Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Основная общеобразовательная школа № 1» Методическая разработка мастер класса по предмету «Музыка»"Смысловое чтение на уроках музыки"
Составитель: Кожемякина С.Л.
учитель музыки
Навык чтения
Техническая
сторона
Смысловая
сторона
способ чтения,темп чтения,правильность чтения,выразительность.
понимание содержания и смысла читаемого.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.
Аналитическое мышление
Критическое мышление
Самообучение и саморазвитие
Продуктивное обучение
Интерпретирующее мышление
Уровни (стратегии) смыслового чтения
№ | Название уровня | Возможные задания по развитию данного уровня |
1 | Поиск информации и понимание прочитанного | Определить главную тему текста, общую цель и назначение текста; |
2 | Преобразование и интерпретация информации | Преобразовать текст, использую новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, кластер, синквейн; |
3 | Оценка информации | Оценить утверждение, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; |
Тема: Балет
Постановка вопросов к теме урока
-Что такое балет?
-Где и когда он появился?
-Какие виды искусства участвует в балете?
- Оркестровое вступление к балету?
Постановка простых и сложных вопросов к тексту: «Вопрос другу»
ТЕМА: «Образы сказочных героев в музыке.»
1.Назови музыкальные произведения, на сказочные сюжеты →
2. Какой приём передаёт ощущение музыкального пространства? →
3.Какие понятия из области изобразительного искусства перешли в музыку? →
Прочитать и вставить пропущенные слова в текст
«Музыкальный текст, с пропусками слов» Учащимися составляются тексты и слова для справок для индивидуальной работы.
ТЕМА:Интонация».
В общении людей большую роль играет ………… . Безразлично сказанные слова мы наверняка не запомним, но слова произнесенные…………………, с искренним …………………… звучат особенно содержательно для нас, надолго остаются в ………………. . Человеческая речь богата………………… . С их помощью можно выразить………………. и ненависть, ……………… и …………………….., гнев и ………………………, горячее участие и ………………………… .
Любовь, интонация, интонацией, равнодушие, спокойствие, чувством, печаль, душе, радость, эмоционально
Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».
Приём «10 фактов из жизни и творчества композитора».
Важно учить детей тому, что по музыке можно судить и об её авторе, его жизни, его чувствах и мироощущении. Это задание развивает у детей определённые компетентности: способность к самостоятельному поиску информации, отбору значимого материала, умению преподнести найденный материал. Выполняя данное задание, ребята стараются найти наиболее яркие и интересные факты. После этого на уроке общими усилиями мы создаём многогранный образ композитора. Важно то, что не учитель дал информацию, а сами дети нашли её.
Формулировать на основе текста свои доказательства. (индивидуальная или парная работа)
Составить два суждения «Верно ли, что…»
1.Верно ли, что одним из ярких событий « Русских сезонов» стал балет П.Чайковского «Щелкунчик»?
2.Верно ли, что балет это яркое средство выражения образов, поэтому он никогда не вводится в действие опер?
Прием кластер:
Балетный
спектакль
балетмейстер
художник
композитор
«Щелкунчик»
«Петрушка»
«Золотой петушок»
И.Стравинский
П.Чайковский
Н.Римский-Корсаков
1.Он родился на Урале
2.Девять опер сочинил
3.Есть альбомы о природе и детей он не забыл.
1.Инструмент, как пианино, но гораздо меньше он.
2.Вместо струн внутри пластины, слышен звонкий перезвон.
3.Если клавиш, кто коснётся, как же инструмент зовётся?
При чтении выданного текста отвечают на вопросы:
Написание творческих заданий.
1. Продолжить рассказ использую полученные знания на уроке.
2.Иллюстрации героев из муз .произведений
3.Подобрать стихотворение по прослушанной музыке
Приём «Облако понятий»
На доску в нарисованное облако вписываются новые понятия, термины из текста, детям предлагается поделиться имеющимися знаниями, сделать предположение, о чём пойдёт речь в тексте
Приём «Чтение с остановками».
В учебниках по музыке Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской достаточно текстов, которые помогают лучше понять предмет музыка, так же использую дополнительную литературу. Текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
1. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.
2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.
3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»
Пример: Виталий Бианки — «Музыкальная канарейка»
Кубик Блума
После прочитанного текста, педагог бросает фигуру, а ученик отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани
Приём «Незнакомые слова»
«История одной песни».
Литература:
Адамович К. А., КапузаА. В., Захаров А. Б.,Фрумин И. Д.;
Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA‒2018 и их интерпретация /
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ
ЛутошкинаВ.Н., Плеханова Е.Н. Формирование читательской грамотности
младших школьников: учебно-методическое пособие./ В.Н. Лутошкина, Е.Н. Плеханова. – Красноярск
Музыка. 5 класс.: учеб.для общеобразоват. учреждений/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, - 6-е изд.М.:Просвещение
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.