Современный ребёнок в первом десятилетии XXI века значительно изменился: «он обладает системно-смысловым типом сознания, у него преобладает смысловая сфера как ориентация на смысл деятельности, что вызывает необходимость формирования смыслового восприятия и переработки текстовой информации уже на начальных этапах обучения чтению» (Н.А. Горлова).
Читать и не понимать – то же, что совсем не читать Я. А. Коменский
Проблема обучения смысловому чтению становится наиболее актуальной в связи с процессами модернизации образования в РФ, приоритетными направлениями в образовательной деятельности, отражёнными в нормативных документах на Федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
принцип системности и последовательности обучения чтению и работе с письменными источниками;
принцип межпредметной интеграции;
принцип диалогичности при работе с текстом;
принцип активного взаимодействия обучающихся и учащихся в процессе обучения чтению (другими словами, обучение должно осуществляться на основе деятельностного подхода).
Работа по формирования навыка смыслового чтения и работы с текстом строится на следующих дидактических принципах:
Виды чтения (по Н.Н. Сметанниковой)
ознакомительное чтение (направлено на извлечение ключевой информации или выделение основного содержания текста);
изучающее чтение (направлено на извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста. Требует от читателя умений сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией; переносить информацию текста в виде кратких записей; различать темы и подтемы научного текста; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию);
поисковое/просмотровое чтение (направлено на нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта);
выразительное чтение;
вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений.
Типы сплошных текстов
описание (художественное и техническое)
повествование (рассказ, отчёт, репортаж)
объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация)
аргументация (научный комментарий, обоснование)
инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы)
Типы несплошных текстов
формы (визовые, налоговые, анкеты и др.);
информационные (расписания, прейскуранты, каталоги и др.);
расписки (билеты, накладные, квитанции и др.);
сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.);
призывы и объявления (приглашения, повестки и др.);
таблицы и графики;
диаграммы;
матрицы
списки;
карты
Виды учебных текстов
учебные программы;
учебно-методические комплексы;
учебники и учебные пособия;
первоисточники (тексты на языке – оригинале);
словари;
справочная литература.
Что такое стратегии смыслового чтения?
(по Е.С. Романичевой)
- это различные комбинации приёмов, которые используют обучающиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с
коммуникативно-познавательной задачей (стратегии предварительной ориентировки, стратегии смыслового прогнозирования, стратегии установления смысловых связей, стратегии смыслообразования).
Анализ литературы по проблеме чтения
Анализ литературы по проблеме формирования читательской компетенции (работы С.В.Борисовой, Т.Г.Галактионовой, Е.О.Галицких, А.А. Плигина, Г.В. Пранцовой, Е.С. Романичевой, Н.Н.Сметанниковой и других авторов) показал, что формирование стратегии смыслового чтения необходимо на основе текстовой информации с учетом требований к ее отбору и конструированию (параметров: физических, лингвистических, структурно-композиционных, содержательно-смысловых и принципов: частотности и смысловой нагрузки, парной сочетаемости, градуированной сложности, блочно-модульного распределения материала и концентричности).
Приём: Вопросы к тексту учебника.
Тема: «Окружность и круг» (5 класс)
1. Прочитайте текст.
2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?
3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?
Приём: «Учимся задавать вопросы разных типов»
простые: Кто? Что делал? Где, когда, при каких обстоятельствах это происходило?
уточняющие: Если я правильно понял, то…?
объясняющие - о причинах и следствиях: Почему? Зачем? Что из этого получилось?
вопросы-предположения: Что бы изменилось, если бы…?
оценочные: Почему это хорошо, а то плохо? Правильно ли поступил..?
вопросы на выявление эмоционального отношения: Понравился ли вам…?
вопросы, требующие постановки себя на место героя: Как бы ты поступил…?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.