Учебник: Математика Л.Г. Петерсон
Страницы: 33-35
Наглядно-демонстрационные материалы:
1. таблица “Алгоритм сложение и вычитание смешанных чисел. ”
2. фигуры для составления моделей примеров;
3. таблица “Дерево успеха” и к нему красные, жёлтые и коричневые шарики.
Вводная часть:
I.Организационный момент.
II. Актуализация знаний. 1)Сравните дроби: (слайд 2, после сравнения слайд 3) 5/7 и 1; 6/6 и 1; 4/11 и 5/11; 8/13 и 5/13; 9/10 и 3/10; 7/15 и 9/15. (Сравните и сформулируйте правила сравнения дробей); - Какое ещё можно выполнить задание с этими дробями? Дети предлагают свои задания. Например: сложить или вычесть эти дроби. - Проговорите алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями. - А теперь вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Дети проговаривают вслух. 2.Цепочка дробных чисел. (Слайд 4) Перед вами на доске написана цепочка дробных чисел. 1. Определите, какое из данных чисел лишнее? Почему? (Учащиеся отвечают на вопрос и обосновывают свой ответ). 2. На какие две группы чисел можно разделить обыкновенные дроби? 3. Какие дроби называются правильными? . 4. Выберите, из данных дробей - правильные дроби. 5. Какие дроби называются неправильными? 6. Выберите, из данных дробей – неправильные дроби. 7. Из каких дробей, можно выделить целую часть? 8. Как из неправильной дроби выделить целую часть? Открываем тетради. Пишем число. 15.12.16. Классная работа. Отступите две клеточки вниз, проведём математический диктант. 2)Математический диктант. (Слайд 5) Выполните действия и запишите только ответы: 15/8-7/8=8/8=1 9/9-4/9=5/9 5/11+4/11=9/11 7/13+6/13=13/13=1 - Прочитайте ответы примеров (если дети допускают ошибки, то следует приговорить алгоритм).
Сложение и вычитание смешанных чисел.docx
Гостевой урок "Сложение и вычитание смешанных чисел"
Математика (4 класс)
Учебник: Математика Л.Г. Петерсон
Страницы: 3335
Нагляднодемонстрационные материалы:
1. таблица “Алгоритм сложение и вычитание смешанных чисел. ”
2. фигуры для составления моделей примеров;
3. таблица “Дерево успеха” и к нему красные, жёлтые и коричневые шарики.
Вводная часть:
I.Организационный момент.
II. Актуализация знаний. 1)Сравните дроби: (слайд 2, после сравнения слайд 3) 5/7 и 1; 6/6 и
1; 4/11 и 5/11; 8/13 и 5/13; 9/10 и 3/10; 7/15 и 9/15. (Сравните и сформулируйте правила
сравнения дробей); Какое ещё можно выполнить задание с этими дробями? Дети
предлагают свои задания. Например: сложить или вычесть эти дроби. Проговорите
алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями. А теперь вычитание дробей с
одинаковыми знаменателями. Дети проговаривают вслух. 2.Цепочка дробных чисел. (Слайд
4) Перед вами на доске написана цепочка дробных чисел. 1. Определите, какое из данных
чисел лишнее? Почему? (Учащиеся отвечают на вопрос и обосновывают свой ответ). 2. На
какие две группы чисел можно разделить обыкновенные дроби? 3. Какие дроби называются
правильными? . 4. Выберите, из данных дробей правильные дроби. 5. Какие дроби
называются неправильными? 6. Выберите, из данных дробей – неправильные дроби. 7. Из
каких дробей, можно выделить целую часть? 8. Как из неправильной дроби выделить целую
часть? Открываем тетради. Пишем число. 15.12.16. Классная работа. Отступите две
клеточки вниз, проведём математический диктант. 2)Математический диктант. (Слайд 5)
Выполните действия и запишите только ответы: 15/87/8=8/8=1 9/94/9=5/9 5/11+4/11=9/11
7/13+6/13=13/13=1 Прочитайте ответы примеров (если дети допускают ошибки, то следует
приговорить алгоритм).
Основная часть:
III. Постановка проблемы. А теперь решите эти примеры(Слайд 7) 3 3/6+2 2/6=? 3 3/62 2/6=?
Какое значение вы получили в этих двух примерах? Почему у вас возникли затруднения?
(Не умеем складывать смешанные числа). (А какие могли быть у вас затруднения при
решении?) Какова же тема нашего урока? Дети формируют тему урока, учитель открывает
запись темы. (Слайд 8) А теперь мы будем складывать и вычитать смешанные числа. Как
найти сумму смешанных чисел? Дети выдвигают свои гипотезы: «Надо найти сумму целых
частей, а потом дробных частей». Закрепим эту тему работой в группах.
IV. «Открытие» детьми нового знания. ГОНЦЫ Разложите на парты свои фигуры и
используя их, попробуйте решить пример, который лежит у вас на парте. У каждой группы
свой пример.(Слайд 9) 1 группа – 2 ¾ + 1 1/4, 2 группа – 2+3/4, 3 группа – 2 3/4+1/4, 4 группа
– 2/4 + 2/4. Проверяем по эталону. (Ученики выкладывают модели примеров с помощью
фигур на партах, учитель демонстрирует на доске)(Слайд 10) Какие результаты вы
получили? (Ответы учащихся.) А теперь давайте подумаем,каким алгоритмом мы будем
пользоваться?(Ответы детей, одновременно открывать слайд 11) 1)Сложить целые числа
2)Сложить дробные числа Ребята, а как мы будем вычитать смешанные числа?
Предположения детей: “Надо вычитать отдельно целые и дробные части”. Давай проверим.
ГОНЦЫ Выкладывается модель примера с помощью фигур: 1 группа – 2 3/4 – 1 2/4, 2 группа
– 1 – 3/4, 3 группа – 1 1/4 – 1/4, 4 группа – 1 – 2/4.(Слайд12) Проверяем по эталону. Какой
алгоритм вычитания смешанных чисел вы предлагаете? Открывается алгоритм: (Слайд 13)
1)Вычесть дробные числа 2) Вычесть целые числа Проверим свой вывод по учебнику.
(Правило на стр.32.) Совпадает наш вывод с правилом в учебнике? Какие вы молодцы!
(Слайд 14)
V. Физкультминутка VI. Первичное закрепление. Игра «Океанариум». Учебник стр. 33 № 2. По цепочке отвечают
и записывают. Перенесите ответы в рамочки под примерами и прочитайте виды морских
обитателей.
VII. Самостоятельная работа с проверкой знаний в классе. ГОНЦЫ Списать только те
примеры и найти их значение, в которых встречается новый приём вычисления. 4/6 + 1/6 8 3/9
+ 4/9 12/20 – 4/20 41/7 + 5 5/7 9 3/7 – 2 2/7 10 4/5 – 4 * 8 2/15 + 4 6/15 – 7 7/15 Контрольная
группа проговаривает все ответы, другие проверяют. Ребята, пока вы решали примеры, у
меня перепутался весь алгоритм! Помогите мне его восстановить (проговаривание
алгоритма сложения и вычитания смешанных чисел).
Завершающая часть:
VIII. Повторение. 1. Решение задач. Решая задачи, расширим свои знания о родном крае.
(Слайд 15) а) В Башкортостане насчитывается 1000 видов жуков, что составляет 2/3 всех
видов насекомых. Сколько всего видов насекомых в Башкортостане? 2/3 – 1000 ж. 1 ? в.
1000 : 2 3 = 1500 (в.) Ответ: 1500 видов насекомых в Башкортостане. Как ответить на
вопрос задачи?(Чтобы найти целое, надо число разделить на числитель и умножить на
знаменатель). б) В Башкортостане насчитывается 300 видов птиц, а виды рыб составляют1/5
часть видов птиц. Сколько видов рыб в Башкортостане? (вопрос могут дополнить учащиеся)
(Слайд 17) 1 300 в. 1/5 ? в. 300 : 5 х 1 = 60 (в.) Ответ: 60 видов рыб в Башкортостане. Как
ответить на вопрос задачи?(Чтобы найти часть, надо число разделить на числитель и
умножить на знаменатель).
IX. Итог урока. Что нового вы узнали на уроке? Какой алгоритм вывели? Оцените свою
работу на уроке и давайте посмотрим, какое сегодня у нас «Дерево успеха». Пусть каждый
выберет шарик для себя. Если вы довольны собой, возьмите красный шарик, допускали
неточности – жёлтый, надо постараться – коричневый шарик.
Домашнее задание:
Первого уровня:
Стр. 35 № 8 (а, б)
Второго уровня:
Стр. 35 № 8 (а, б) и № 11
Третьего уровня:
Стр. 35 № 8 (а, б)и № 11; для самых неугомонных ещё № 12
Сложение и вычитание смешанных чисел
Сложение и вычитание смешанных чисел
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.