В Федеральном государственном образовательном стандарте
Предметные результаты. Литературное чтение
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
3
В Примерной основной образовательной программе начального общего образования
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)
4
В Примерной основной образовательной программе начального общего образования
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
– определять тему и главную мысль текста;
– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
– вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2— 3 существенных признака
– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
– использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и
справочниках.
5
В Примерной основной образовательной программе начального общего образования
Смысловое чтение — познавательное общеучебное универсальное действие:
«…смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
6
CМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ
«… смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей».
А. А. Леонтьев
Технология смыслового чтения включает в себя
3 этапа работы с текстом:
Работа с текстом до чтения
Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
Цель: развитие важнейшего читательского умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Работа с текстом во время чтения
Первичное чтение текста, беседа по содержанию в целомЦель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).
3. Работа с текстом после чтения
Смысловая беседа по тексту; знакомство с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, тестовые задания, контрольно-измерительные материалы.
Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.
Работа с текстом до чтения
«Мозговой штурм»
«Глоссарий»
«Предваряющие вопросы»
«Мозговой штурм»
Алгоритм реализации приёма:
Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
Ассоциации записываются на доске.
Педагог может добавить различную информацию.
Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста.
«Глоссарий»
Алгоритм реализации приема:
Педагог говорит название текста, даёт список слов и предлагает отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
Закончив чтение текста, возвращаются к данным словам.
«Предваряющие вопросы»
Алгоритм реализации приема:
Просмотрите текст быстро. (Просмотровое чтение)
Ответьте на вопрос, заданный в названии текста.
Работа с текстом во время чтения
«Чтение вслух»
«Чтение про себя с вопросами»
«Чтение с остановками»
«Чтение про себя с пометками»
«Чтение вслух»
Алгоритм реализации приема:
Чтение текста по абзацам. Задача — читать с пониманием, задача тех, кто слушает — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст.
«Чтение про себя с вопросами»
Алгоритм реализации приема:
Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.
Чтение про себя второго абзаца.
Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.
«Чтение с остановками»
Алгоритм реализации приема:
Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.
«Чтение про себя с пометками»
Данный приём чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.
V Знакомая информация
! Новая информация
- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.
Работа с текстом после чтения
«Отношения между вопросом и ответом»
«Проверочный лист»
«Вопросы после текста»
«Отношения между вопросом и ответом»
Один из самых эффективных послетекстовых приёмов. От остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа.
«Проверочный лист»
Алгоритм реализации приёма:
(Проверочный лист «Краткий пересказ»)
Названа основная мысль текста.
Присутствует логико-смысловая структура текста.
Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста.
Содержание изложено собственными словами (языковыми средствами) при сохранении лексических единиц авторского текста.
«Тонкие» и «толстые» вопросы
«Толстые» вопросы
Дайте несколько объяснений, почему...?
Почему Вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
«Тонкие» вопросы
Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Приём «Ромашка Блума»
Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.
«Ромашка» состоит из лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса.
Таким образом, сколько лепестков столько вопросов:
простые вопросы
уточняющие вопросы
интерпретационные (объясняющие) вопросы
творческие вопросы
оценочные вопросы
практические вопросы
Ассоциативный куст
Это один из основных приёмов работы с информацией.
Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.
Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
Памятки и инструкции
Как писать аннотацию произведения
В начале аннотации нужно привести общие сведения о произведении: кто автор, в каком жанре написано, дать название.
Затем нужно назвать тему произведения (о чём оно) и коротко обозначить сюжет, не пересказывая его (1–2 предложения).
Также можно сказать несколько слов о героях произведения: главном герое и второстепенных (если они играют в произведении важную роль).
В заключение можно сформулировать главную мысль произведения, указать на его важные особенности и достоинства.
Автор _______________________________
Название ____________________________
Жанр _______________________________
Тема ________________________________
Герои _______________________________
Главная мысль ________________________
Развитие критического мышления
Какую неточность допустил художник?
Для прыжка летяга забирается на верхушку дерева. Во время полёта её передние лапы широко расставлены, а задние прижаты к хвосту, образуя треугольный силуэт. Летяга маневрирует
в воздухе, меняя натяжение перепонки. Хвост
в основном выполняет роль тормоза.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.