Слухоречевой режим в школе. Методические рекомендации.
Оценка 5
Памятки +2
docx
дефектология +1
Взрослым
06.03.2018
Организация слухо- речевого режима в школе глухих
Слухо – речевой режим представляет собой совокупность единых организационных и методических требований и мероприятий, обязательных для обучающихся, воспитанников, родителей и всего обслуживающего персонала.
Организация работы по развитию слухового восприятия
Работа по развитию слухового восприятия осуществляется в ходе всего учебно – воспитательного процесса, во внеурочное и внешкольное время и на протяжении всех лет обучения.рекомендации по слухоречевому режиму в школе
Слухо-речевой режим сообщение.docx
Организация слухо речевого режима в школе глухих
Слухо – речевой режим представляет собой совокупность единых
организационных и методических требований и мероприятий,
обязательных для обучающихся, воспитанников, родителей и всего
обслуживающего персонала.
Организация работы по развитию слухового восприятия
Работа по развитию слухового восприятия осуществляется в ходе всего
учебно – воспитательного процесса, во внеурочное и внешкольное
время и на протяжении всех лет обучения.
Работой по развитию восприятия речи на слух охватываются все
обучающиеся, воспитанники, независимо от индивидуальных
особенностей, интеллекта, года обучения в школе, успеваемости,
произношения.
В зависимости от степени и характера поражения слуха,
индивидуальных особенностей учащихся варьируются методические
приемы, виды работ по развитию речевого слуха.
Организация коррекционной деятельности.
Работа по обучению речи ведется учителями индивидуальной работы,
учителями начальной школы, учителямипредметниками на уроках,
воспитателями на тематических занятиях, во время наблюдений,
экскурсий, посещения театров, в различной практической деятельности
обучающихся, родителями.
Все педагоги должны знать: состояние слуха, восприятие устной речи,
состояние произношения каждого обучающегося класса, в котором он
работает, над чем работает в данное время учитель, ведущий
индивидуальные занятия, на какие дефекты надо обратить особое
внимание.
Организация образовательного процесса.
Организация слухоречевой среды предполагает постоянное
мотивированное общение с ребенком, независимо от его возможностей
восприятия речи и уровня речевого развития.
Основными условиями создания слухоречевой среды являются
следующие:
мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической
деятельности;
формирование у детей потребности в речевом общении; учреждение
организует речевые конференции, внеклассные мероприятия:
различные КВН по предметам, литературные вечера, проводит встречи с обучающимися, обладающими нормальным слухом;
обязательное и постоянное пользование обучающимися школы
индивидуальных слуховых аппаратов;
поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их
уровень, побуждение детей к активному применению речи;
использование остаточного слуха как необходимого условия
формирования устной речи и общения; работа по развитию остаточного
слуха (за экраном) должна проводиться на протяжении всех лет
обучения глухих и слабослышащих детей на всех уроках учителей и
занятиях воспитателей (8 – 10 фраз);
контроль за произношением детей; для закрепления
произносительных навыков в школе слабослышащих учителями и
воспитателями должны проводиться фонетические и речевые зарядки
(на первом уроке в начальной школе, в начале урока в среднем и
старшем звене, в начале самоподготовки);
соблюдение единых требований к речи взрослых;
оформление речевого материала на стендах и находящихся в фойе
школы, раздевалке, столовой, библиотеке, в медицинском кабинете; за
усвоение этого речевого минимума отвечают учительдефектолог,
учитель, воспитатель.
Использование аппаратуры.
В ходе учебновоспитательного процесса используются разные типы
электроакустической аппаратуры: стационарная коллективного и
индивидуального пользования и индивидуальные слуховые аппараты.
При работе с ЗУА коллективного пользования соблюдается режим
усиления для каждого обучающегося, воспитанника индивидуально.
Индивидуальные слуховые аппараты используются в течение всего дня.
Ответственность за наличие и исправность ИСА возлагается на
обучающихся, воспитанников и их родителей (законных
представителей).
Речь взрослых.
Речь взрослых соответствует нормам литературного языка,
интонированна, имеет нормальный темп и громкость.
Взрослые общаются с детьми только словесной речью, используя
дактильную и мимическую речь как вспомогательные средства.
Фонетическая обработка речевого материала.
Новые слова (термины) представляются в графическом виде (табличка, запись на доске).
Учитель дает образец правильного произнесения, пользуясь
звукоусиливающей аппаратурой.
Речевые выступления обучающихся, воспитанников готовятся учителем,
воспитателем и учителем индивидуальной работы при соблюдении
общих требований.
Контроль за произношением и развитием слухового восприятия
учащихся.
Контроль за качеством произношения и развитием слухового
восприятия осуществляется педагогами и всеми сотрудниками школы в
течение всего дня.
При оценивании знаний, умений и навыков обучающихся, воспитанников
учитываются специфика обучения детей с недостатками слуха,
возможности их познавательной деятельности, уровень речевого
развития и общее продвижение в овладении речью.
В начале года, в конце каждой учебной четверти и в конце года
учителями индивидуальной работы проводится проверка произношения.
В конце каждой учебной четверти воспитателями осуществляется
проверка усвоения фраз по развитию слухового восприятия.
Итоговым контролем состояния произношения в 15 классах является
«Праздник слуха и речи». По окончании учебного года проводится
проверка внятности речи.
В течение учебного года осуществляется проверка слуха речью и
обследование произношения по плану коррекционной работы.
Речевой режим в школах для глухих
совокупность единых организационных и методических требований и
мероприятий, обязательных для детей, педагогов и всего обслуживающего
персонала. Р. р. — одно из важнейших условий успешной работы по обучению
глухих детей языку как средству общения и обучения.
Р. р. — это общение с глухими детьми и детей между собой только на основе
словесной речи. Нередко в учебно-воспитательных учреждениях для глухих и
слабослышащих запрещают ми-мико-жестикуляторную речь. Это
неправильно. Нельзя запрещать пользоваться жестовой речью, пока дети,
живущие в коллективе, не имеют других, более совершенных средств
общения. Для осуществления Р. р. необходимо не только установление
определенных требований, но и создание условий для их выполнения. Р. р. в школах и дошкольных учреждениях предусматривает в первую очередь
сообщение детям речевого материала, нужного для общения, и обучение
пользованию словесной речью. Это достигается путем такой организации
деятельности детей, которая вызывает потребность в определенном речевом
материале и постепенно расширяет общение средствами словесной речи.
Наблюдения, экскурсии, практическая деятельность дают возможность детям
изучать окружающую действительность, усваивать словесную речь, в которой
фиксируются результаты их познания. В дальнейшем этот речевой материал
используется для сообщения новых знаний. В школах и дошкольных
учреждениях „обучение глухих детей языку начинается с развития
разговорной речи. Постепенно дети овладевают не только диалогической, но
и монологической речью.
Учитывая, что глухие дети с большим трудом пользуются устной речью,
рекомендуется, общаясь с ними, прибегать также к дактильной и устно-дак-
тильной (т. е. Одновременно устной и дактильной) речи.
Правильно организованный Р. р. органически входит в систему работы с
глухими и слабослышащими детьми, словесная речь становится основным
средством общения и обучения. Школы организуют Праздники речи, Дни речи
и т. п.
Рекомендуется поощрение детей, активно пользующихся словесной речью, и
порицание тех, которые нарушают Р. р.
Необходимо вовлекать самих детей в борьбу за соблюдение Р. р.,
организовать соревнование между классами, воспитательскими группами.
Для расширения речевого общения проводят встречи детей с их
сверстниками, обладающими нормальным слухом, глухие и слабослышащие
дети участвуют в походах, спортивных соревнованиях, олимпиадах
школьников города, района.
Слухоречевой режим в школе. Методические рекомендации.
Слухоречевой режим в школе. Методические рекомендации.
Слухоречевой режим в школе. Методические рекомендации.
Слухоречевой режим в школе. Методические рекомендации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.