"Слухачи Ленинградского неба"
Оценка 5

"Слухачи Ленинградского неба"

Оценка 5
Документация
docx
9 кл—11 кл +1
06.03.2021
"Слухачи Ленинградского неба"
Драматический эпизод о слепых защитниках Ленинграда
Разработка урока мужества Слухачи блокадного Денинграда 2020.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

«ИНТЕЛЛЕКТ»

 

 

 

 

 

Сценарий урока мужества

«Блокадный хлеб Ленинграда»

/Драматический эпизод/

 

 

 

 

 

Адресат – учащиеся 5,6,7,8, классов ГУ ЛНР «ЛУВК «Интеллект»

 

 

 

 

 

 

 

Автор (составитель):

Лысенко Виктор Владимирович,

педагог-организатор,

Руководитель театральной студии

«Импровизация»

г. Луганск, 2020 год


Методическая разработка урока мужества по теме

«Всероссийский урок памяти «Блокадный хлеб»

Пояснительная записка

Тема урока мужества: Всероссийский урок мужества, посвященный памяти «Блокадный хлеб».

Цели:

·  расширение представления учащихся о блокаде Ленинграда;

·  формирование положительной оценки духовного подвига советского народа.

Задачи:

·  познакомить учащихся с основными этапами блокады Ленинграда;

·  подвести учащихся к пониманию значения героизма ленинградцев;

·  воспитывать благодарное отношение к подвигу солдат, уважение к людям старшего поколения;

·  воспитывать чувство патриотизма, гражданственности.

Методические рекомендации по проведению акции памяти «Блокадный хлеб»:

Участники акции

В акции могут принять участие обучающиеся общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования, студенческая и работающая молодежь Республики, районов (городских округов).

 Организационная работа

организовать сбор информации для сценария;

обработать полученную информацию и подготовить организовать распределение текстов среди участников драматического эпизода, организация и проведение репетиций на сцене, осуществление акции.

Форма проведения: Театрализованная драматическая композиция.

Тип урока: Классный час / урок мужества

Подготовительная работа: подготовка презентации, репетиция драматического эпизода.

Оборудование: компьютер, презентация, МР3 записи музыкальных произведений о войне.

Участники: учащиеся 10 класс.

Дата проведения: 28 января 2020 г.- День освобождения Ленинграда от фашистских захватчиков.

Место проведения урока:

Малый актовый зал ГУ ЛНР «ЛУВК «Интеллект»

Оформление: презентация, о Блокадном хлебе, и слухачах ленинградского неба

Планируемые результаты:

- сформировать систему жизненных ценностей, основу которой должны составлять любовь к Родине и уважение к её истории;

- развитие и формирование нравственных качеств учащихся, воспитание уважительного отношения к старшему поколению;

- воспитывать чувство благодарной памяти о тех людях, которые победили фашизм.

- раскрытие творческого потенциала ребенка;

- совершенствование и развитие у детей навыков выразительного чтения, выступления перед аудиторией и умения работать в команде.

Время проведения урока мужества: 30 минут

Ход мероприятия:

1 Литературно-музыкальная композиция с фонограммой, видео иллюстрациями.

2 Просмотр документального фильма

3 Подведение итогов. Минута молчания.


 «Слухачи  Ленинградского неба»

/Драматический эпизод/

Он был слухач - простой советский парень, не верящий иконам и святым, Романсы пел по слуху на гитаре, хотя и был с рождения слепым...

Софья Бордакова

Действующие лица и исполнители:

Слепые слухачи

1-й солдат

2-й солдат

3-й солдат

4-й солдат

Военный.

Голос Ленинграда (ведущие)

 

Место действия город Ленинград, боевая позиция Зенитной батареи

На экране Фильм о блокадном Ленинграде

Звучит тема Ленинграда, входят ведущие (голоса Ленинграда) под показ слайдов

Голос Ленинграда.  

Сколько же нужно терпения – слушать тревожное небо.

Днями, ночами горячими ждать самолеты врага.

Пайка блокадно-нещедрая черного липкого хлеба,

Перед глазами незрячими – вязкая, липкая мгла. 

Голос Ленинграда.

Если на слух без сомнения – Юнкерсы от Мессершмиттов,

Если быстрее, чем прочие, слышишь количество, вид,

Значит, вопросы со зрением военкоматом закрыты,

Значит, пришла твоя очередь, странный солдат-инвалид.

Голос Ленинграда.  

Сколькие жизнью обязаны этим слепцам ленинградским,

Сколько бомбёров смогли они в землю окрестную вбить!

Где поименно указаны? Знаем – их было двенадцать. 

Нету в живых ни единого. Главное – чтоб не забыть.

Входит военный. Всматриваясь в кинохронику Ленинграда

Военный. Восьмого сентября 1941 года, Ленинград оказался в кольце блокады. В тот же день на город обрушился невиданный по силе удар авиации. Чтобы спасти город от бомбежек, силам ПВО требовалось предотвратить внезапное появление противника. И тогда на военную службу был призван уникальный отряд бойцов. Впервые в истории мировых войн, солдатами стали – слепые!

1-й солдат. Ленинград фашисты пытались бомбить с первого дня военных действий. Перед ПВО города стояла задача — предотвратить разрушение исторического центра города и его промышленной инфраструктуры. Для этого осенью 1941 года в части ПВО Ленинграда поступили особые приборы-звукоулавливатели. Акустические радары, которые позволяли услышать самолеты противника на большом удалении.

2-й Солдат. Для работ на них требовались лишь с очень острым слухом. А мы были именно такими. Из 300 незрячих ленинградцев, не уехавших в эвакуацию, нас отобрали только двенадцать.

Военный. Поначалу командование Ленинградского фронта отнеслось к идее призыва незрячих, на военную службу весьма скептически. Но в условиях блокады нельзя было пренебрегать никакими возможностями. Все мы были люди абсолютно мирных профессий, музыканты, настройщики, дирижёры.

4-й солдат. До войны я играл на скрипке и баяне в концертной бригаде. Как-то после концерта к мне прямо в гримерку, тяжело гремя мерзлыми сапогами, вошел военный. Я сразу понял, что именно военный — скрип портупеи, жесткий шорох грубого шинельного сукна, еле заметный непосвященному звон медалей на груди...

Военный. Вы будете Яков Львович Зобин?

4-й солдат. (Отвечая по военному.) Так точно.

Военный. Скрипач?

4-й солдат. И не только. На баяне играю, на аккордеоне, на гитаре, на флейте, С роялем управлюсь после некоторой тренировки — не играл давно.

Военный. С роялем — это после войны понадобится... А на сегодняшний день у нас к тебе нужда другая, брат. В ПВО служить хочешь, Яков Львович?

4-й солдат. Я?!

Военный. Ты.

4-й солдат.  Но я же...

Военный. И не важно, кто какой крови.

 4-й солдат. Да я не про то... Я ж — незрячий.

Военный. А я — зрячий. И в музыке ни бельмеса не смыслю, откровенно говоря, хотя песни послушать люблю... Но слуха музыкального мне от рождения не дано. Вот поэтому ты, Яша, мне и нужен. Сможешь немца за 20 верст услышать?

4-й солдат.  За 20 верст?.. А то и дальше.

Военный. У нас для этого специальная труба есть. Только для того, чтобы ей пользоваться, нужен твой слух, а не мой. Я буду твоими глазами, а ты — моими ушами, идет?..

5-й солдат. Наши товарищи по оружию называли нас слухачи. Круглосуточно сменяя друг друга на минуту не оставляют боевые посты осуждённого Ленинграда, мы напряжённо слушали небо. Гул авиационных моторов слышен с небес очень далеко — и в ясную ночь, и в ненастную погоду, и зимой и летом. Погодные условия влияют на степень слышимости очень незначительно.

1-й солдат. Мы научились не только обнаруживать приближающиеся фашистские самолеты, но и на слух определять тип высоту, на которой они летят, и расстояние до них. На мгновение нам казалось, что мы дирижируем, каким то страшным смертоносным оркестром. В условиях артобстрела. Несмотря на канонаду, несмотря на пронизывающий холод, мы должны били услышать летящий на Ленинград вражеские бомбардировщики

2-й солдат. Такой поиск в воздухе длился по многу часов подряд. Всё это время необходимо было проворачивать рупор и слушать, слушать, слушать… От напряжения начинало страшно ломить в висках. А шейные позвонки казалось, вот-вот хрустнут!

Военный. Требуется вся ваша собранность выдержка, чтобы выслушивать небо. Где в любую минуту мог возникнуть подозрительность. Мы знаем что тяжело. Но от того насколько острым будет  ваш слух зависят тысячи и тысячи жизней люди осаждённого Ленинграда.

Звук летящего бомбардировщика и свист снаряда взрыв Слухачи падают.

Военный. 28 февраля 1942 года вражеский бомбардировщик прорвался сквозь огонь ПВО. И сбросил бомбу, которая убила и покалечила Ленинградских слухачей.

Медленно поднимается слухач

1-й солдат. Я… я, не слышу. Я ничего не слышу… Но я вижу я вижу ясное голубое небо. Чистое, чистое, без вражеских самолётов. Я вижу землю, землю покрытую травой, изумрудно-зеленый травой. не осквернению грязным сапогом фашиста! И детей. Детей я тоже вижу, не серых от голода не смертельно белых, а живых. Они улыбаются, смеются, играют. И все разноцветных, рубашках и платьях. Такие яркие краски. Родной Ленинград, золото Петергофа, синева нивы, белые колонны дворцов. Я все это вижу. Но я… Я уже ничего не слышу. Ребята слушайте небо слушайте Небо и это будет наш вклад в победу!

Звук метронома. Лежащие встают и под говорят о слепых Ленинградцах

1-й солдат. Их подвиг всегда в наших сердцах Петр Николаевич Борисов, Павел Петрович Петров, Эдуард Филиппович Кем, Федор Петрович Борейко.

2-й Солдат. Аверкий Артемьевич, Никонов (погиб на боевом посту, через 1,5 месяца службы в Колпино), Иван Филиппович Скробат.

3-й Солдат. Василий Иванович Цыпленков (служил  в 189 зенитно-артиллеристском полку, летом 1942 года был демобилизован и, оставаясь в Ленинграде, умер от дистрофии),

4-й солдат. Константин Андрианович Михайлов, Гавриил Федорович Серебренников, Игорь Антонович Заикин,

Военный. Яков Львович Зобин, Алексей Федорович Бойко. Многие прошли через войну, награждены орденами и медалями.

 

Заключительная часть.

Рефлексия

Понравился ли вам наш классный час?

Что вы почувствовали от увиденного и услышанного? (ответы детей)

Ребята, война давно закончилась, прошло много лет. А люди помнят о ней, передают рассказы о тех страшных годах. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

 Мы должны помнить, чтобы больше никогда не допустить. Мы стремимся к миру на всей планете. Нам жизнь дана на добрые дела. И если каждый передаст частичку своего тепла, мира, спокойствия другому, все будут жить в мире и согласии. (ответы детей)

В холода, когда бушуют снегопады,

В Петербурге этот день особо чтут, –

 Город празднует День снятия блокады,

 И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда!

 В честь бессмертия не выживших детей…

 Беспощадная фашистская осада

 Продолжалась девятьсот голодных дней.(Татьяна Варламова)

Минута молчания

 


Список литературы

 

  1.  
  2. Подвиг Ленинграда 1941-1944 : документально-художественный сборник. -Москва: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1960. -620 с.: ил.

 

Ссылки:

  1. Репин В. Н. Стихи. Ру http://stihistat.com/st/
  2. https://www.miloserdie.ru/special/blokada/
  3. http://www.nationaljournal.ru/...

 

  1. Скачано с www.znanio.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ

Методическая разработка урока мужества по теме «

Методическая разработка урока мужества по теме «

Слухачи Ленинградского неба» /Драматический эпизод/

Слухачи Ленинградского неба» /Драматический эпизод/

До войны я играл на скрипке и баяне в концертной бригаде

До войны я играл на скрипке и баяне в концертной бригаде

Солдат . Аверкий Артемьевич, Никонов (погиб на боевом посту, через 1,5 месяца службы в

Солдат . Аверкий Артемьевич, Никонов (погиб на боевом посту, через 1,5 месяца службы в

Список литературы Подвиг

Список литературы Подвиг
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2021