ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
«ИНТЕЛЛЕКТ»
Сценарий урока мужества
«Блокадный хлеб Ленинграда»
/Драматический эпизод/
Адресат – учащиеся 5,6,7,8, классов ГУ ЛНР «ЛУВК «Интеллект»
Автор (составитель):
Лысенко Виктор Владимирович,
педагог-организатор,
Руководитель театральной студии
«Импровизация»
г. Луганск, 2020 год
Методическая разработка урока мужества по теме
«Всероссийский урок памяти «Блокадный хлеб»
Пояснительная записка
Тема урока мужества: Всероссийский урок мужества, посвященный памяти «Блокадный хлеб».
Цели:
· расширение представления учащихся о блокаде Ленинграда;
· формирование положительной оценки духовного подвига советского народа.
Задачи:
· познакомить учащихся с основными этапами блокады Ленинграда;
· подвести учащихся к пониманию значения героизма ленинградцев;
· воспитывать благодарное отношение к подвигу солдат, уважение к людям старшего поколения;
· воспитывать чувство патриотизма, гражданственности.
Методические рекомендации по проведению акции памяти «Блокадный хлеб»:
Участники акции
В акции могут принять участие обучающиеся общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования, студенческая и работающая молодежь Республики, районов (городских округов).
Организационная работа
организовать сбор информации для сценария;
обработать полученную информацию и подготовить организовать распределение текстов среди участников драматического эпизода, организация и проведение репетиций на сцене, осуществление акции.
Форма проведения: Театрализованная драматическая композиция.
Тип урока: Классный час / урок мужества
Подготовительная работа: подготовка презентации, репетиция драматического эпизода.
Оборудование: компьютер, презентация, МР3 записи музыкальных произведений о войне.
Участники: учащиеся 10 класс.
Дата проведения: 28 января 2020 г.- День освобождения Ленинграда от фашистских захватчиков.
Место проведения урока:
Малый актовый зал ГУ ЛНР «ЛУВК «Интеллект»
Оформление: презентация, о Блокадном хлебе, и слухачах ленинградского неба
Планируемые результаты:
- сформировать систему жизненных ценностей, основу которой должны составлять любовь к Родине и уважение к её истории;
- развитие и формирование нравственных качеств учащихся, воспитание уважительного отношения к старшему поколению;
- воспитывать чувство благодарной памяти о тех людях, которые победили фашизм.
- раскрытие творческого потенциала ребенка;
- совершенствование и развитие у детей навыков выразительного чтения, выступления перед аудиторией и умения работать в команде.
Время проведения урока мужества: 30 минут
Ход мероприятия:
1 Литературно-музыкальная композиция с фонограммой, видео иллюстрациями.
2 Просмотр документального фильма
3 Подведение итогов. Минута молчания.
«Слухачи Ленинградского неба»
/Драматический эпизод/
Он был слухач - простой советский парень, не верящий иконам и святым, Романсы пел по слуху на гитаре, хотя и был с рождения слепым...
Софья Бордакова
Действующие лица и исполнители:
Слепые слухачи
1-й солдат
2-й солдат
3-й солдат
4-й солдат
Военный.
Голос Ленинграда (ведущие)
Место действия город Ленинград, боевая позиция Зенитной батареи
На экране Фильм о блокадном Ленинграде
Звучит тема Ленинграда, входят ведущие (голоса Ленинграда) под показ слайдов
Голос Ленинграда.
Сколько же нужно терпения – слушать тревожное небо.
Днями, ночами горячими ждать самолеты врага.
Пайка блокадно-нещедрая черного липкого хлеба,
Перед глазами незрячими – вязкая, липкая мгла.
Голос Ленинграда.
Если на слух без сомнения – Юнкерсы от Мессершмиттов,
Если быстрее, чем прочие, слышишь количество, вид,
Значит, вопросы со зрением военкоматом закрыты,
Значит, пришла твоя очередь, странный солдат-инвалид.
Голос Ленинграда.
Сколькие жизнью обязаны этим слепцам ленинградским,
Сколько бомбёров смогли они в землю окрестную вбить!
Где поименно указаны? Знаем – их было двенадцать.
Нету в живых ни единого. Главное – чтоб не забыть.
Входит военный. Всматриваясь в кинохронику Ленинграда
Военный. Восьмого сентября 1941 года, Ленинград оказался в кольце блокады. В тот же день на город обрушился невиданный по силе удар авиации. Чтобы спасти город от бомбежек, силам ПВО требовалось предотвратить внезапное появление противника. И тогда на военную службу был призван уникальный отряд бойцов. Впервые в истории мировых войн, солдатами стали – слепые!
1-й солдат. Ленинград фашисты пытались бомбить с первого дня военных действий. Перед ПВО города стояла задача — предотвратить разрушение исторического центра города и его промышленной инфраструктуры. Для этого осенью 1941 года в части ПВО Ленинграда поступили особые приборы-звукоулавливатели. Акустические радары, которые позволяли услышать самолеты противника на большом удалении.
2-й Солдат. Для работ на них требовались лишь с очень острым слухом. А мы были именно такими. Из 300 незрячих ленинградцев, не уехавших в эвакуацию, нас отобрали только двенадцать.
Военный. Поначалу командование Ленинградского фронта отнеслось к идее призыва незрячих, на военную службу весьма скептически. Но в условиях блокады нельзя было пренебрегать никакими возможностями. Все мы были люди абсолютно мирных профессий, музыканты, настройщики, дирижёры.
4-й солдат. До войны я играл на скрипке и баяне в концертной бригаде. Как-то после концерта к мне прямо в гримерку, тяжело гремя мерзлыми сапогами, вошел военный. Я сразу понял, что именно военный — скрип портупеи, жесткий шорох грубого шинельного сукна, еле заметный непосвященному звон медалей на груди...
Военный. Вы будете Яков Львович Зобин?
4-й солдат. (Отвечая по военному.) Так точно.
Военный. Скрипач?
4-й солдат. И не только. На баяне играю, на аккордеоне, на гитаре, на флейте, С роялем управлюсь после некоторой тренировки — не играл давно.
Военный. С роялем — это после войны понадобится... А на сегодняшний день у нас к тебе нужда другая, брат. В ПВО служить хочешь, Яков Львович?
4-й солдат. Я?!
Военный. Ты.
4-й солдат. Но я же...
Военный. И не важно, кто какой крови.
4-й солдат. Да я не про то... Я ж — незрячий.
Военный. А я — зрячий. И в музыке ни бельмеса не смыслю, откровенно говоря, хотя песни послушать люблю... Но слуха музыкального мне от рождения не дано. Вот поэтому ты, Яша, мне и нужен. Сможешь немца за 20 верст услышать?
4-й солдат. За 20 верст?.. А то и дальше.
Военный. У нас для этого специальная труба есть. Только для того, чтобы ей пользоваться, нужен твой слух, а не мой. Я буду твоими глазами, а ты — моими ушами, идет?..
5-й солдат. Наши товарищи по оружию называли нас слухачи. Круглосуточно сменяя друг друга на минуту не оставляют боевые посты осуждённого Ленинграда, мы напряжённо слушали небо. Гул авиационных моторов слышен с небес очень далеко — и в ясную ночь, и в ненастную погоду, и зимой и летом. Погодные условия влияют на степень слышимости очень незначительно.
1-й солдат. Мы научились не только обнаруживать приближающиеся фашистские самолеты, но и на слух определять тип высоту, на которой они летят, и расстояние до них. На мгновение нам казалось, что мы дирижируем, каким то страшным смертоносным оркестром. В условиях артобстрела. Несмотря на канонаду, несмотря на пронизывающий холод, мы должны били услышать летящий на Ленинград вражеские бомбардировщики
2-й солдат. Такой поиск в воздухе длился по многу часов подряд. Всё это время необходимо было проворачивать рупор и слушать, слушать, слушать… От напряжения начинало страшно ломить в висках. А шейные позвонки казалось, вот-вот хрустнут!
Военный. Требуется вся ваша собранность выдержка, чтобы выслушивать небо. Где в любую минуту мог возникнуть подозрительность. Мы знаем что тяжело. Но от того насколько острым будет ваш слух зависят тысячи и тысячи жизней люди осаждённого Ленинграда.
Звук летящего бомбардировщика и свист снаряда взрыв Слухачи падают.
Военный. 28 февраля 1942 года вражеский бомбардировщик прорвался сквозь огонь ПВО. И сбросил бомбу, которая убила и покалечила Ленинградских слухачей.
Медленно поднимается слухач
1-й солдат. Я… я, не слышу. Я ничего не слышу… Но я вижу я вижу ясное голубое небо. Чистое, чистое, без вражеских самолётов. Я вижу землю, землю покрытую травой, изумрудно-зеленый травой. не осквернению грязным сапогом фашиста! И детей. Детей я тоже вижу, не серых от голода не смертельно белых, а живых. Они улыбаются, смеются, играют. И все разноцветных, рубашках и платьях. Такие яркие краски. Родной Ленинград, золото Петергофа, синева нивы, белые колонны дворцов. Я все это вижу. Но я… Я уже ничего не слышу. Ребята слушайте небо слушайте Небо и это будет наш вклад в победу!
Звук метронома. Лежащие встают и под говорят о слепых Ленинградцах
1-й солдат. Их подвиг всегда в наших сердцах Петр Николаевич Борисов, Павел Петрович Петров, Эдуард Филиппович Кем, Федор Петрович Борейко.
2-й Солдат. Аверкий Артемьевич, Никонов (погиб на боевом посту, через 1,5 месяца службы в Колпино), Иван Филиппович Скробат.
3-й Солдат. Василий Иванович Цыпленков (служил в 189 зенитно-артиллеристском полку, летом 1942 года был демобилизован и, оставаясь в Ленинграде, умер от дистрофии),
4-й солдат. Константин Андрианович Михайлов, Гавриил Федорович Серебренников, Игорь Антонович Заикин,
Военный. Яков Львович Зобин, Алексей Федорович Бойко. Многие прошли через войну, награждены орденами и медалями.
Заключительная часть.
Рефлексия
Понравился ли вам наш классный час?
Что вы почувствовали от увиденного и услышанного? (ответы детей)
Ребята, война давно закончилась, прошло много лет. А люди помнят о ней, передают рассказы о тех страшных годах. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Мы должны помнить, чтобы больше никогда не допустить. Мы стремимся к миру на всей планете. Нам жизнь дана на добрые дела. И если каждый передаст частичку своего тепла, мира, спокойствия другому, все будут жить в мире и согласии. (ответы детей)
В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.(Татьяна Варламова)
Минута молчания
Список литературы
Ссылки:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.