чем более отчетливо осознаются эти связи, тем глубже
понимание текста.
Реципация может выступать в двух формах:
вспоминание имеющегося знания в связи с
прочитанным.
переосмысление имеющихся знаний в свете
прочитанных.
•Выделение ключевых слов.
Ключевое слово — слово в тексте, способное в
совокупности с другими ключевыми словами представлять
текст. Набор ключевых слов близок к аннотации, плану и
конспекту, которые тоже представляют документ с меньшей
детализацией, но лишён синтаксической структуры.
Заметим, что термин «ключевые слова» в значительной
степени условен: как ключевые знаки в тексте могут выступать
не только слова, но и словосочетания и даже предложения
В качестве основных смысловых единиц, выделяемых из
исходного текста на 2м этапе, могут выступать: 1) целые клю
чевые предложения; 2) ключевые словосочетания и слова.
Ключевое (опорное) слово — это термин, относящийся к основ
ному содержанию текста и повторяющийся в нем несколько раз
(с учетом всех возможных синонимов). Ключевое
словосочетание — это сочетание слов, среди которых есть одно
или несколько ключевых.
•Многократное обращение к тексту, перечитывание его
каждый раз с новым заданием.
•Постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них
(в самом тексте, путем воспоминания, рассуждения и
умозаключения или путем обращения к учителю и сверстнику).
Способы организации познавательной деятельности
Проблемнопоисковый способ предполагает выделение в
тексте проблемы, её обсуждение. Для понимания текста нужно
не просто выделить в нём смысловые части, но и разрешить
смысловые трудности – проблемные ситуации.
Проблемная текстовая ситуация (наряду с вопросом и
задачей) является одним из источников мышления. Разрешение
проблемных текстовых ситуаций ведёт к пониманию текста.
Исследуя понимание в связи с решением задач
(проблемных ситуаций), можно считать, что основным способом,
позволяющим добиться лучшего понимания текста, является
постановка вопроса (или вообще задания) – поиск ответа.
Дискуссия – это метод обсуждения и разрешения спорных
вопросов. В настоящее время она является одной из важнейших
форм образовательной деятельности, стимулирующей
инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления.
В отличие от обсуждения как обмена мнениями,
дискуссией называют обсуждениеспор, столкновение точек
зрения, позиций и т.д.
Дискуссия – равноправное обсуждение учителями и
учениками дел, планируемых в школе и классе и проблем самого
различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит
вопрос, на который нет единого ответа. В ходе ее люди
формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ
на стоящий вопрос. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему,
совместное решение.
Обсуждение представляет собой коллективный обмен
мнениями, организуемый рядом проблемных вопросов. Этот
метод предполагает обдумывание произведения, интеграцию его
с миром самого читающего ребенка и с окружающим реальным
миром.
В диалоге с другими, иногда в споре, происходит не
простое потребление литературы, а самостоятельное управление
через осмысленное чтение своим собственным развитием. Хотя
вопросы к обсуждению книги обычно ставят взрослые, но
решение их вырабатывается, проверяется и формулируется в
процессе взаимодействия всех участников.
Моделирование
Для включения каждого ребёнка в активный
познавательный процесс, для формирования специальных
читательских умений (умений ориентироваться в книгах,
понимать особенности литературного произведения) на уроках
литературного чтения, особенно в 1 классе, когда у детей ещё не
сформированы навыки чтения и письма, использую метод
моделирования — введение системы «заместителей» (условных
обозначений) жанров, тем, героев, а также составление
схематических планов и модели обложки (приложение 1).
Моделирование позволяет: 1) включить каждого ребёнка в
процесс познания; 2) дать возможность ученику работать в
соответствии со своими возможностями; 3) создать игровую
ситуацию при овладении читательскими умениями.
Рисунок помогают учащимся представить место действия,
образы действующих лиц и т.д. Наиболее широкое применение
на уроке литературного чтения получили приёмы графического и
словесного иллюстрирования.
Оптимальные приемы
для выработки смыслового чтения
Деление текста на части, его смысловая группировка и
приводят к выделению смысловых опорных пунктов,
углубляющих понимание и облегчающих последующее
запоминание материала.
•Антиципация — предвосхищение или смысловая
догадка. Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие
слова, которые вы читаете, вы не дочитываете до конца,
догадываясь, что же это за слово по содержанию. Такой прием,
используемый для дальнейшего осмысления текста, называется
антиципацией, или предвосхищением, подругому смысловой
догадкой.
Это психический процесс ориентации на предвидимое
будущее. Он основан на знании логики развития событий и
значительно убыстряет чтение. Большая часть читателей со
стажем использует этот прием.
В тоже время, если у ребенка не развито умение
догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз
дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу,
осознать содержание прочитанного.
•Реципация — мысленный возврат к прочитанному под
влиянием новых мыслей, возникших в процессе чтения.
Реципация это возвращение, то есть соотношение содержания текста с уже имеющимися знаниями или переосмыслениями.
Объясняет суть этого приема тезис – о том, что усваивать это
значит «сливать продукты чужого опыта с показаниями
собственного», без этого понимания текста невозможно. Чем
богаче знания, с которыми мы соотносим читаемое, чем
существеннее связи между читаемым и имеющимися знаниями,
Смысловое чтение.
Смысловое чтение.
Смысловое чтение.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.