Смысловое чтение на
уроках математики при
решении текстовых задач.
Рулева Л.М.учитель
математики высшей
области
категории МБОУ «СОШ №13»
г.Обнинска Калужской
Актуальность
Как установили ученые, на успеваемость
ученика влияет около 200 факторов.
Фактор №1 – это навык чтения, который
гораздо сильнее влияет на успеваемость,
чем все вместе взятые. Исследования
показывают: для того, чтобы быть
компетентным по всем предметам и в
дальнейшем в жизни, человек должен
читать 120150 слов в минуту.
Актуальность
«Эти добрые люди и не подозревают,
каких трудов и времени стоит
научиться читать. Я сам на это
употребил 80 лет и все не могу
сказать, чтобы вполне достиг цели»
Иоганн Вольфганг Гете
Актуальность
В ФГОС ООО отмечается, что чтение
в современном информационном
обществе носит «метапредметный»,
или «надпредметный», характер и
умения чтения относят к
универсальным учебным действиям.
Почему же, учителю математики стало
необходимо осваивать приѐмы смыслового
чтения?
«Как научить современных
школьников самостоятельно работать
с текстом учебника, текстом задачи»?
Важнейшее общеучебное
действие – это смысловое
чтение:
извлечение информации; определение
основной и второстепенной информации;
построение речевых высказываний,
адекватно, осознанно и произвольно
передающих содержание текста, дающих
ответ на вопрос;
логические действия, направленные на
анализ, обобщение, классификацию,
рассуждения и умозаключения на основе
прочитанного текста.
Чтобы справиться с решением
задачи, учащиеся должны:
осмысленно читать и воспринимать на слух
текст задания;
уметь извлекать и анализировать
информацию, полученную из текста;
уметь критически оценивать данную
информацию;
уметь читать таблицы, диаграммы, схемы,
условные обозначения.
Приемы
«Попробуй найти!»,
«Корзина идей (гипотез)»,
«Верите ли Вы?»
«Дерево знаний»
«Составь задачу»
«Учись задавать вопросы»
Приём: «Тонкие» и «толстые»
вопросы
Приём: «Учимся задавать вопросы
разных типов»
Простые: Кто? Что делал? Где, когда … ?
Уточняющие: Если я правильно понял, то…?
Объясняющие: Почему? Зачем? Что из этого
получилось?
Творческие: Что бы изменилось, если бы…?
Оценочные: Чем отличается от… ?
Практические: Где в обычной жизни вы могли
бы это встретить?
Приём «Вопросы к тексту
учебника» или к задаче.
1. Прочитайте текст.
2. Какие слова встречаются в тексте
наиболее часто? Сколько раз?
3. Какие слова выделены жирным
шрифтом? Почему?
4. Если бы вы читали текст вслух, то,
как бы вы дали понять, что это
предложение главное?
Приём: «Верите ли Вы…»
Параллелограмм – это фигура с четырьмя
тупыми углами.
Диагонали параллелограмма равны.
Противоположные стороны равны и
параллельны.
Диагонали параллелограмма пересекаются под
прямым углом.
Сумма двух соседних углов параллелограмма
равна 180.
Параллелограмм – это четырёхугольник, у
которого противоположные стороны попарно
параллельны.
Составить выступление по
ключевым вопросам темы
«Пирамида».
Многогранник
Треугольник
Многоугольник
Основание
Египет, Евклид
44 метра
Вершина, основание, высота, ребро, апофема
Правильная, центр вписанной и описанной
окружности.
Составить выступление по теме:
«Решение задач на дроби»:
1. процентдробь
2. взаимно обратные числа
3. дробь от числа
4. число по заданному значению дроби.
5.деление
6. умножение
Прием «Удачный»
Можно использовать на УРОКЕ
ОДНОЙ ЗАДАЧИ.
1. Один человек в группе читает
задачу, остальные записывают
условие, делают чертеж, записи.
Потом каждый рассказывает задачу.
2. Далее заполняют таблицу:
ПРИЕМ: составь задачу по схеме,
таблице, диаграмме
.
Задачи по схеме.
1. Составь задачу.
2. Найди в тексте учебника задачу.
Которой удовлетворяет данная схема.
3. Читают задачу. Обсуждают все
варианты. Приходят к единому
мнению.
4. Составьте свою задачу с другими
объектами.
Схемы
1
х км/ч
у км/ч
a км
2
х км/ч
х км/ч
у км/ч
у км/ч
a км
х км/ч
у км/ч
3
a км
х км/ч
у км/ч
4
a км
СИНКВЕЙН.
Задача.
Трудная, интересная, реальная,
красивая.
Решаем, думаем, рассуждаем.
Связана с жизненными ситуациями.
Мысль ( поиск, ребус, стимул, проблема,
дилемма. цель)
Использование учителем следующих
технологий, форм работы:
технологии проблемного
обучения;
интерактивных технологий;
технологии критического
мышления.