Смысловое чтение на уроках математики при решении текстовых задач.

  • Руководства для учителя
  • ppt
  • 12.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Смысловое чтение на уроках математики при решении текстовых++.ppt
Смысловое чтение на уроках математики при решении текстовых задач. Рулева Л.М.­учитель  математики высшей  области категории МБОУ «СОШ №13»  г.Обнинска Калужской
Актуальность  Как установили ученые, на успеваемость  ученика влияет около 200 факторов.  Фактор №1 – это навык чтения, который  гораздо сильнее влияет на успеваемость,  чем все вместе взятые. Исследования  показывают: для того, чтобы быть  компетентным по всем предметам и в  дальнейшем в жизни, человек должен  читать 120­150 слов в минуту.
Актуальность   «Эти добрые люди и не подозревают,  каких трудов и времени стоит  научиться читать. Я сам на это  употребил 80 лет и все не могу  сказать, чтобы вполне достиг цели»                       Иоганн Вольфганг Гете
Актуальность   В ФГОС ООО отмечается, что чтение  в современном информационном  обществе носит «метапредметный»,  или «надпредметный», характер и  умения чтения относят к  универсальным учебным действиям.
Почему же, учителю математики стало необходимо осваивать приѐмы смыслового чтения?  «Как научить современных  школьников самостоятельно работать  с текстом учебника, текстом задачи»?
Важнейшее общеучебное действие – это смысловое чтение:  извлечение информации; определение  основной и второстепенной информации;   построение речевых высказываний,  адекватно, осознанно и произвольно  передающих содержание текста, дающих  ответ на вопрос;  логические действия, направленные на  анализ, обобщение, классификацию,  рассуждения и умозаключения на основе  прочитанного текста.
Чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны: ­ осмысленно читать и воспринимать на слух  текст задания; ­ уметь извлекать и анализировать  информацию, полученную из текста; ­ уметь критически оценивать данную  информацию; ­ уметь читать таблицы, диаграммы, схемы,  условные обозначения.
Приемы  «Попробуй найти!»,   «Корзина идей (гипотез)»,   «Верите ли Вы?»   «Дерево знаний»   «Составь задачу»  «Учись задавать вопросы»
Приём: «Тонкие» и «толстые» вопросы
Приём: «Учимся задавать вопросы разных типов»  Простые:            Кто? Что делал? Где, когда … ?   Уточняющие:     Если я правильно понял, то…?   Объясняющие: Почему? Зачем? Что из этого  получилось?   Творческие:       Что бы изменилось, если бы…?   Оценочные:       Чем отличается от… ?   Практические:   Где в обычной жизни вы могли  бы это встретить?
Приём  «Вопросы к тексту учебника» или к задаче.  1. Прочитайте текст.  2. Какие слова встречаются в тексте  наиболее часто? Сколько раз?   3. Какие слова выделены жирным  шрифтом? Почему?   4. Если бы вы читали текст вслух, то,  как бы вы дали понять, что это  предложение главное?
Приём: «Верите ли Вы…»    Параллелограмм – это фигура с четырьмя  тупыми углами.   Диагонали параллелограмма равны.  Противоположные стороны равны и  параллельны.  Диагонали параллелограмма пересекаются под  прямым углом.  Сумма двух соседних углов параллелограмма  равна 180.  Параллелограмм – это четырёхугольник, у  которого противоположные стороны попарно  параллельны.
Составить выступление по ключевым вопросам темы «Пирамида».  Многогранник  Треугольник  Многоугольник  Основание  Египет, Евклид  44 метра  Вершина, основание, высота, ребро, апофема  Правильная, центр вписанной и описанной  окружности.
Составить выступление по теме: «Решение задач на дроби»: 1. процент­дробь 2. взаимно обратные числа 3. дробь от числа 4. число по заданному значению дроби. 5.деление 6. умножение
Прием «Удачный» Можно использовать на УРОКЕ  ОДНОЙ ЗАДАЧИ.    1.  Один человек в группе читает  задачу, остальные записывают  условие, делают чертеж, записи.   Потом каждый рассказывает задачу.      2. Далее заполняют таблицу:
Пример задачи.
ПРИЕМ: составь задачу по схеме, таблице, диаграмме .
Работа с графиком.
Вопросы к графику.
Задачи по схеме. 1. Составь задачу. 2. Найди в тексте учебника задачу.  Которой удовлетворяет данная схема. 3. Читают задачу. Обсуждают все  варианты. Приходят к единому  мнению. 4. Составьте свою задачу с другими  объектами.
Схемы 1 х км/ч у км/ч a км 2 х км/ч х км/ч у км/ч у км/ч a км х км/ч у км/ч 3 a км х км/ч у км/ч 4 a км
СИНКВЕЙН.  Задача.  Трудная, интересная, реальная,  красивая.  Решаем, думаем, рассуждаем.  Связана с жизненными ситуациями.  Мысль ( поиск, ребус, стимул, проблема,  дилемма. цель)
Использование  учителем следующих технологий, форм работы: технологии проблемного  обучения; интерактивных технологий; технологии критического  мышления.
Спасибо за внимание!