Сложение дробей с разными знаменателями
Цели урока: познакомить учащихся с правилом сложения дробей с разными знаменателями, закрепить полученные знания.
Планируемые результаты:
Личностные:
– формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в образовательной, учебно-исследовательской видах деятельности;
– формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
– умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
Метапредметные:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебной задачи;
– работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
– формулировать гипотезы и осуществлять их проверку;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Предметные:
– знать и применять сложение дробей с одинаковыми знаменателями;
– знать правило сложения дробей с разными знаменателями;
– уметь применять изученное правило при решении упражнений;
– осознанно применять алгоритм сложения дробей с разными знаменателями;
– оценивать результат своей индивидуальной работы, работы в парах и группе.
Основные понятия: определение дроби, определение числителя и знаменателя дроби, определение правильной и неправильной дроби, правила сложения дробей с одинаковыми и разными знаменателями.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Цель/задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Компетенции/ аспекты компетенции/УУД |
Оценивание/формы контроля |
Результат |
1 этап: Организационный момент (1 мин) |
|||||
Проверить готовность к уроку. Создать ситуацию успеха. |
Приветствую учеников. -Здравствуйте, садитесь! -Ребята, проверьте свою готовность к уроку. Сегодня вы работаете с листом рефлексии и листом самооценки. Оцените свою готовность к уроку. |
Приветствуют учителя. Проверяют наличие необходимого к уроку. |
Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию. |
Самооценка готовности к уроку. |
Готовность к уроку. Контроль, самоконтроль, настрой на работу. |
2 этап: Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин) |
|||||
Систематизировать изученный материал. Стимулировать активность ученика на восприятие нового учебного материала. Подвести к формулированию цели урока и самостоятельному поиску нужной информации. |
На предыдущих уроках мы познакомились с обыкновенными дробями. Какие действия вы можете выполнить над дробями? Как же приводить дроби к новому знаменателю? Задание 1.
Как сокращать дроби? Задание 2.
Вспомните правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями Задание 3. Проверьте правильность решения следующих примеров
Все задания выполнены правильно? Почему вы не можете проверить четвертый пример? А теперь, догадайтесь, какой может быть цель нашего урока … Итак, цель нашего урока … |
Приводить к одному знаменателю, сокращать, складывать дроби, если их знаменатели равны.
Рассказывают правило Решают устно
Рассказывают правило Решают устно
Рассказывают правило Решают устно
Вычисляют первые 3 примера. Находят ошибку в 3 примере.
Высказывают предположения, что не знают как выполнить сложение, так как знаменатели разные. Формулируют цель: сформулировать правило сложения дробей с разными знаменателями и научиться применять его при решении упражнений и задач. |
Коммуникативные : Слушать, понимать речь других Познавательные УУД: -уметь проводить сравнение по заданным критериям.
Коммуникативные УУД. -уметь оформлять свои мысли в устной форме, Регулятивные УУД: -применять установленные правила в планировании способа действия. |
Выступление. Самостоятельная работа с коллективным обсуждением.
|
Уметь находить уже известное. Готовность к восприятию нового.
|
3 этап: Актуализация знаний (3 мин) |
|||||
|
Прием «Генераторы-критики» Общий вопрос: Как же сложить две дроби с разными знаменателями? Противоречие: Знаем, как сложить дроби, если у них одинаковые знаменатели. Необходимо сложить дроби, у которых знаменатели разные.
1 ряд и половина второго: генераторы – ваша задача придумать, как сложить 2 дроби с разными знаменателями, а второй ряд и половина второго критики - ваша задача -выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Обобщим наше предположение и сделаем вывод как же мы сможем сложить дроби с разными знаменателями? |
Одни высказывают предположения – другие анализируют, выбирают подходящий вариант. (Возможные варианты: 1.использовать автоматическое счетное устройство – дорого, не всегда под рукой. 2. Попросить посчитать взрослых - неудобно 3. Применить известное правило сложения дробей с равными знаменателями – как это сделать, ведь у нас знаменатели разные) Обобщают правило сложения |
Учебно-познавательные
Учебно-познавательные, коммуникативные |
Самооценка с помощью баллов |
Составляется правило |
IV этап: Первичное усвоение новых знаний (3 мин) |
|||||
|
На странице 185 учебника прочитайте правило и сравните с тем, что сформулировали вы. Прочитайте его еще раз и расскажите соседу по парте, а он вам. |
Читают про себя правило. Сравнивают правило с тем, что сформулировали сами. Читают, рассказывают друг другу. |
Учебно-познавательные, коммуникативные, регулятивные |
|
Озвучивается правило. Включение в диалог. |
V этап: Первичная проверка понимания (14 мин) |
|||||
|
Ребята, найдите отличия в примерах и дополните правило. Выполните № 305, 306 в т, обменяйтесь тетрадями, у кого нет пары, ту тетрадь проверяем вместе, ребята выполняют взаимопроверку, сравнив ответы с ключом на доске. Кто справился раньше, тот может делать 307 первый столбик.
|
Дроби необходимо приводить к наименьшему общему знаменателю, а результат должен быть выражен несократимой дробью.
Выполняют задание. Выполняют взаимопроверку.
Оценивают свои достижения.
Выполняют упражнения
|
Учебно-познавательные, коммуникативные, регулятивные |
Самооценка с помощью баллов |
Работа в парах, применение правила.
|
VI этап: Первичное закрепление (14 мин) |
|||||
Организация самостоятельного выполнения учащимися заданий на новый способ действий. Организация самопроверки учащимися своих решений по эталону; создание ситуации успеха для каждого ученика. |
№ 835 ( столбик 1)
1 ученик приводит к новому знаменателю, 2 ученик – складывает, 3 ученик – сокращает, 4 ученик проверяет с готовым решением.
Оцените свою работу и работу группы.
Ребята, а где можно применять данную тему?
Решим задачу из учебника № 841 (б). Что известно, что нужно найти? |
|
Учебно-познавательная, коммуникативная |
Самооценка с помощью баллов |
Решение в тетради. Работа в группах.
В листе самооценки |
VII этап: Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (3 мин) |
|||||
|
В дневниках записываем домашнее задание: прочитать п. 4.6 учебника, выучить правила, выполнить №834, 835 (3). Дополнительно: подготовить сообщение о том, как складывали в древнем египте и вавилоне. |
|
Коммуникативные |
|
Запись в дневник |
VIII этап. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (2 мин) |
|||||
Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности. Развитие рефлексивных умений |
Подведем итоги нашего урока. Поставьте себе итоговую оценку за урок. . Как вы думаете, все ли вы узнали о дробях? Подумайте дома, как можно выполнить вычитание дробей – это тема нашего будущего урока. |
Оценивают достижение поставленных целей.
|
Коммуникативные |
Оценка и самооценка работы учащихся на уроке |
Рефлексия способности организовывать собственную деятельность Нацеливание на следующий урок. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.