«SMART Board»
«Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слов, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно...»
К. Д. Ушинский
Каждый из нас использует на уроке готовые электронные учебные пособия и всё чаще пробует себя в качестве их «творца», готовя авторские уроки – интерактивные презентации, тестеры и игры. Первые успехи в их разработке вызывают, чуть ли не детский восторг. И учитель при подготовке к занятиям с интерактивной доской рассчитывает, прежде всего, на себя, свой опыт и интуицию. Какие же преимущества урока c использованием SMART Board я для себя нашла?
1. Прежде всего, для интереса учащихся к уроку. Психологи давно подметили, что современные дети - это дети экранной информации. Информация экрана монитора, интерактивной доски, проектора, телевизора, кинотеатра воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация. Мы можем сожалеть и даже возмущаться, что ученики мало читают. Но это тот важный фактор, который необходимо учитывать при организации урока.
2. Можно не просто использовать наглядность, а использовать анимацию, видеоизображение, звук для того, чтобы изучаемые события, природные явления, процессы стали более доступными.
3. В среднем на 30 % увеличивается плотность урока, за счет более рациональной организации рабочего времени учителя. Вовсе не обязательно выводить на доске мелом какой-то термин, фигуру, формулу. Заранее готовится информация с добротным дизайном, а затем она может появиться в нужный момент в самом удобном для меня и учеников режиме.
4. Экономится время, которое мы используем для увеличения объёма информации или для организации повторения и закрепления.
5. Можно быстро среагировать на изменившуюся ситуацию, давать разноуровневые задания ученикам, постоянно следить за уроком. Многие учителя могут вспомнить из своей практики уроки, особенно в среднем звене (5-9 классы), когда любая, даже мимолётная потеря визуального контакта с классом влияет на рабочий ритм. Учитель поворачивается к доске, что-то пишет, а за его спиной слышен легкий шум, перешептывания и пр. Этих нескольких минут иногда достаточно, чтобы потерять обратную связь с учениками. И это вполне объяснимо, учитывая возрастные особенности ребят. Использование интерактивной презентации помогает решить и данную проблему. Необходимая информация появляется на экране в заранее подготовленном темпе и объеме. Диалог с классом, визуальный контакт не прекращаются ни на секунду.
6. Поменялась эстетика урока. Учитель получает мощные инструменты для большей привлекательности занятий. Причем для этого, как правило, не требуется специальных навыков художника, фотографа или печатника. Достаточно хорошо овладеть соответствующими программами: SMART Notebook, PowerPoint, Paint.net.
7. У учителя появилась возможность тиражировать свой урок: технологически законченная разработка урока, которой могут воспользоваться другие педагоги, либо записывать их на компакт-диски и предоставлять своим ученикам. Дома дети могут повторить пройденный материал не только по учебнику, но и используя презентацию, сделанную учителем.
8. Можно организовать повторный просмотр материалов урока в индивидуальном режиме, учитывая способности каждого ученика.
9. У учителя появляется возможность демонстрировать наглядный материала с увеличением фрагментов картин (инструмент лупа).
10. Развивается внимание, наблюдательность: сравни картинки, чем похожи картины, чем различаются, что изменилось, что на картине лишнее? Составление картины из фрагментов.
11. Развивается словесно-логическое мышление: выделение визуально главного, чтение схем, составление схем, опорных сигналов, «оживление» схем (например, в задачах на движение).
12. Формируем навыки самоконтроля: самопроверка по эталону на экране, выведение ассоциированных подсказок, разгадывание кроссвордов, ребусов с моментальным выведением ответа (инструменты ластик, перо).
13. Формируем познавательную мотивацию: презентация детских работ всему классу (потрясающий эффект - проверено!), включение в презентацию анимированного персонажа, который ведет урок или его часть (особенно в начальных классах).
14. Одним из очевидных достоинств такого урока является усиление наглядности. Использование наглядности тем более актуально, когда в ряде школ, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь.
15. Узнаваемость наглядности: предъявляемая наглядность должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации. Наглядная информация должна быть однотипной, то есть на одном слайде не должны присутствовать одновременно фотографии и рисунки.
16. Динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным.
17. Видеоряд изображений, то есть последовательность и порядок их демонстрации. Вспомним уроки прошлого, когда учитель прятал (закрывал, переворачивал) подготовленные наглядные пособия, таблицы, репродукции, чтобы предъявить их в необходимый момент. Это было крайне неудобно, отнимало много времени, терялся темп урока. Возникали всякого рода казусы, когда в любой момент ученики раньше времени могли увидеть тщательно скрываемый учителем объект. Средства SMART Board помогают учителю предъявить необходимое изображение с точностью до мгновения. Достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы эффект был максимально большим, чтобы обеспечить не простую репродукцию знаний, а побудить учащихся к активной мыслительной деятельности.
Ø Учитель, например, может показать наглядный объект, предварительно создав какую-то проблемную ситуацию. После определённой дискуссии объект появляется на экране (инструмент шторка или цветная геометрическая фигура).
Ø Другой вариант. Показом самого объекта учитель создаёт проблемную ситуацию.
Ø Наглядный объект при необходимости может сопровождать текст.
Ø Наглядный объект при постановке вопросов учащимся может выполнять роль подсказки для придания необходимого направления размышлений ребят.
18. Размер наглядности. Данная кажущаяся «мелочь» тоже играет немаловажную роль. Необходимо не забывать условия, при которых будет демонстрироваться тот или иной наглядный объект. Не всё, что прекрасно видно на экране монитора будет заметно на большом экране. Следует убедиться, что даже ученики на последней парте хорошо видят демонстрируемую наглядность. Иногда учителю важно, чтобы ученики обратили внимание на какую-то деталь изображения – пригодиться инструмент липа.
19. Количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото, рисунков и т. д., которые отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном. Вряд ли будет уместно демонстрировать всё, что мы с вами найдём в Интернете, на дисках, сканируем сами, если это не будет оправдано содержанием, если наглядный объект не будет нести в себе какую-то дополнительную информацию по сравнению с предыдущим. Специалисты давно уже обратили внимание, что излишняя наглядность мешает запоминанию.
Заключение
Однако просмотр значительного числа интерактивных уроков, выполненных в программе SMART Board, а также из электронных учебных пособий показывают зачастую их крайне низкий обучающий эффект. Разработчики подобных уроков не знакомы с особенностями совершенно новых форм проведения уроков. Освоив чисто технические приемы, учителя далеко не всегда задумываются о дидактической составляющей урока. Нет сомнения, что подготовить качественный, эффективный интерактивный урок, а затем и провести его намного сложнее, чем урок в бескомпьютерном исполнении. Этому надо учиться!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.