Смысловое чтение как средство формирования функциональной грамотности школьников
Скоробогатько Т. А.,
учитель начальных классов
МБОУ СШ №11
Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело. К.Д. Ушинский
В Федеральном государственном образовательном стандарте
Предметные результаты. Литературное чтение
3
В Примерной основной образовательной программе начального общего образования
Познавательные универсальные учебные действия
4
В Примерной основной образовательной программе начального общего образования
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
5
В Примерной основной образовательной программе начального общего образования
Смысловое чтение — познавательное общеучебное универсальное действие:
«…смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
6
Читательская грамотность — основа успешной учебной деятельности
От того, насколько хорошо учеником
освоен навык чтения, зависит
успешность его дальнейшего обучения
Международные исследования PIRLS и PISA
Концепция развития универсальных учебных действий
ПОНЯТИЯ «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»И «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»
Читательская грамотность
Смысловоечтение
ФГОС
текстов разных жанров и видов:
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
чтение
понимание
оценка
интерпретация
Художественные
Информационные
Учебные
Тексты задач, инструкции
CМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ
«… смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей».
А. А. Леонтьев
Цель смыслового чтения – максимально точно
и полно понять содержание текста, уловить
все детали и практически осмыслить информацию.
Технология смыслового чтения включает в себя
3 этапа работы с текстом:
Работа с текстом до чтения
Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
Цель: развитие важнейшего читательского умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Работа с текстом во время чтения
Первичное чтение текста, беседа по содержанию в целомЦель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).
3. Работа с текстом после чтения
Смысловая беседа по тексту; знакомство с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, тестовые задания, контрольно-измерительные материалы.
Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.
Работа с текстом до чтения
«Мозговой штурм»
«Глоссарий»
«Предваряющие вопросы»
«Мозговой штурм»
Алгоритм реализации приёма:
Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
Ассоциации записываются на доске.
Педагог может добавить различную информацию.
Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста.
«Глоссарий»
Алгоритм реализации приема:
Педагог говорит название текста, даёт список слов и предлагает отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
Закончив чтение текста, возвращаются к данным словам.
«Предваряющие вопросы»
Алгоритм реализации приема:
Просмотрите текст быстро. (Просмотровое чтение)
Ответьте на вопрос, заданный в названии текста.
Работа с текстом во время чтения
«Чтение вслух»
«Чтение про себя с вопросами»
«Чтение с остановками»
«Чтение про себя с пометками»
«Чтение вслух»
Алгоритм реализации приема:
Чтение текста по абзацам. Задача — читать с пониманием, задача тех, кто слушает — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст.
«Чтение про себя с вопросами»
Алгоритм реализации приема:
Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.
Чтение про себя второго абзаца.
Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.
«Чтение с остановками»
Алгоритм реализации приема:
Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.
«Чтение про себя с пометками»
Данный приём чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.
V Знакомая информация
! Новая информация
- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.
Работа с текстом после чтения
«Отношения между вопросом и ответом»
«Проверочный лист»
«Вопросы после текста»
«Отношения между вопросом и ответом»
Один из самых эффективных послетекстовых приёмов. От остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа.
«Проверочный лист»
Алгоритм реализации приёма:
(Проверочный лист «Краткий пересказ»)
Названа основная мысль текста.
Присутствует логико-смысловая структура текста.
Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста.
Содержание изложено собственными словами (языковыми средствами) при сохранении лексических единиц авторского текста.
«Тонкие» и «толстые» вопросы
«Толстые» вопросы
Дайте несколько объяснений, почему...?
Почему Вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
«Тонкие» вопросы
Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Приём «Ромашка Блума»
Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.
«Ромашка» состоит из лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса.
Таким образом, сколько лепестков столько вопросов:
простые вопросы
уточняющие вопросы
интерпретационные (объясняющие) вопросы
творческие вопросы
оценочные вопросы
практические вопросы
Ассоциативный куст
Это один из основных приёмов работы с информацией.
Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.
Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
Памятки и инструкции
Как писать аннотацию произведения
Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению
Пособия помогут сформировать навык смыслового чтения с помощью текстов с разнообразными вопросами и заданиями
Задания творческого характера
Основной принцип ̶ от простого к сложному
Вставь пропущенные слова, закончи предложения
Составь предложение из слов
Развитие критического мышления
Какую неточность допустил художник?
Для прыжка летяга забирается на верхушку дерева. Во время полёта её передние лапы широко расставлены, а задние прижаты к хвосту, образуя треугольный силуэт. Летяга маневрирует
в воздухе, меняя натяжение перепонки. Хвост
в основном выполняет роль тормоза.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.