Смысловое чтение как средство формирования функциональной грамотности школьников

  • pptx
  • 07.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной на этапе реализации ФГОС, в котором подчёркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения, которыми должен овладеть учащийся, относятся к универсальным учебным действиям В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в п.10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования», выделено отдельное умение — «смысловое чтение».
Иконка файла материала смысловое чтение.pptx

Смысловое чтение как средство формирования функциональной грамотности школьников

Скоробогатько Т. А.,
учитель начальных классов
МБОУ СШ №11

Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело. К.Д. Ушинский

В Федеральном государственном образовательном стандарте

Предметные результаты. Литературное чтение
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

3

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования

Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)

4

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
– определять тему и главную мысль текста;
– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
– вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2— 3 существенных признака
– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
– использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и
справочниках.

5

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования

Смысловое чтение — познавательное общеучебное универсальное действие:
«…смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».

6

Читательская грамотность — основа успешной учебной деятельности

От того, насколько хорошо учеником
освоен навык чтения, зависит
успешность его дальнейшего обучения

Международные исследования PIRLS и PISA

Концепция развития универсальных учебных действий

ПОНЯТИЯ «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» И «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»

Читательская грамотность

Смысловое чтение

ФГОС


текстов разных жанров и видов:

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

чтение

понимание

оценка

интерпретация

Художественные

Информационные

Учебные

Тексты задач, инструкции

CМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ

«… смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей».

А. А. Леонтьев

Цель смыслового чтения – максимально точно
и полно понять содержание текста, уловить
все детали и практически осмыслить информацию.

Технология смыслового чтения включает в себя
3 этапа работы с текстом:

Работа с текстом до чтения
Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
Цель: развитие важнейшего читательского умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.


Работа с текстом во время чтения 
Первичное чтение текста, беседа по содержанию в целом Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

3. Работа с текстом после чтения
Смысловая беседа по тексту; знакомство с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, тестовые задания, контрольно-измерительные материалы.
Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.

Работа с текстом до чтения

«Мозговой штурм»
«Глоссарий»
«Предваряющие вопросы»

«Мозговой штурм»

Алгоритм реализации приёма:
Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
Ассоциации записываются на доске.
Педагог может добавить различную информацию.
Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста.

«Глоссарий»

Алгоритм реализации приема:
Педагог говорит название текста, даёт список слов и предлагает отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
Закончив чтение текста, возвращаются к данным словам.

«Предваряющие вопросы»

Алгоритм реализации приема:
Просмотрите текст быстро. (Просмотровое чтение)
Ответьте на вопрос, заданный в названии текста.

Работа с текстом во время чтения 

«Чтение вслух»
«Чтение про себя с вопросами»
«Чтение с остановками»
«Чтение про себя с пометками»

«Чтение вслух»

Алгоритм реализации приема:
Чтение текста по абзацам. Задача — читать с пониманием, задача тех, кто слушает — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст.

«Чтение про себя с вопросами»

Алгоритм реализации приема:
Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.
Чтение про себя второго абзаца.
Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.

«Чтение с остановками»

Алгоритм реализации приема:
Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

«Чтение про себя с пометками»

Данный приём чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.
V Знакомая информация
! Новая информация
- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

Работа с текстом после чтения

«Отношения между вопросом и ответом»
«Проверочный лист»
«Вопросы после текста»

«Отношения между вопросом и ответом»

Один из самых эффективных послетекстовых приёмов. От остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа.

«Проверочный лист»

Алгоритм реализации приёма:
(Проверочный лист «Краткий пересказ»)
Названа основная мысль текста.
Присутствует логико-смысловая структура текста.
Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста.
Содержание изложено собственными словами (языковыми средствами) при сохранении лексических единиц авторского текста.

«Тонкие» и «толстые» вопросы

«Толстые» вопросы
Дайте несколько объяснений, почему...?
Почему Вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?

«Тонкие» вопросы
Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?

Приём «Ромашка Блума»

Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

«Ромашка» состоит из лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса.
Таким образом, сколько лепестков столько вопросов:
простые вопросы
уточняющие вопросы
интерпретационные (объясняющие) вопросы
творческие вопросы
оценочные вопросы
практические вопросы

Ассоциативный куст


Это один из основных приёмов работы с информацией.
Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.
Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

Приём «Ассоциативный куст»

книга

Мудрость

Помощник

Библиотека

Читатель

Литература

ТЕМА

Дерево предсказаний

Памятки и инструкции

Как писать аннотацию произведения
 
В начале аннотации нужно привести общие сведения о произведении: кто автор, в каком жанре написано, дать название.
Затем нужно назвать тему произведения (о чём оно) и коротко обозначить сюжет, не пересказывая его (1–2 предложения).
Также можно сказать несколько слов о героях произведения: главном герое и второстепенных (если они играют в произведении важную роль).
В заключение можно сформулировать главную мысль произведения, указать на его важные особенности и достоинства.
Автор _______________________________
Название ____________________________
Жанр _______________________________
Тема ________________________________
Герои _______________________________
Главная мысль ________________________

Использование образовательной онлайн-платформы  Учи.ру для формирования навыка смыслового чтения

Использование образовательной онлайн-платформы  Учи.ру для формирования навыка смыслового чтения

Использование образовательной онлайн-платформы  Учи.ру для формирования навыка смыслового чтения

Использование образовательной онлайн-платформы  ЯКласс для формирования навыка смыслового чтения

Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению

Пособия помогут сформировать навык смыслового чтения с помощью текстов с разнообразными вопросами и заданиями

Задания творческого характера

Основной принцип ̶ от простого к сложному

Вставь пропущенные слова, закончи предложения

Составь предложение из слов

Анализ научно-познавательных текстов и инструкций

Развитие критического мышления

Какую неточность допустил художник?

Для прыжка летяга забирается на верхушку дерева. Во время полёта её передние лапы широко расставлены, а задние прижаты к хвосту, образуя треугольный силуэт. Летяга маневрирует
в воздухе, меняя натяжение перепонки. Хвост
в основном выполняет роль тормоза.

Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!