slozhenie_drobey_s_raznymi_znamenatelyami

  • docx
  • 28.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала slozhenie_drobey_s_raznymi_znamenatelyami.docx

 

Сложение дробей с разными знаменателями

 

 

Цели  урока: познакомить учащихся  с правилом сложения дробей с разными знаменателями, закрепить полученные знания.

 

Планируемые результаты:

 

Личностные:

        формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса;

        формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в образовательной, учебно-исследовательской видах деятельности;

        формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;        

        умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.

 

Метапредметные:

        принимать и сохранять учебную задачу;

        осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебной задачи;

        работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

        формулировать гипотезы и осуществлять их проверку;

        строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

 

Предметные:

        знать и применять сложение дробей с одинаковыми знаменателями;

        знать правило сложения дробей с разными знаменателями;

        уметь  применять изученное правило при решении упражнений;

        осознанно применять алгоритм сложения дробей с разными знаменателями;

        оценивать результат своей индивидуальной работы,  работы в парах и группе.

 

Основные понятия: определение дроби, определение числителя и знаменателя дроби, определение правильной и неправильной дроби, правила сложения дробей с одинаковыми и разными знаменателями.

 

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.

 

 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

 

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

1 этап: Организационный момент (1 мин)

Проверить готовность к уроку.

Создать ситуацию успеха.

Приветствую учеников.

 -Здравствуйте, садитесь!

 -Ребята, проверьте свою готовность к уроку.

Сегодня вы работаете с листом рефлексии и листом самооценки.

Оцените свою готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Проверяют наличие необходимого к уроку.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию.

Самооценка готовности к уроку.

Готовность  к уроку.

Контроль, самоконтроль, настрой на работу.

2 этап: Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин)

Систематизировать изученный материал.

Стимулировать активность ученика на восприятие нового учебного материала.

Подвести к формулированию цели урока и самостоятельному поиску нужной информации.

На предыдущих уроках мы познакомились с обыкновенными дробями. Какие действия вы можете выполнить над дробями? Как же приводить дроби к новому знаменателю?

Задание 1.

Как сокращать дроби?

Задание 2.

Вспомните правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями

Задание 3.

Проверьте правильность решения следующих примеров

Все задания выполнены правильно?

Почему вы не можете проверить четвертый пример?

А теперь, догадайтесь, какой может быть цель нашего урока …

Итак, цель нашего урока

Приводить к одному знаменателю, сокращать, складывать дроби, если их знаменатели равны.

 

Рассказывают правило

Решают устно

 

Рассказывают правило

Решают устно

 

 

Рассказывают правило

Решают устно

 

Вычисляют первые 3 примера. Находят ошибку в 3 примере.

 

Высказывают предположения, что не знают как выполнить сложение, так как знаменатели разные.

Формулируют цель:

сформулировать правило сложения дробей с разными знаменателями и научиться применять его при решении упражнений и задач.

Коммуникативные :

Слушать, понимать речь других

Познавательные УУД:

-уметь проводить   сравнение по заданным критериям.

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД.

-уметь оформлять свои мысли в устной форме,

Регулятивные УУД:

-применять установленные правила в планировании способа действия.

Выступление.

Самостоятельная работа с коллективным обсуждением.

 

Уметь находить уже известное. Готовность к восприятию нового.

 

3 этап: Актуализация знаний   (3 мин)

 

Прием «Генераторы-критики»

Общий вопрос: Как же сложить две дроби с разными знаменателями?

Противоречие: Знаем,  как сложить дроби, если у них одинаковые знаменатели. Необходимо сложить дроби, у которых знаменатели разные.

 

1 ряд и половина второго: генераторы – ваша задача придумать, как сложить 2 дроби с разными знаменателями, а  второй ряд и половина второго критики - ваша  задача -выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие.

Обобщим наше предположение и сделаем вывод как же мы сможем сложить дроби с разными знаменателями?

Одни высказывают предположения – другие анализируют, выбирают подходящий вариант.

(Возможные варианты:

1.использовать автоматическое счетное устройство – дорого, не всегда под рукой.

2. Попросить посчитать взрослых - неудобно

3. Применить известное правило сложения дробей с равными знаменателями – как это сделать, ведь у нас знаменатели разные)

Обобщают правило сложения

Учебно-познавательные

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-познавательные, коммуникативные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка с помощью баллов

Составляется правило

IV  этап:  Первичное усвоение новых знаний (3 мин)

 

На странице 185 учебника прочитайте правило и сравните с тем, что сформулировали вы.

Прочитайте его еще раз и расскажите соседу по парте, а он вам.

Читают про себя правило.

Сравнивают правило с тем, что сформулировали сами.

Читают, рассказывают друг другу.

Учебно-познавательные, коммуникативные, регулятивные

 

Озвучивается правило.

Включение в диалог.

V  этап:  Первичная проверка  понимания    (14 мин)

 

Ребята, найдите отличия в примерах и дополните правило.

Выполните № 305, 306 в т, обменяйтесь тетрадями, у кого нет пары, ту тетрадь проверяем вместе, ребята выполняют взаимопроверку, сравнив ответы с ключом на доске.

Кто справился раньше, тот может делать 307 первый столбик.

Дроби необходимо приводить к наименьшему общему знаменателю, а результат должен быть выражен несократимой дробью.

 

 

 

Выполняют задание.

Выполняют взаимопроверку.

 

Оценивают свои достижения.

 

 

 

Выполняют упражнения

 

 

 

Учебно-познавательные, коммуникативные, регулятивные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка с помощью баллов

Работа в парах, применение правила.

 

 

 

VI  этап: Первичное закрепление  (14 мин)

Организация самостоятельного выполнения учащимися заданий на новый способ действий.

Организация самопроверки учащимися своих решений по эталону; создание ситуации успеха для каждого ученика.

№ 835 ( столбик 1)

 

1 ученик приводит к новому знаменателю, 2 ученик – складывает, 3 ученик – сокращает, 4 ученик проверяет  с готовым решением.

 

Оцените свою работу и работу группы.

 

Ребята, а где можно применять данную тему?

 

Решим задачу из учебника № 841 (б).

Что известно, что нужно найти?

 

 

 

Учебно-познавательная, коммуникативная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка с помощью баллов

Решение в тетради.

Работа в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

В листе самооценки

VII  этап: Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению  (3 мин)

 

В дневниках записываем домашнее задание: прочитать п. 4.6 учебника, выучить правила, выполнить №834, 835 (3).

Дополнительно: подготовить сообщение о том, как складывали в древнем египте и вавилоне.

 

Коммуникативные

 

Запись в дневник

VIII  этап.     Рефлексия учебной деятельности (итог урока)     (2 мин)

Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности. 

Развитие рефлексивных умений

Подведем итоги нашего урока.

Поставьте себе итоговую оценку за урок.

.

Как вы думаете, все ли вы узнали о дробях?

Подумайте дома, как можно выполнить вычитание дробей – это тема нашего будущего урока.

Оценивают достижение поставленных целей.

 

 

Коммуникативные

Оценка и самооценка работы учащихся  на уроке

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность

Нацеливание на следующий урок.