Смысловое чтение.
Оценка 4.8

Смысловое чтение.

Оценка 4.8
Семинары
docx
чтение +1
Взрослым
28.03.2017
Смысловое чтение.
Осмысленное чтение связано с пониманием Уровни понимания текста Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок. Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.
Публикация является частью публикации:
смысловое чтение ..docx
Смысловое чтение как  фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС Форма проведения: круглый  стол. Цель: создание  модели структуры развития осмысленного чтения.  Целевая аудитория : учителя начальной и средней школы. Организации и проведения «круглого стола» Подготовительный этап   Выбор проблемы:    «Читать и не понимать — то же, что совсем не читать». Трудно не  согласиться со словами Я.А. Каменского. За последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему в  российском обществе, как и во многих странах мира, сильно изменилось.  Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, 2003 ­ 2013 годы объявлены  ООН десятилетием грамотности, а в нашей стране разработана  «Национальная программа поддержки и развития чтения в  России». Программа ставит перед собой цель развития грамотности и  культуры чтения в России, повышения интеллектуального уровня граждан  страны, а, следовательно, и ее конкурентоспособности на мировой арене.  Сроки реализации Программы – 2007 ­2020 годы. Школы России переходят на новые образовательные стандарты.  Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном  документе. Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования, в основе которого лежит системно­ деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств  личности, отвечающих требованиям информационного общества,  инновационной экономики. Это станет возможным при условии овладения  всеми школьниками читательской культурой. Что такое «смысловое чтение»?  В Примерной основной образовательной программе начального общего  образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и  выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой  информации из прослушанных текстов различных жанров; определение  основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие  текстов художественного, научного, публицистического и официально ­  делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой  информации» Цель   смыслового   чтения   ­   максимально   точно   и   полно   понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.   Это   внимательное   вчитывание   и   проникновение   в   смысл   с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между   собой,   текстом   и   окружающим   миром.   Когда   ребенок   владеет смысловым   чтением,  то  у   него  развивается  устная  речь   и,  как   следующая важная ступень развития, речь письменная. Для обсуждения на нашем « круглом столе» я предлагаю следующие  вопросы: 1. Организация познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения. 2. «Стратегии смыслового чтения» как различные комбинации приемов   которые   используют   учащиеся   для   восприятия   графически оформленной   текстовой   информации   и   ее   переработки   в   личностно­ смысловые установки в соответствии с коммуникативно­познавательной задачей. Дискуссионный этап Первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик  начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения.  Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность. Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого. Техническая:     Многолетний опыт работы в школе показывает, что учитель начальных  классов, обучая детей чтению, большее внимание уделял технической стороне чтения. И для оценки навыка чтения в школах применялся контрольный срез,  который так и называется «Проверка техники чтения» (о самом факте его  проведения всегда было много споров). При этом многие годы при оценке  навыка уделялось первостепенное внимание параметрам «способ чтения»,  «темп чтения», «правильность чтения», «выразительность», а параметр  «осознанность чтения» рассматривали на самом последнем месте, т.е.  первостепенной считалась техническая сторона чтения. В современном обществе умение школьников читать, не должно  сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты  нового поколения заставляют нас по­новому взглянуть на само определение  значение слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество  человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни  в разных ситуациях деятельности и общения. Поэтому техническую сторону  следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты  начального и основного общего образования включают в метапредметные  результаты освоения основной образовательной программы в качестве  обязательного компонента: ­ овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и  жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое  высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. Для   смыслового   понимания   недостаточно   просто   прочесть   текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий. Предлагаю вам составить или вспомнить все виды УУД, элементами структуры которых является смысловое чтение (при   формировании каких УУД основным элементом является смысловое чтение). Информация для выступающего:  •  в   личностные   УУД   входят   мотивация   чтения,   мотивы   учения, отношение к себе и к школе; •  в   регулятивные   УУД   ­   принятие   учеником   учебной   задачи, произвольная регуляция деятельности; •  в   познавательные   УУД   –   логическое   и   абстрактное   мышление, оперативная   память,   творческое   воображение,   концентрация   внимания, объем словаря. «Информационной атака»:  По первому вопросу   Существует   множество   способов   организации   познавательной деятельности,   способствующих   развитию   навыка   смыслового   чтения   такие как:  проблемно­поисковый  способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.   Обсуждение   наиболее     приемлемых   способов   организации познавательной деятельности( 10 минут) Можно по парам. Я   предлагаю   вам   обсудить   в   парах   один   способов   организации познавательной   деятельности.   Ваша   задача   состоит   в   том,   чтобы обсудить   насколько   эффективен   этот   способ   в   вашей   педагогической деятельности, на ваших уроках. Каждая минигруппа обсуждает один из способов.     Как итог обсуждения­какой наиболее эффективный.  По истечении 10 минут составляем схему на доске –«топ пятерки»   по эффективности использования этих методов . Основных 3 метода­победителя выносим на «цветок». Эти методы развивают воображение учащихся, дают им возможность  пофантазировать. Творческая работа нравится детям, им всегда интересно её  выполнять. Перевод текста в серию рисунков позволяет детям научиться  удерживать сюжетную линию текста. Сущность понимания информации,  содержащейся в тексте, состоит в том, чтобы понять идею произведения,  замысел его автора и почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка  художественного произведения. Понимание прочитанного — непременное  условие эффективного чтения. По   второму вопросу  «Стратегии смыслового чтения» как различные комбинации приемов.  В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные   комбинации   приемов,   которые   используют   учащиеся   для восприятия   графически   оформленной   текстовой   информации   и   ее переработки   в   личностно­смысловые   установки   в   соответствии   с коммуникативно­познавательной задачей. Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия   функционирует   автоматически   на имеет   отношение   к   выбору, бессознательном   уровне   и   формируется   в   ходе   развития   познавательной деятельности. Основные приемы осмысления текста: •Деление текста на части,  его смысловая группировка и приводят к выделению   смысловых   опорных   пунктов,   углубляющих   понимание   и облегчающих последующее запоминание материала. •Антиципация  — предвосхищение или смысловая догадка. Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие слова, которые вы читаете, вы не дочитываете   до   конца,   догадываясь,   что   же   это   за   слово   по   содержанию. Такой прием, используемый для дальнейшего осмысления текста, называется антиципацией, или предвосхищением, по­другому ­ смысловой догадкой. Это   психический   процесс   ориентации   на   предвидимое   будущее.   Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение. Большая часть читателей со стажем использует этот прием. В   тоже   время,   если   у   ребенка   не   развито   умение   догадываться   по смыслу,   ему   будет   необходимо   каждый   раз   дочитывать   каждое   слово   до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного. •Реципация — мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникших в процессе чтения. Реципация ­ это возвращение, то есть  соотношение содержания текста с уже имеющимися знаниями или  переосмыслениями. Объясняет суть этого приема тезис – о том, что усваивать ­ это значит «сливать продукты чужого опыта с показаниями собственного», без этого понимания текста невозможно. Чем богаче знания, с которыми мы  соотносим читаемое, чем существеннее связи между читаемым и имеющимися знаниями, чем более отчетливо осознаются эти связи, тем глубже понимание  текста. вспоминание имеющегося знания в связи с прочитанным. переосмысление имеющихся знаний в свете прочитанных. Реципация может выступать в двух формах:   •Выделение ключевых слов.  Ключевое слово — слово в тексте, способное в совокупности с  другими ключевыми словами представлять текст. Набор ключевых слов  близок к аннотации, плану и конспекту, которые тоже представляют документ с меньшей детализацией, но лишён синтаксической структуры.  Заметим, что термин «ключевые слова» в значительной степени условен: как ключевые знаки в тексте могут выступать не только слова, но и  словосочетания и даже предложения  В качестве основных смысловых единиц, выделяемых из исходного  текста на 2­м этапе, могут выступать: 1) целые ключевые предложения; 2)  ключевые словосочетания и слова. Ключевое (опорное) слово — это термин,  относящийся к основному содержанию текста и повторяющийся в нем  несколько раз (с учетом всех возможных синонимов). Ключевое  словосочетание — это сочетание слов, среди которых есть одно или  несколько ключевых.  •Многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. •Постановка вопросов к тексту и поиск  ответов на них  (в   самом тексте,   путем   воспоминания,   рассуждения   и   умозаключения   или   путем обращения к учителю и сверстнику). Каждой   минигруппе   дается   один   и   тот   же   текст.   Каждая   из   низ   в случайном   варианте   выбирает     1   из   предложенных   приемов   осмысления текста, и пытается применить их на данном  тексте.  Наши   далѐкие   предки   считали   природу   общим   домом   для   всего живого на земле и ощущали себя частицей этого огромного мира. Они благоговели   перед   величием   природы,   любовались   небом,   звѐздами, животными и растениями, восхищались буйством красок, разнообразием форм, ароматов, звуков.  Человеку нужно было выжить в дикой природе – и он стал умнее и  изобретательнее самых сильных зверей.  Ему нужно было оградить себя от морозов, жары, ливней – и он научился   строить   жилища,   делать   одежду   и   обувь.   Ему   нужно   было пропитание  – и он научился охотиться, возделывать землю и выращивать различные растения, создавать оружие и орудия труда. Человеку   нужны   были   помощники   –   и   он   приручил   животных, придумал  машины и механизмы, различные предметы быта.  Для   освоения   природы   человеку   нужны   были   знания   –   и   он   стал исследовать еѐ законы, открывать красоту окружающего мира.  Так зародились науки и искусства. Результат по этому вопросу­ выбор оптимальных приемов для  выработки смыслового чтения.  Основных 4 приема ­победителя выносим на «цветок». подведение заключительных итогов ведущим; Завершающий (постдискуссионный) этап   Обсуждение и последние выводы по « цветку Понимания »  Для того, чтобы выводы нашего «круглого стола» использовались  вами на ваших уроках, я подготовила брошюру по теме нашего  семинара.  выработку рекомендаций или решений; установление общих результатов проводимого мероприятия. Благодаря вам и вашему опыту мы сегодня создали модель  оптимальной структуры развития смыслового чтения. Приложение  1( к первому вопросу) Проблемно­поисковый способ предполагает выделение в тексте  проблемы, её обсуждение. Для понимания текста нужно не просто выделить в  нём смысловые части, но и разрешить смысловые трудности – проблемные  ситуации. Проблемная текстовая ситуация (наряду с вопросом и задачей)  является одним из источников мышления. Разрешение проблемных текстовых  ситуаций ведёт к пониманию текста. Исследуя понимание в связи с решением задач (проблемных ситуаций),  можно считать, что основным способом, позволяющим добиться лучшего  понимания текста, является постановка вопроса (или вообще задания) – поиск ответа. Дискуссия – это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. В  настоящее время она является одной из важнейших форм образовательной  деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие  рефлексивного мышления.  В отличие от обсуждения как обмена мнениями, дискуссией называют  обсуждение­спор, столкновение точек зрения, позиций и т.д.  Дискуссия – равноправное обсуждение учителями и учениками дел,  планируемых в школе и классе и проблем самого различного характера. Она  возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который нет единого ответа.  В ходе ее люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом ее может быть общее соглашение,  лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение. Обсуждение представляет собой коллективный обмен мнениями,  организуемый рядом проблемных вопросов. Этот метод предполагает  обдумывание произведения, интеграцию его с миром самого читающего  ребенка и с окружающим реальным миром. В диалоге с другими, иногда в споре, происходит не простое  потребление литературы, а самостоятельное управление через осмысленное  чтение своим собственным развитием. Хотя вопросы к обсуждению книги  обычно ставят взрослые, но решение их вырабатывается, проверяется и  формулируется в процессе взаимодействия всех участников.  Моделирование Для включения каждого ребёнка в активный познавательный процесс,  для формирования специальных читательских умений (умений  ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного  произведения) на уроках литературного чтения, особенно в 1 классе, когда у  детей ещё не сформированы навыки чтения и письма, использую метод  моделирования — введение системы «заместителей» (условных обозначений)  жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и модели  обложки (приложение 1). Моделирование позволяет: 1) включить каждого  ребёнка в процесс познания; 2) дать возможность ученику работать в  соответствии со своими возможностями; 3) создать игровую ситуацию при  овладении читательскими умениями. Рисунок помогают учащимся представить место действия, образы  действующих лиц и т.д.  Наиболее широкое применение на уроке  литературного чтения получили приёмы графического и словесного  иллюстрирования.  Эти виды работ тесно связаны между собой, дополняют друг друга.  И  при драматизации, и при экранизации, и при иллюстрировании учащиеся  сначала рисуют устно или сюжетный кусок, или внешность героя, или  обстановку действия и т.д.... Словесное рисование непосредственно связано с  иллюстрированием, которое проходит в начале как устное рисование картины  к тексту. Приложение 2 ( ко второму вопросу) •Деление текста на части,  его смысловая группировка и приводят к выделению   смысловых   опорных   пунктов,   углубляющих   понимание   и облегчающих последующее запоминание материала. •Антиципация  — предвосхищение или смысловая догадка. Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие слова, которые вы читаете, вы не дочитываете   до   конца,   догадываясь,   что   же   это   за   слово   по   содержанию. Такой прием, используемый для дальнейшего осмысления текста, называется антиципацией, или предвосхищением, по­другому ­ смысловой догадкой. Это   психический   процесс   ориентации   на   предвидимое   будущее.   Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение. Большая часть читателей со стажем использует этот прием. В   тоже   время,   если   у   ребенка   не   развито   умение   догадываться   по смыслу,   ему   будет   необходимо   каждый   раз   дочитывать   каждое   слово   до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного. •Реципация — мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникших в процессе чтения. Реципация ­ это возвращение, то есть  соотношение содержания текста с уже имеющимися знаниями или  переосмыслениями. Объясняет суть этого приема тезис – о том, что усваивать ­ это значит «сливать продукты чужого опыта с показаниями собственного»,  без этого понимания текста невозможно. Чем богаче знания, с которыми мы  соотносим читаемое, чем существеннее связи между читаемым и имеющимися знаниями, чем более отчетливо осознаются эти связи, тем глубже понимание  текста. вспоминание имеющегося знания в связи с прочитанным. переосмысление имеющихся знаний в свете прочитанных. Реципация может выступать в двух формах:   •Выделение ключевых слов.  Ключевое слово — слово в тексте, способное в совокупности с  другими ключевыми словами представлять текст. Набор ключевых слов  близок к аннотации, плану и конспекту, которые тоже представляют документ с меньшей детализацией, но лишён синтаксической структуры.  Заметим, что термин «ключевые слова» в значительной степени условен: как ключевые знаки в тексте могут выступать не только слова, но и  словосочетания и даже предложения  В качестве основных смысловых единиц, выделяемых из исходного  текста на 2­м этапе, могут выступать: 1) целые ключевые предложения; 2)  ключевые словосочетания и слова. Ключевое (опорное) слово — это термин,  относящийся к основному содержанию текста и повторяющийся в нем  несколько раз (с учетом всех возможных синонимов). Ключевое  словосочетание — это сочетание слов, среди которых есть одно или  несколько ключевых.  •Многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. •Постановка вопросов к тексту и поиск  ответов на них  (в   самом тексте,   путем   воспоминания,   рассуждения   и   умозаключения   или   путем обращения к учителю и сверстнику). книги,   ведь   ты   уже   и   так   мудр* ПРИТЧА О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ Спросил  у мудреца человек: ­Зачем   ты   читаешь   На что мудрец   ответил  : А заче ты сегодня , ты же ел ВЧЕРА! Человек, подумав сказал: ­чтобы поддерживать жизнь в теле, я ем чтобы не умереть. Мудрец сказал: Да,   вот   и   я,   читая   книги,   поддерживаю   жизнь   своего   духа,питая   его мудростями.Чтобы мой дух не умер.

Смысловое чтение.

Смысловое чтение.

Смысловое чтение.

Смысловое чтение.

Смысловое чтение.

Смысловое чтение.

Смысловое чтение.

Смысловое чтение.

Смысловое чтение.

Смысловое чтение.

Смысловое чтение.

Смысловое чтение.

Смысловое чтение.

Смысловое чтение.

Смысловое чтение.

Смысловое чтение.

Смысловое чтение.

Смысловое чтение.

Смысловое чтение.

Смысловое чтение.

Смысловое чтение.

Смысловое чтение.

Смысловое чтение.

Смысловое чтение.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2017