Смешанное обучение в современном образовательном процессе
Оценка 4.8

Смешанное обучение в современном образовательном процессе

Оценка 4.8
doc
29.09.2020
Смешанное обучение в современном образовательном процессе
Смешанное обучение в современном образовательном процессе.doc

Смешанное обучение в современном образовательном процессе.

 

Современный этап развития образования определяется доминированием информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют интенсифицировать формы и методы традиционных подходов к обучению. Традиционный учебный процесс в школе движется в сторону дифференциации и персонализации подхода к обучающимся. ФГОС второго поколения ориентируют на переход от обучения, где ученик –объект воздействия учителя, к учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора, сотрудника и помощника.

В новых условиях наибольший интерес представляет форма смешанного обучения. Смешанное обучение–это обучение и самообучение, построенные на базе взаимодействия (общения) учащегося и учителя, предлагающего учащемуся в различных формах сопровождение процесса обучения:

 -планирование процесса обучения;

-поддержку освоения и усвоения учебного материала;

-поддержку применения полученных знаний в практической деятельности;

-контроль за ходом выполнения тренировочных, диагностических и итоговых работ;

-их оценивание;

-руководство рефлексией учебного процесса и ее экспертизу. Ключевым в определении смешанного обучения является слово взаимодействие.

Достижения информационных технологий сами по себе способствовали развитию смешанного обучения, прежде всего благодаря возможности делиться информацией через интернет.

Смешанное обучение — одна из самых удивительных новаций последних лет. Без каких-либо масштабных исследований, написанных диссертаций, длительных социологических замеров оно, тем не менее, становится школьной реальностью. Достаточно скромный методический приём превращается в новое педагогическое мировоззрение.

Смешанное обучение –технология организации образовательного процесса, в основе которого лежит концепция объединения технологий традиционной классно-урочной системы и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и другими современными средствами обучения.

Смешанное обучение призвано помочь преодолеть минусы технологий, используемых сегодня в практике обучения. При очном, классно-урочном, обучении, во-первых, не всегда можно реализовать требование включенности каждого ученика в образовательный процесс. Не все и не всегда могут участвовать в обсуждениях, в силу определенного распределения социальных ролей в классе (ведомый-лидер), особенностей темперамента (пассивный-активный), объективных обстоятельств (отсутствие по уважительной причине). Во-вторых, временные рамки урока не позволяют многим достичь желаемой глубины понимания обсуждаемых вопросов, что не дает возможность реализовать требование гибкости образовательного процесса, предусматривающее удовлетворение различных персональных познавательных стилей ученика.

Важным шагом на пути к смешанному обучению является определение проблемного поля в конкретном учреждении. Вопросы, возникающие на этапе совместной в коллективе аналитической деятельности, побуждают определять индивидуальные точки роста для каждого педагога.

Преимуществами смешанного обучения, таким образом, являются формируемые в классно-урочном режиме личные (человеческие) связи, спонтанность, дающая возможность более быстрого усвоения новых знаний, и формируемые при электронном обучении в информационно-образовательной среде гибкость, адаптивность, индивидуализация, интерактивность обучения и глубина рефлексии. Гибкость предполагает, что время и место при смешанном обучении не ограничены строгими рамками урока и школы, темп и ритм обучения не привязаны к темпу и ритму работы других учащихся класса.

Смешанное обучение обеспечивает вовлеченность в учебный процесс большинство обучающихся. Адаптивность реализуется как возможность организации учебного процесса для учащихся с разными возможностями и запросами. Индивидуализация осуществляется за счет выстраивания учебного процесса в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями и возможностями обучающихся, при этом методические подходы и педагогические технологии, используемыми учителем в классе, дополняются интерактивными учебными средствами и адаптивным программным обеспечением. Интерактивность достигается использованием вариативных форм и способов взаимодействия как участников образовательного процесса друг с другом, так и с контентом. Обучающиеся при смешанном обучении имеют время для того, чтобы более внимательно и глубоко рассмотреть и обосновать собственные суждения.

Чтобы конкретная школа была готова меняться, необходимо прежде всего не только желание администрации, но и серьезная предварительно организованная внутри всего коллектива аналитическая деятельность отдельных служб и подразделений, осознание изменившихся в контексте информатизации потребностей всех участников образовательного процесса, изменение субъектности учителей и поддержка со стороны родителей. Переход школы к смешанному обучению –сложная системная задача, которая не может осуществляться в отрыве от стратегии развития школы и без использования современных управленческих механизмов.

Смешанное обучение позволяет решить новые задачи, выдвигаемые сегодня в сфере образования:

·         расширить образовательные возможности обучающихся за счет увеличения доступности и гибкости образования, учета их индивидуальных образовательных потребностей, а также темпа и ритма освоения учебного материала;

·         стимулировать формирование субъектной позиции обучающегося: повышения его мотивации, самостоятельности, социальной активности, в том числе в освоении учебного материала, рефлексии и самоанализа и, как следствие, повышение эффективности образовательного процесса в целом;

·         трансформировать стиль педагога: перейти от трансляции знаний к интерактивному взаимодействию с обучающимся, способствующему конструированию обучающимся собственных знаний;

·         персонализировать образовательный процесс, побудив учащегося самостоятельно определять свои учебные цели, способы их достижения, учитывая собственные образовательные потребности, интересы и способности, учитель же является помощником обучающегося.

Помимо практического знакомства с технологией смешанного обучения необходимо организовать эффективную коммуникацию, обмен опытом и информацией. Включение педагогов в сетевое взаимодействие вначале на уровне школы способствует изменению субъектной позиции педагога.

Изменяется коммуникативное поведение учащихся, учащиеся оказываются активно вовлеченными в коммуникацию не только на уровне ученик - ученик, но и на уровне ученик-учитель, когда обучающиеся сами инициируют процессы знакомства педагогов с определенными приложениями, средами. И ценность такого взаимообучения очевидна.

Смешанное обучение — одна из новых степеней свободы, когда каждый может выбирать темп, маршрут и иногда даже содержание собственного образования.

Таким образом смешанное обучение дает большую возможность для учеников научиться «учиться». Это крайне актуально сейчас, когда дети растут в постоянном информационном потоке. Необходимо уметь не только фильтровать информацию, но и уметь правильно углублять знания чтобы подготовить их к жизни в мире, который ценит способность формулировать вопросы, а затем находить ответы на эти вопросы.

Технологии трансформируют образование, и их влияние постоянно растет. Смешанное обучение является перспективной системой обучения, которая совмещает преимущества традиционного и интерактивного обучения. Развитие смешанной формы обучения может стать одним из ключевых направлений модернизации всей образовательной сферы.

Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

 

 

 

 


Смешанное обучение в современном образовательном процессе

Смешанное обучение в современном образовательном процессе

Преимуществами смешанного обучения, таким образом, являются формируемые в классно-урочном режиме личные (человеческие) связи, спонтанность, дающая возможность более быстрого усвоения новых знаний, и формируемые при электронном…

Преимуществами смешанного обучения, таким образом, являются формируемые в классно-урочном режиме личные (человеческие) связи, спонтанность, дающая возможность более быстрого усвоения новых знаний, и формируемые при электронном…

Помимо практического знакомства с технологией смешанного обучения необходимо организовать эффективную коммуникацию, обмен опытом и информацией

Помимо практического знакомства с технологией смешанного обучения необходимо организовать эффективную коммуникацию, обмен опытом и информацией
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2020