Смысловое чтение как средство формирования функциональной грамотности школьников
Оценка 4.6

Смысловое чтение как средство формирования функциональной грамотности школьников

Оценка 4.6
pptx
07.05.2022
Смысловое чтение как средство формирования функциональной грамотности школьников
Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной на этапе реализации ФГОС, в котором подчёркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения, которыми должен овладеть учащийся, относятся к универсальным учебным действиям В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в п.10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования», выделено отдельное умение — «смысловое чтение».
смысловое чтение.pptx

Смысловое чтение как средство формирования функциональной грамотности школьников

Смысловое чтение как средство формирования функциональной грамотности школьников

Смысловое чтение как средство формирования функциональной грамотности школьников

Скоробогатько Т. А.,
учитель начальных классов
МБОУ СШ №11

Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело

Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело

Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело. К.Д. Ушинский

В Федеральном государственном образовательном стандарте

В Федеральном государственном образовательном стандарте

В Федеральном государственном образовательном стандарте

Предметные результаты. Литературное чтение
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

3

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования

Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)

4

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
– определять тему и главную мысль текста;
– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
– вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2— 3 существенных признака
– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
– использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и
справочниках.

5

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования

Смысловое чтение — познавательное общеучебное универсальное действие:
«…смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».

6

Читательская грамотность — основа успешной учебной деятельности

Читательская грамотность — основа успешной учебной деятельности

Читательская грамотность — основа успешной учебной деятельности

От того, насколько хорошо учеником
освоен навык чтения, зависит
успешность его дальнейшего обучения

Международные исследования PIRLS и

Международные исследования PIRLS и

Международные исследования PIRLS и PISA

Концепция развития универсальных учебных действий

ПОНЯТИЯ «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» И «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»

Читательская грамотность

Смысловое чтение

ФГОС

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ чтение понимание оценка интерпретация

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ чтение понимание оценка интерпретация


текстов разных жанров и видов:

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

чтение

понимание

оценка

интерпретация

Художественные

Информационные

Учебные

Тексты задач, инструкции

CМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ «… смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей»

CМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ «… смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей»

CМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ

«… смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей».

А. А. Леонтьев

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию

Цель смыслового чтения – максимально точно
и полно понять содержание текста, уловить
все детали и практически осмыслить информацию.

Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:

Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:

Технология смыслового чтения включает в себя
3 этапа работы с текстом:

Работа с текстом до чтения
Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
Цель: развитие важнейшего читательского умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.


Работа с текстом во время чтения 
Первичное чтение текста, беседа по содержанию в целом Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

3. Работа с текстом после чтения
Смысловая беседа по тексту; знакомство с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, тестовые задания, контрольно-измерительные материалы.
Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.

Работа с текстом до чтения «Мозговой штурм» «Глоссарий» «Предваряющие вопросы» «Мозговой штурм»

Работа с текстом до чтения «Мозговой штурм» «Глоссарий» «Предваряющие вопросы» «Мозговой штурм»

Работа с текстом до чтения

«Мозговой штурм»
«Глоссарий»
«Предваряющие вопросы»

«Мозговой штурм»

Алгоритм реализации приёма:
Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
Ассоциации записываются на доске.
Педагог может добавить различную информацию.
Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста.

«Глоссарий»

Алгоритм реализации приема:
Педагог говорит название текста, даёт список слов и предлагает отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
Закончив чтение текста, возвращаются к данным словам.

«Предваряющие вопросы»

Алгоритм реализации приема:
Просмотрите текст быстро. (Просмотровое чтение)
Ответьте на вопрос, заданный в названии текста.

Работа с текстом во время чтения «Чтение вслух» «Чтение про себя с вопросами» «Чтение с остановками» «Чтение про себя с пометками» «Чтение вслух»

Работа с текстом во время чтения «Чтение вслух» «Чтение про себя с вопросами» «Чтение с остановками» «Чтение про себя с пометками» «Чтение вслух»

Работа с текстом во время чтения 

«Чтение вслух»
«Чтение про себя с вопросами»
«Чтение с остановками»
«Чтение про себя с пометками»

«Чтение вслух»

Алгоритм реализации приема:
Чтение текста по абзацам. Задача — читать с пониманием, задача тех, кто слушает — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст.

«Чтение про себя с вопросами»

Алгоритм реализации приема:
Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.
Чтение про себя второго абзаца.
Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.

«Чтение с остановками»

Алгоритм реализации приема:
Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

«Чтение про себя с пометками»

Данный приём чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.
V Знакомая информация
! Новая информация
- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

Работа с текстом после чтения «Отношения между вопросом и ответом» «Проверочный лист» «Вопросы после текста» «Отношения между вопросом и ответом»

Работа с текстом после чтения «Отношения между вопросом и ответом» «Проверочный лист» «Вопросы после текста» «Отношения между вопросом и ответом»

Работа с текстом после чтения

«Отношения между вопросом и ответом»
«Проверочный лист»
«Вопросы после текста»

«Отношения между вопросом и ответом»

Один из самых эффективных послетекстовых приёмов. От остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа.

«Проверочный лист»

Алгоритм реализации приёма:
(Проверочный лист «Краткий пересказ»)
Названа основная мысль текста.
Присутствует логико-смысловая структура текста.
Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста.
Содержание изложено собственными словами (языковыми средствами) при сохранении лексических единиц авторского текста.

«Тонкие» и «толстые» вопросы

«Толстые» вопросы
Дайте несколько объяснений, почему...?
Почему Вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?

«Тонкие» вопросы
Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?

Приём «Ромашка Блума» Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них

Приём «Ромашка Блума» Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них

Приём «Ромашка Блума»

Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

«Ромашка» состоит из лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса.
Таким образом, сколько лепестков столько вопросов:
простые вопросы
уточняющие вопросы
интерпретационные (объясняющие) вопросы
творческие вопросы
оценочные вопросы
практические вопросы

Ассоциативный куст Это один из основных приёмов работы с информацией

Ассоциативный куст Это один из основных приёмов работы с информацией

Ассоциативный куст


Это один из основных приёмов работы с информацией.
Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.
Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

Приём «Ассоциативный куст» книга

Приём «Ассоциативный куст» книга

Приём «Ассоциативный куст»

книга

Мудрость

Помощник

Библиотека

Читатель

Литература

ТЕМА Дерево предсказаний

ТЕМА Дерево предсказаний

ТЕМА

Дерево предсказаний

Памятки и инструкции Как писать аннотацию произведения

Памятки и инструкции Как писать аннотацию произведения

Памятки и инструкции

Как писать аннотацию произведения
 
В начале аннотации нужно привести общие сведения о произведении: кто автор, в каком жанре написано, дать название.
Затем нужно назвать тему произведения (о чём оно) и коротко обозначить сюжет, не пересказывая его (1–2 предложения).
Также можно сказать несколько слов о героях произведения: главном герое и второстепенных (если они играют в произведении важную роль).
В заключение можно сформулировать главную мысль произведения, указать на его важные особенности и достоинства.
Автор _______________________________
Название ____________________________
Жанр _______________________________
Тема ________________________________
Герои _______________________________
Главная мысль ________________________

Использование образовательной онлайн-платформы

Использование образовательной онлайн-платформы

Использование образовательной онлайн-платформы  Учи.ру для формирования навыка смыслового чтения

Использование образовательной онлайн-платформы

Использование образовательной онлайн-платформы

Использование образовательной онлайн-платформы  Учи.ру для формирования навыка смыслового чтения

Использование образовательной онлайн-платформы

Использование образовательной онлайн-платформы

Использование образовательной онлайн-платформы  Учи.ру для формирования навыка смыслового чтения

Использование образовательной онлайн-платформы

Использование образовательной онлайн-платформы

Использование образовательной онлайн-платформы  ЯКласс для формирования навыка смыслового чтения

Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению

Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению

Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению

Пособия помогут сформировать навык смыслового чтения с помощью текстов с разнообразными вопросами и заданиями

Задания творческого характера Основной принцип ̶ от простого к сложному

Задания творческого характера Основной принцип ̶ от простого к сложному

Задания творческого характера

Основной принцип ̶ от простого к сложному

Вставь пропущенные слова, закончи предложения

Составь предложение из слов

Анализ научно-познавательных текстов и инструкций

Анализ научно-познавательных текстов и инструкций

Анализ научно-познавательных текстов и инструкций

Развитие критического мышления

Развитие критического мышления

Развитие критического мышления

Какую неточность допустил художник?

Для прыжка летяга забирается на верхушку дерева. Во время полёта её передние лапы широко расставлены, а задние прижаты к хвосту, образуя треугольный силуэт. Летяга маневрирует
в воздухе, меняя натяжение перепонки. Хвост
в основном выполняет роль тормоза.

Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко

Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко

Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2022