Вы уже много знаете о том, как надо слушать внимательно. Покажите, пожалуйста, своей позой, взглядом, что вы готовы меня внимательно выслушать... Молодцы! Я сейчас вам перескажу небольшой текст, а вы постарайтесь понять, о ком этот рассказик и что в нём самое главное.
Рассказываем текст «Умный осёл» при закрытых учебниках.
– Так о чём рассказ?.. Что самое главное утверждает автор?
– Я выслушала ваши мнения, но пока не выскажу своего. Откройте
учебники и проверьте сами себя: прочитайте текст рассказа (задание
77) и ещё раз попробуйте определить, какова его тема и что в нём самое главное.
Риторика.
Урок 10.
Тема: Слушаем и стараемся понять.
Цель:
– Учим понимать текст, воспринимаемый на слух:
● определять тему звучащего текста;
● определять его основную мысль.
Этапы урока
Ход урока
© ООО «Баласс», 2012
Формирование УУД и
ТОУУ (технология
оценивания учебных
успехов)Ι
. Актуализация
знаний.
3
Беседа.
– Вы уже много знаете о том, как надо слушать внимательно.
Покажите, пожалуйста, своей позой, взглядом, что вы готовы меня
внимательно выслушать... Молодцы! Я сейчас вам перескажу
небольшой текст, а вы постарайтесь понять, о ком этот рассказик и
что в нём самое главное.
Рассказываем текст «Умный осёл» при закрытых учебниках.
– Так о чём рассказ?.. Что самое главное утверждает автор?
– Я выслушала ваши мнения, но пока не выскажу своего. Откройте
учебники и проверьте сами себя: прочитайте текст рассказа (задание
77) и ещё раз попробуйте определить, какова его тема и что в нём
самое главное.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию
в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
© ООО «Баласс», 2012. Постановка
ΙΙ
учебной
проблемы.
Совместное
открытие
знаний.
3 3
Далее учащиеся отвечают на вопросы после текста.
– Что же надо понять в услышанном (в том, что тебе говорят)?..
Верно, о чём говорят, что именно, что самое главное. Конечно, если
мы слышим одно предложение или слово, то нетрудно понять их
смысл, но если мы слушаем целый текст, то его пониманию надо
учиться.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
© ООО «Баласс», 2012. Применение
ΙΙΙ
знаний.
2 3 1 4
Анализ звучащего текста.
– Теперь попробуйте с первого раза понять текст небольшой сказки.
Слушайте!
Учитель читает или пересказывает текст из задания 78.
– Итак, о чём сказка? (О том, как бедный мужик хотел зайца
поймать, продать его и разбогатеть. О том, как мужик увидел зайца и
размечтался: вот он этого зайца продаст, потом поросят купит,
разбогатеет, женится и детишек заведёт – но ничего у него не
вышло.)
– Что же самое главное в этой сказке, какова её основная мысль?
Если учащиеся затрудняются в ответах,
предлагаем
самостоятельно прочитать сказку в учебниках и выбрать
подходящую, по их мнению, формулировку основной мысли из двух
данных после текста.
Работа с памяткой.
Читаем текст памятки, повторяем её основные рекомендации
хором, закрыв учебники.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
© ООО «Баласс», 2012работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
Анализ звучащего текста (самостоятельная работа).
Учитель читает или пересказывает текст «Троянский конь»,
учащиеся работают, руководствуясь памяткой. В случае
затруднения по просьбе учащихся текст читается вторично. В
тетради дети записывают тему, формулировку основной мысли.
В конце работы сравниваем различные формулировки и выделяем
наиболее удачные.
Троянский конь
Из древности до наших времён дошла история о том, как греки
завоевали город Трою.
Троя была мощной крепостью, и греки десять лет пытались захватить
её, но всё было напрасно. Наконец один хитроумный воин придумал,
как проникнуть в город. Греки построили огромного деревянного
коня, в котором спряталась часть воинов, и оставили у стен города.
А сами отплыли от берега на кораблях. Жители Трои поверили, что
осада снята, и ввезли коня в город. Они решили, что этот
удивительный конь принесёт Трое удачу. Ночью греческие воины,
прятавшиеся внутри коня, выбрались наружу и открыли городские
ворота. Греческое войско вошло в город и захватило его.
Так воинам помогла не храбрость, а хитрость.
Вопросы к сильному ученику, озвучившему рассказ (начало формирования
алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе записать формулировку?
© ООО «Баласс», 2012Ι
V. Итог урока.
4
– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?
– Кто доволен своей работой?
– Кто хотел бы чтото исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Кто получил сегодня отметку? За что?
ТООУ
Духовнонравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости
связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг
к другу.
Деятельность учеников:
– Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения.
© ООО «Баласс», 2012