«SMART Board»

  • doc
  • 08.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала эссе SMART Board на моих уроках.doc

 «SMART Board»

   «Детская природа ясно требует на­глядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свя­жите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную карти­ну, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слов, начните показывать картинки, и класс заго­ворит, а главное, заговорит свободно...»

К. Д. Ушинский

 Каждый из нас использует на уроке готовые электронные учебные пособия и всё чаще пробует себя в качестве их «творца», готовя авторские уроки – интерактивные презентации, тестеры и игры. Первые успехи в их разработке вызывают, чуть ли не детский восторг. И учитель при подготовке к занятиям с интерактивной доской рассчитывает, прежде всего, на себя, свой опыт и интуицию. Какие же преимущества урока c использованием SMART Board я для себя нашла?

1. Прежде всего, для интереса учащихся к уроку. Психологи давно подметили, что современные дети  - это дети экранной информации. Информация экрана монитора, интерактивной доски, проектора, телевизора, кинотеатра воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация. Мы можем сожалеть и даже возму­щаться, что ученики мало читают. Но это тот важный фактор, который необходимо учитывать при организации урока.

2. Можно не просто использовать наглядность, а использовать анимацию, видеоизображение, звук для того, чтобы изучаемые события, природные явления, процессы стали более доступными.

3. В среднем на 30 % увеличивается плотность урока, за счет более рациональной организации рабочего времени учителя. Вовсе не обязательно выводить на доске мелом какой-то термин, фигуру, формулу. Заранее готовится информация с добротным дизайном, а затем она может появиться в нужный момент в самом удобном для меня и учеников режиме.

4. Экономится время, которое мы используем для увеличения объёма информации или для организации повторе­ния и закрепления.

5. Можно быстро среагировать на изме­нившуюся ситуацию, давать разноуровневые задания уче­никам, постоянно следить за уроком. Многие учите­ля могут вспомнить из своей практики уроки, особенно в сред­нем звене (5-9 классы), когда любая, даже мимолётная потеря визуального контакта с классом влияет на рабочий ритм. Учи­тель поворачивается к доске, что-то пишет, а за его спиной слышен легкий шум, перешептывания и пр. Этих нескольких минут иногда достаточно, чтобы потерять обратную связь с учениками. И это вполне объяснимо, учитывая возрастные особенности ре­бят. Использование интерактивной презентации помогает решить и данную проблему. Необходимая информация появляется на экране в заранее подготовленном темпе и объеме. Диалог с классом, визуальный контакт не прекращаются ни на секунду.

6. Поменялась эстетика урока. Учитель получает мощные ин­струменты для большей привлекательности занятий. Причем для этого, как правило, не требуется специальных навыков ху­дожника, фотографа или печатника. Достаточно хорошо овла­деть соответствующими программами: SMART Notebook, PowerPoint, Paint.net.

7. У учителя появилась возможность тиражировать свой урок: технологически законченная разработ­ка урока, которой могут воспользоваться другие педагоги, либо записывать их на компакт-диски и предоставлять своим ученикам. Дома дети могут повторить пройденный материал не только по учебнику, но и используя презентацию, сделанную учителем.

8. Можно организовать повторный просмотр ма­териалов урока в индивидуальном режиме, учитывая способ­ности каждого ученика.

9. У учителя появляется возможность демонстрировать наглядный материала с увеличением фрагментов картин (инструмент лупа).

10.   Развивается внимание, наблюдательность: сравни картинки, чем похожи картины, чем различаются, что изменилось, что на картине лишнее? Составление картины из фрагментов.

11. Развивается словесно-логическое мышление:  выделение визуально главного, чтение схем, составление схем, опорных сигналов, «оживление» схем (например, в задачах на движение).

12. Формируем навыки самоконтроля: самопроверка по эталону на экране, выведение ассоциированных подсказок, разгадывание кроссвордов, ребусов с моментальным выве­дением ответа (инструменты ластик, перо).

13. Формируем познавательную мотивацию: презентация детских работ всему классу (потрясающий эффект - прове­рено!), включение в презентацию анимированного персонажа, ко­торый ведет урок или его часть (особенно в начальных классах).

14. Одним из очевидных достоинств такого урока является усиление наглядности. Использование наглядности тем более актуально, когда в ря­де школ, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор мо­жет оказать неоценимую помощь.

15. Узнаваемость наглядности: предъявляемая наглядность должна соответствовать предъяв­ляемой письменной или устной информации. Наглядная информация должна быть однотипной, то есть на одном слайде не должны присутствовать одновременно фо­тографии и рисунки.

16. Динамика предъявления наглядности. Время демонстра­ции должно быть оптимальным.

17. Ви­деоряд изображений, то есть последовательность и порядок их демонстрации. Вспомним уроки прошлого, когда учитель пря­тал (закрывал, переворачивал) подготовленные наглядные посо­бия, таблицы, репродукции, чтобы предъявить их в необходи­мый момент. Это было крайне неудобно, отнимало много вре­мени, терялся темп урока. Возникали всякого рода казусы, когда в любой момент ученики раньше времени могли увидеть тща­тельно скрываемый учителем объект. Средства SMART Board помогают учителю предъявить необходимое изображение с точ­ностью до мгновения. Достаточно детально продумать последо­вательность подачи изображений на экран, чтобы эффект был максимально большим, чтобы обеспечить не про­стую репродукцию знаний, а побудить учащихся к активной мыслительной деятель­ности.

Ø  Учитель, например, может показать наглядный объект, предварительно создав какую-то проблемную ситуацию. После определённой дискуссии объект появляется на экране (инструмент шторка или цветная геометрическая фигура).

Ø  Другой вариант. Показом самого объекта учитель создаёт проблемную ситуацию.

Ø  Наглядный объект при необходимости может сопровож­дать текст.

Ø  Наглядный объект при постановке вопросов учащимся может выполнять роль подсказки для придания необходимого направления размышлений ребят.

18. Размер наглядности. Данная кажущаяся «ме­лочь» тоже играет немаловажную роль. Необходимо не забывать условия, при которых будет демонстрироваться тот или иной наглядный объект. Не всё, что прекрасно видно на экране мони­тора будет заметно на большом экране. Следует убедиться, что даже ученики на последней парте хорошо видят демонстрируе­мую наглядность. Иногда учителю важно, чтобы ученики обратили внимание на какую-то деталь изображения – пригодиться инструмент липа.

19. Количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото, рисунков и т. д., которые отвлекают учеников, не дают сосредо­точиться на главном. Вряд ли будет уместно демонстрировать всё, что мы с вами найдём в Интернете, на дисках, сканируем сами, если это не будет оправдано содержанием, если наглядный объект не будет нести в себе какую-то дополнительную инфор­мацию по сравнению с предыдущим. Специалисты давно уже обратили внимание, что излишняя наглядность мешает запоми­нанию.

 

Заключение

Однако просмотр значительного числа интерактивных уроков, выполненных в программе SMART Board, а также из электронных учебных посо­бий показывают зачастую их крайне низкий обу­чающий эффект. Разработчики подобных уроков не знакомы с особенностями совершенно новых форм проведения уроков. Освоив чисто технические приемы, учителя далеко не всегда задумываются о дидактической составляющей урока. Нет со­мнения, что подготовить качественный, эффективный интерактивный урок, а затем и провести его намного сложнее, чем урок в бескомпьютерном исполнении. Этому надо учиться!