополнительное значение вносит в слово новенький суффикс
еньк? (Ласкательное.)
– Какие образуете слова на месте вопросительных знаков? (Беленький,
бледненький.)
– Какое у них всех будет значение? (Ласкательное.)
– Как образовалось прилагательное красноватый?
– Какое значение вносит суффикс оват? (Оттенок «немного».)
– Какие слова должны быть на месте вопросов? (Коричневатый,
голубоватый, седоватый.)
– Запишите эти пары, графически покажите, как шло образование слов.
– Подчеркните буквы безударных гласных. Их надо запомнить.
Историческая (этимологическая) справка.
– Знаете ли вы, что слово коричневый образовалось от слова корица, т.е.
кора? Что же у этих слов общего? (Кора коричневого цвета, т.е.
© ООО «Баласс», 2014
4IV. Развитие
умений.
коричневый – цвет коры.) А голубой цвет получил своё название по цвету
оперения шейки голубя.
Сделайте вывод: как образуются имена прилагательные? (От основ
существительных при помощи суффикса н или приставок (по, над) и
суффикса н; от основ прилагательных – при помощи суффиксов еньк,
оват.)
3 4 6 1 3
1. Играэстафета.
Каждая команда (ряд) получает карточку, на которой написаны
имена существительные (по числу игроков):
карман – честь – ячмень –
машина – ужас – мина –
кость – конь – вкус –
грусть – картон – месть –
скука – звук – молоко –
удача – небеса – век –
Каждый игрок образует от основы существительного однокоренное
прилагательное с помощью суффикса н и записывает его справа,
после чего передаёт карточку следующему игроку. Побеждает та
команда, которая быстрее и правильно выполнит задания.
2. Р/р Сочинение по опорным сочетаниям слов.
Упр. 343.
– Прочитайте словосочетания.
– Какова будет тема текста? (Грибы в осеннем лесу.)
–
Прослушивается 2–3 варианта рассказа.
– Написание текста.
Составьте предложения так,
чтобы получился рассказ.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
© ООО «Баласс», 2014
5Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
V. Итог урока.
4 4
– Рассмотрите схемы. Подпишите вместо вопроса часть речи.
гл. + тель = ? (сущ., например писатель)
сущ. + н = ? (прил., например сонный)
сущ. + еньк = ? (сущ., например доченька)
прил. + еньк = ? (прил., например синенький)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
задание.
1. Написать 5 прилагательных с удвоенной буквой н на стыке корня и
суффикса, а ещё 5 слов – с суффиксами оват, еньк. Разобрать
прилагательные по составу.
2. Задание № 10, тема 9 в рабочей тетради.
© ООО «Баласс», 2014
6Деятельность учеников:
Выделять в предложении словосочетания прил. + сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени
прилагательному.
Называть признаки имени прилагательного (морфологический разбор).
Урок 103 (92)
Тема: Проверочная работа № 10
В качестве языковой разминки в начале урока можно проверить задание № 10, тема 9 в рабочей тетради, которое
выполняли дома.
Ученики называют прилагательные, которые подчеркнули, называют их род, объясняют, как его определяли.
Далее ученики читают предложения, в которых использовали ключевые словаимена прилагательные, объясняют
написания окончаний имён прилагательных.
Проверочная работа № 10 выполняется на с. 30–31 тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 3й
кл.».
Задание № 1 проверяет теоретические знания учащихся об имени прилагательном;
задание № 2 – умение отличать имена прилагательные от слов других частей речи;
задание № 3 – умение подбирать антонимы и синонимы к данному слову;
задание № 4 – умение составлять словосочетания по заданной схеме;
задание № 5 – умение разбирать прилагательные по составу;
задание № 6 – умение писать букву гласного в безударных окончаниях имён прилагательных;
задание № 7 – умение разбирать прилагательное как часть речи.
Обращаем внимание учителя на то, что в задании № 6 требуется не просто подчеркнуть, а обозначить орфограмму. Это
значит, дети должны написать слововопрос над прилагательным и сделать все необходимые графические обозначения.
(как им ?)
© ООО «Баласс», 2014
7Например: … красн ым цветом.
Каждое задание оценивается отдельно.
© ООО «Баласс», 2014
8