Сложность и напряженность в деятельности учителя физической культуры.
Оценка 5
Разработки уроков
doc
физическая культура
8 кл—11 кл
31.03.2018
Образовательно-просветительные функции заключаются в передаче ученикам специальных знаний и умений.
Воспитательные функции состоят в формировании нравственных и идейных взглядов личности школьника.
Цель физического воспитания - способствовать развитию физических и психических качеств у учащихся , формируя у них не только двигательные умения и навыки, но и личность. Эта цель реализуется в образовательном процессе в ходе решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Решение этих задач определяет основные функции учителя физической культуры, к которым относятся: воспитательные, образовательно-просветительские, управленческо-организаторские, проектировочные, административно-хозяйственные.
Управленческо-организаторские функции состоят в организации уроков, занятий в спортивных секциях, спортивных соревнований и в управлении всей спортивной деятельностью учащихся.
Проектировочные функции сводятся к перспективному и текущему планированию мероприятий по физической культуре, учебных нагрузок и определенных результатов, которых должны достигнуть ученики. При этом, осуществляя контроль за темпами реального развития школьниковОбразовательно-просветительные функции заключаются в передаче ученикам специальных знаний и умений.
Воспитательные функции состоят в формировании нравственных и идейных взглядов личности школьника.
Цель физического воспитания - способствовать развитию физических и психических качеств у учащихся , формируя у них не только двигательные умения и навыки, но и личность. Эта цель реализуется в образовательном процессе в ходе решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Решение этих задач определяет основные функции учителя физической культуры, к которым относятся: воспитательные, образовательно-просветительские, управленческо-организаторские, проектировочные, административно-хозяйственные.
Управленческо-организаторские функции состоят в организации уроков, занятий в спортивных секциях, спортивных соревнований и в управлении всей спортивной деятельностью учащихся.
Проектировочные функции сводятся к перспективному и текущему планированию мероприятий по физической культуре, учебных нагрузок и определенных результатов, которых должны достигнуть ученики. При этом, осуществляя контроль за темпами реального развития школьников
uchitel_1.doc
Сложность и напряженность в деятельности учителя физической
культуры.
Образовательнопросветительные функции заключаются в передаче ученикам специальных
знаний и умений.
Воспитательные функции состоят в формировании нравственных и идейных взглядов
личности школьника.
Цель физического воспитания способствовать развитию физических и психических
качеств у учащихся , формируя у них не только двигательные умения и навыки, но и
личность. Эта цель реализуется в образовательном процессе в ходе решения
образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Решение этих задач
определяет основные функции учителя физической культуры, к которым относятся:
воспитательные, образовательнопросветительские, управленческоорганизаторские,
проектировочные, административнохозяйственные.
Управленческоорганизаторские функции состоят в организации уроков, занятий в
спортивных секциях, спортивных соревнований и в управлении всей спортивной
деятельностью учащихся.
Проектировочные функции сводятся к перспективному и текущему планированию
мероприятий по физической культуре, учебных нагрузок и определенных результатов,
которых должны достигнуть ученики. При этом, осуществляя контроль за темпами
реального развития школьников, необходимо вносить коррективы в план работы. Особая
роль принадлежит проектированию (планированию) уроков. Это подбор учебного
материала в соответствии с задачами урока, возрастом школьников, спецификой группы,
половыми и индивидуальными особенностями учеников.
Административнохозяйственные функции учителя физической культуры
многообразны. Они направлены на материальное обеспечение процесса физического
воспитания. Это приобретение и ремонт спортивного оборудования и инвентаря, создание
и благоустройство пришкольных спортивных площадок, обеспечение туристических
походов и многое другое.
По сравнению с учителями других специальностей учитель физической культуры работает
в специфических условиях. В психологии физического воспитания их делят на три группы:
условия психической напряженности, условия физической нагрузки и условия, связанные с
внешнесредовыми факторами.
Условия психической напряженности:
шум от криков занимающихся (особенно на занятиях с младшими школьниками), который
отличается прерывистостью и высокими тонами, вызывает психическое утомление у
учителя;
необходимость переключения с одной возрастной группы на другую;
значительная нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки;
ответственность за жизнь и здоровье учеников, так как занятия физическими
упражнениями отличаются высокой степенью риска в получении травм.
Условия физической нагрузки:
необходимость показывать физические упражнения;
осуществление физических действий совместно с учениками (особенно в походах);
необходимость страховать учеников, выполняющих физические упражнения.
Условия, связанные с внешнесредовыми факторами:
климатические и погодные условия при занятиях на открытом воздухе;
санитарногигиеническое состояние спортивных классов, залов.
Деятельность учителя физической культуры всегда связана с решением педагогических
задач. Решение педагогической задачи проходит через ряд этапов: анализ педагогической ситуации, выдвижение гипотез о возможных способах решить стоящие перед учителем
задачи, прогностическая оценка предполагаемых способов и выбор наиболее подходящего
из них для имеющихся условий (педагогической ситуации), реализация принятого решения
и текущий анализ информации о ходе его реализации, а при необходимости, и
корректировка, после получения результатов ретроспективный анализ достигнутого
результата и сопоставление его с планируемым.
Чтобы сформировать умение учителя физической культуры успешно решать
педагогические задачи и на уроке, рекомендуется использовать специально разработанную
систему самостоятельного психологического анализа урока. Эта система соответствует
общим для педагогики и психологии принципам развивающего и воспитывающего обучения
и условно делится на три направления:
1) воспитательное: развитие личности ученика, формирование его нравственности,
мировоззрения;
2) методическое: разбор урока (обоснование целей, содержания и организации
соответственно уровню подготовленности учащихся, их интеллектуальному развитию,
возрастным и индивидуальным особенностям);
3) проблемное, излагающее современный взгляд на урок, т.е. на совместную деятельность в
группе с двумя адресатами: учеником (что дает ему данный урок в плане развития
речемыслительной деятельности, коммуникативных способностей, индивидуальных и
психологических качеств) и учителем (урок является инструментом совершенствования
собственных педагогических умений, личностных качеств, коммуникативных
способностей, речемыслительной деятельности, самосознания).
Психологический анализ урока имеет свои этапы, которые соответствуют формам
деятельности учителя при проведении уроков: подготовка к уроку, непосредственное
проведение урока, аналитический разбор и оценка проведенного урока самим учителем.
Психологический анализ урока начинается с предваряющего этапа, который включает в
себя составление плана предстоящего урока. При этом учитываются: содержание учебного
материала, цель и задачи, методы и средства обучения, уровень профессиональной
подготовленности и уровень развития индивидуальных психологических и личностных
качеств учителя, возрастные и индивидуальные психологические особенности школьников,
уровень их умственного развития, особенности эмоциональной и волевой сфер, склонности
и интересы учеников, их отношение к учебной деятельности, физическим упражнениям и к
конкретному учителю, способности учащихся к усвоению учебного материала. Кроме того,
важно учитывать наличие необходимого спортивного оборудования, инвентаря, степень
пригодности мест, планируемых для проведения уроков физической культуры.
Текущий этап психологического анализа урока проводится непосредственно в условиях
педагогической ситуации, при реализации плана урока.
Учителю следует уметь одновременно: видеть уровень готовности учеников к уроку,
наблюдать за дисциплиной в течение всего урока, замечать психофизическое состояние
школьников, правильно воспринимать реакцию воспитанников на свои вопросы, замечания,
распоряжения, приказы и просьбы;
внимательно слушать и понимать ответы учеников, их вопросы;
постоянно держать в поле зрения всю группу занимающихся;
организовать наблюдение учеников, как за учебным материалом, так и за действиями их
товарищей;
воспринимать реакцию детей на собственные объяснения;
определять темп работы класса в целом, затруднения, глубину усвоения учебного
материала, типичные ошибки; учитывать особенности учебной деятельности отдельных групп учеников (разделяя их на
сильных, средних и слабых) и существующие особенности в своей работе, а также
особенности отдельных учеников;
замечать своеобразные черты в поведении, речи, склонностях, способностях, интересах и
продвижении в развитии отдельных детей;
наблюдать за своим поведением и речью, соблюдать взаимосвязь деятельности школьников
и собственной деятельности.
Основанный на информации, полученной в ходе проектирования урока, ретроспективный
этап состоит из практической его реализации. Его содержание сравнительный анализ,
включающий в себя оценку правильности задач, методов и средств, выбранных для
объяснений и обоснований теоретических высказываний и проведенных на уроке
практических действий. Учитель должен выявить достоинства и недостатки проведенного
урока и наметить пути для устранения его слабых сторон.
Психологический анализ урока следует считать неотъемлемой частью педагогической
деятельности учителя физической культуры, который проводит его, опираясь на свои
проективноперцептивнорефлексивные способности и аналитические проектировочные и
рефлексивные умения. Такой анализ служит основным механизмом саморегуляции,
самоконтроля и саморазвития педагога.
Список использованной литературы:
Гогунов Е.Н., Марьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие
для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2000. 288 с.
(http://www.fizkultura.ru)
Сложность и напряженность в деятельности учителя физической культуры.
Сложность и напряженность в деятельности учителя физической культуры.
Сложность и напряженность в деятельности учителя физической культуры.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.