Смысловое чтение несплошных текстов.

  • Семинары
  • docx
  • 29.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья, описывающая приемы работы с несплошными текстами на уроках истории и обществознания в основной школе. Приемы, описанные в статье помогут учителю организовать деятельность учащихся на уроке по поиску и интерпретации информации в визуальных источниках. Статья предназначена для учителей истории и обществознания основной школы.
Иконка файла материала 8. Хатмуллина Я.А. смысловое чтение несплошных текстов статья.docx
Приемы формирования смыслового чтения несплошных текстов на уроках истории и обществознания. Ярина Ахатовна Хатмуллина, учитель истории и обществознания  МАОУ «СОШ № 25» г. Перми В России, так же как и во многих странах мира, наблюдается процесс падения уровня читательской культуры населения. Большое количество детей и подростков в России сегодня читает мало, либо читает иначе, т.е. не так, как хотели бы этого родители и педагоги.  Понимание   необходимости   повышения   ценности   чтения   взрослым сообществом   привело   к   тому,   что   сегодня   во   многих   развитых   и развивающихся странах осуществляется политика поддержки и продвижения чтения в первую очередь среди детей и подростков. В   МАОУ   «СОШ   №   25»   регулярно   проводится   проверка   техники чтения: скорость чтения и понимание прочитанного. Как оказалось основными затруднениями   у   учеников  младшего   звена   стали:   недостаточная   скорость, недостаточное   непонимание   прочитанного   текста, общепринятыми оборотами и идиомами.   не   владение Так   можно   отметить,   что   значительное   количество   детей   1­4   класса читают   без   выражения,   монотонно,   без   расстановки   смысловых   пауз, интонирования. Вопросы по прочитанному тексту выявляют низкий уровень понимания. Часто дети читают по слогам (буквально складывая слова в 4 классе), читают   каждое   слово   по   отдельности   (прочитывая   сначала   «про   себя»,   а потом   вслух),   не   дочитывают   слова   до   конца,   «глотают»   буквы   и   слоги, допускают   искажения   ударений   в   словах.   И,   как   показывает   анализрезультатов проверки, именно эти дети испытывают трудности в понимании текста. Лишь   отдельные   учащиеся   1­2   классов   смогли   ответить   на   вопросы касающиеся появления в тексте автора.  Полученные   нами   результаты   соотносятся   с   результатами   подобных исследований.  Так   в  результаты   исследования,  выявляющие   способности   к пониманию текстов детьми 2­6 классов в московских и петербургских в 1983 и 2009 годах  поразили ученых: дети практически перестали понимать тексты. Психиатры предположили, что это связано с методиками учителей: в школах из года в год уделяется большое внимание скорости чтения, и дети понимают, что вчитываться и осознавать уже не обязательно. В целом это приводит к снижению концентрации и слабых способностях к чтению в старших классах и взрослом возрасте1. Подобное отношение складывается не только к сплошному тексту, но и к иным видам текста. Так учащиеся не понимают текст, изложенный в схемах и таблицах, не могут сосредоточится на «длинном» видеотексте, не «видят» на внешним изображением замысла автора. Современный мир столкнулся с новыми культурными и социальными вызовами.   «Клиповое»   (визуализированное   и   дискретное)   мышление современных   подростков   не   приспособлено   для   смыслового   чтения.   Дети перестают читать и понимать тексты, размышлять над ними. Следовательно, школа   должна   целенаправленно   создавать   образовательное   пространство, формирующее   метапредметное   умение   смыслового   чтения,   как   привычных нам   текстов,   так   и   умение   воспринимать,   критически   относиться   к   иным текстам (схемы, изображения, музыка, видео и т.п.). Особое место в чтении несплошных текстов занимают карты и планы местности (эти виды текста играют значительную роль в изучении истории).  1 http://doctorpiter.ru/articles/8702/Ежедневно   педагоги   нашей   школы   сталкиваются   с   проблемой недостаточно глубокого понимания учащимися различных текстов, будь то учебное   задание   на   уроке   или   в   экзаменационном   тесте,   неумением обучающихся   найти   в   тексте   ключевые   слова,   интерпретировать   текст, выявить ключевую проблему, поднятую автором и т. д.   К несплошным текстам можно относят2:  1) формы (налоговые, визовые, анкеты и др.);  2) информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.);  3) расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции);  4) сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.);  5) призывы и объявления (приглашения, повестки и др.);  6) таблицы и графики;  7) диаграммы;  8) таблицы и матрицы;  9) списки;  10) карты (планы). Работа с несплошными текстами требуют несколько иных читательских навыков,   так   как   организованы   эти   тексты   иначе,   содержат   особые   связи единиц текста и особые формальные указатели на эти связи. Согласно результатам исследования  PISA  в нашей стране существует тенденция   увеличения   разрыва   в   понимании   сплошных   и   несплошных текстов3. Педагогам, есть над чем работать в этом направлении: необходимо сокращать разрыв в понимании сплошных и несплошных текстов, и в первую очередь за счет основных составляющих умения смыслового чтения: поиск информации   в   тексте,   ее   интерпретация   и   ее   осмысление   и   оценка,   ее применение для решения прикладных задач. Следовательно, проблема, которая требует решения, состоит в поиске механизмов,   технологий   и   организационных   условий,   обеспечивающих формирование данного умения. 2 http://rus.1september.ru/article.php?ID=200501401 3 http://www.hse.ru/data/2011/02/21/1208561931/PISA2009.pdfВ своей педагогической практике для формирования и развития умений смыслового чтения я использую различные приемы и формы работы. Часть из них   это   разработки   коллег,   которые   можно   найти   в   современной методической   литературе.   Часть   это   традиционные   формы   работы   с учащимися. Мною были обобщены те приемы и формы работы, которые я использую на уроках в приведенной ниже таблице: Смысловое чтение  как метапредметный результат. Смысловое чтение – вид чтения, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания  текста. Сплошные тексты. Текст как система смысловых  элементов (взаимосвязь,  иерархичность, синергия4) Несплошные тексты: 1) формы (налоговые, визовые, анкеты и др.);  2) информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.);  3) расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции);  4) сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.);  5) призывы и объявления (приглашения, повестки и др.);  6) таблицы и графики;  7) диаграммы;  8) таблицы и матрицы;  9) списки;  10) карты (планы)5. Проблемы учащихся в поиске, оценке, интерпретации информации всех видов текстов. Как создать учебные ситуации для  решения этой проблемы?   темам. Задания ЕГЭ и ОГЭ Подбор текстов и заданий по разным   Составление кластеров с «этикетками».  Мини­проекты – постеры ( например,  «Бородино») и т.п.  Фильмы со стопами.  Обсуждение картинок (что­то с чем­то).  Реальное обществознание (договоры, заявления  и т.п.)  Рисуем мультики (сценарии, раскадровки).   Приведу   ниже   описание   некоторых   приемов   и   форм   работы   с несплошными текстами на уроках истории и обществознания. 4 Синерг яии действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы.  ru.wikipedia.org›Синергия   — суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их  5 http://rus.1september.ru/article.php?ID=200501401Так,   например,   для   структурирования   информации,   выявления причинно­следственных   связей   главных   и   второстепенных   мыслей   текста возможно   использовать   составление   учениками   кластеров.   Кластер   –   это «пучок», «созвездие». Это прием из технологии критического мышления через чтение и письмо. Я использую эту технологию следующим образом: к уроку готовятся   так   называемые   «этикетки»   с   названиями,   терминами   и   др. элементами текста. Учащимся дается задание составить схему (кластер) из предложенных этикеток и дополнить эту схему при помощи маркеров. Такое задание хорошо использовать в тех темах, где необходимо понять структуру: «Система  права», «Общество   как   система», «Обществоведческие  науки»  и д.р. Так   же   интересна   такая   технология   как   создание   постеров   (мини­ проектов). Главным достоинством постера является то, что на одном листе можно собрать различные виды информации по теме: изображения, карты, хронологию,   тексты   и   т.д.   Например,   создавая   такую   работу   по   теме «Бородинское сражение» восьмиклассники рисуют карту­схему, описывают сражение, приводят мнения участников и историков и т.д. Общим для всех этих форм и приемов работы является то, что все они направлены на работу с разными видами текста, это всегда самостоятельная практическая работа учащихся, в результате создается продукт. Главной   задачей   для   учителя   здесь   становится   создание   или   подбор интересного   и   значимого   для   ребенка   задания,   качественная   подготовка   к уроку, регулярность использования этих приемов.