Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества» г. Анива
Конспект открытого занятия
«Снежочки. Казачьи Чины»
Ф.И.О. педагога: Надежда Валерьевна Сон
Возраст детей: 9-17 лет
Дата и время проведения: 09.12.2019 г -18:00.
Место проведения: МБУДО «ДДТ» г. Анива
г. Анива,
2019 г.
Цель: приобщение детей к искусству пения в вокальной группе посредством исполнения исторических казачьих песен.
Задачи:
1). Познакомить обучающихся с историческими событиями, связанные с казачеством; разучивать музыкальное произведение «Снежочки» (роль песен в казачестве) в соответствии с музыкальным сопровождением.
2). Развивать музыкально-исполнительские навыки: правильная певческая постановка, правильное положение головы, звук на опоре, дыхание, выразительное исполнение песни, точное интонирование с чёткой дикцией.
3). Воспитывать духовно-нравственные качества личности посредством исполнения музыкальных произведений, раскрывающих нравственные ценности человека (чувства патриотизма).
Тип занятия – изучение нового материала.
Оборудование и материалы: фортепиано, мультимедийная презентация, текст песен, чины, видиофильм.
\
Содержание занятия
№ |
Этапы и форма работы |
Время |
1. |
Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы вновь прикоснемся к истории казачества. Какие возникают у вас ассоциации, связанные с военной формой. Назовите одно слово (). Педагог выслушивает варианты каждого ребёнка. |
3 |
|
Основная часть В Русском войске чины впервые были введены в середине XVI столетия в стрелецком войске. Городовые казаки Русского государства в XVI—XVIII веках, находились в «приборе» у своего головы, который и набирал их на службу. Казачий «голова» непосредственно подчинялся городовому воеводе или осадному «голове». Нормальный состав «прибора» исчислялся в 500 человек. «Приборы» делились на сотни, которые находились в «приказе» у сотников. Сотни в свою очередь подразделялись на полусотни (во главе с пятидесятниками) и десятки (во главе с десятниками). Права и обязанности должностных лиц городовых казаков соответствовали функциям таких же должностных лиц у стрельцов. Размещенные по городам казаки получали название того города, где были поселены. У казаков, поступивших на службу отрядами (станицами), сохранялись их выборные атаманы, подчинявшиеся казацкому «голове» или городовому воеводе. Особняком стояли сторожевые казаки, часто подчинявшиеся своему отдельному «голове». Чин рядового сторожевого казака был выше чина пятидесятника городовых казаков. Казачьи атаманы, «головы», сотники и сторожевые казаки были приравнены к «детям боярским» и получали за свою службу не только деньги, но и земельные наделы. Последний русский царь и первый всероссийский император Петр I установил единую систему военных, гражданских и придворных чинов, которая была окончательно закреплена в 1722 году в «Табели о рангах». Чины соотносились к определенному классу, старшим из которых являлся первый класс. В конце XVIII века в Табель о рангах были включены офицерские чины казачьих войск. В 1828 году при императоре Николае I в казачьих войсках вводится единая система всех чинов (воинских званий). Итак, казачьи чины:
В дальнейшем эта система чинов (воинских должностей — званий) в казачьих войсках больше изменений не терпела. В 1880 году вводится чин подхорунжего. В 1884 году чин подполковника заменяется чином войскового старшины, который раньше соответствовал армейскому майору, и введен чин подъесаула, равный штаб-ротмистру в армейской кавалерии. В Российской Империи лица из казачьего сословия, исполняющие во время службы обязанности соответствующих казачьих офицеров, но не имеющие права на производство в воинское звание, именовались «зауряд-хорунжий», «зауряд-сотник», «зауряд-есаул». Например, чин «зауряд-хорунжего» давался вахмистрам и урядникам за боевые отличия. На погонах хорунжего они имели «на верху» погона, поперек его, нашивки того звания, из которого они были произведены в офицерский чин. От кадровых казачьих офицеров зауряд-офицеров также отличали и некоторые детали обмундирования - отсутствие офицерских темляков, офицерского галуна на портупеях и пр.
Перед вами два стола, на которых лежат конверты. Делимся на 2 команды. Первая - подходит к столу № 1. Вторая - подходит к столу № 2. Ваша задача достать содержимое конверта и соотнести казачьи чины и погоны с погонами армии РФ. У вас 1 минута. Время пошло.
Педагог: Чем различаются казачьи чины от погонов армии РФ (.) (Ответы детей) Молодцы! В настоящее время, в казачьих организациях могут существовать казачьи чины. Чины членов казачьих обществ, внесенных в Государственный реестр казачьих обществ установлены Указом Президента РФ и относятся к специальным званиям. Чины общественных организаций устанавливаются общественной организацией и не регламентируются нормативными правовыми актами. При этом казачьи организации, как правило, придерживаются исторических наименований чинов и знаков различия. На слайдах указаны чины членов казачьих обществ, внесенных в Государственный реестр казачьих обществ. Как мы уже знаем, казаки - народ творческий, и каждое событие в их жизни сопровождалось песнями и танцами. Сегодня у вас вновь есть возможность прикоснуться к истории наших предков и исполнить песню «Снежочки…». Ребята, прослушайте песню и постарайтесь подобрать слова, которые подходят к определению характера этой песни (смелая, чёткая, задорная, решительная…)
Просмотр видео казачьей песни. "Полно вам снежочки" - походная песня кавказских линейных казаков (терских и кубанских).
Из Хроники Оренбургского казачества (несколько эпизодов)
1805 Оренбургская линия усиливается возведением новых поселений и водворением в них и в прежде устроенные крепости казаков из станиц Исецкого войска и станиц: Красноуфимской, Илдяцкой и Табынской. Вызванные по этому случаю на линию некоторые казаки станиц: Чебаркульской, Еткульской и Миясской, с упорством отказались от переселения, но принятыми против них мерами строгости были приведены в повиновение и поселены на назначенных местах. 1826 Упразднена в 1820 году станица Красноуфимская, а казаки из нее поселены на Новоилецкой линии, в форпостах: Линевском, Новоилецком, Буранном и Изобильном. В помощь переселенцам дано 49365 рублей ассигнациями. Переселение это предполагалось в 1822 году, но совершено только в 1826 году, потому что казаки уклонялись от переселения, за что 76 человек были преданы военному суду, но были прощены под условием подчинения переселению. 1835 Введена общественная запашка полей. Некоторые станицы оказали неповиновение; 46 главных ослушников были наказаны шпицрутенами и переселены на Новую линию.
Подготовим наш голосовой аппарат не традиционно вспомним раннее изученную песню «Не для меня». Пение (под аккомпанемент).
Пение песенного произведения «Снежочки».
Текст песни. Полно вам, снежочки, на талой земле лежать, Полно вам, казаченьки, горе горевать. Полно вам, казаченьки, горе горевать, Оставим тоску-печаль во тёмном во лесу. 2.Оставим тоску-печаль во тёмном во лесу, Будем привыкать к азиатской стороне. Будем привыкать, к азиатской стороне. Казаки-казаченьки, не бойтесь ничего. 3.Казаки-казаченьки, не бойтесь ничего, Есть у вас, казаченьки, крупа и мука. Есть у вас, казаченьки, крупа и мука, Кашицы наварим, мягких хлебов напечём. 4.Кашицы наварим, мягких хлебов напечём, Сложимся по денежке, пошлём за винцом. Сложимся по денежке, пошлём за винцом, Выпьем мы по рюмочке, позавтрекаем. 5.Выпьем мы по рюмочке, позавтрекаем, Выпьем по другой, разговор заведём. Выпьем по другой, разговор заведём, Выпьем мы по третьей, с горя песню запоём. 6.Мы поем, поем про казачье житьё. Казачье житьё право лучше всего. Казачье житьё право лучше всего: У казака дома – чёрна бурочка. 7.У казака дома – чёрна бурочка, Верный мой товарищ – конь горячий вороной. Верный мой товарищ – конь горячий вороной. С песней разудалой мы пойдем на смертный бой!
Ритмическая пауза. (Под песню «Снежочки») А сейчас мы с вами соединим песню с движениями. Подведение итогов. Ребята, как вы думаете, что вызывала эта песня в сердцах казаков? (смелость, отвагу, веру в то, что любые сложности будут преодолимы). Что является особенностью казачей песни? (в них очень верно отображены истинные исторические факты и события, передаются сила народа, его отвага. Эти песни хранятся в памяти народной. Передаются они Из поколения в поколение, славя наших народных героев и их подвиги в борьбе за родное Отечество). Молодцы, ребята! Живите дружно, пойте песни, любите и изучайте свой край, берегите его. Спасибо за работу. |
10 |
|
Самоанализ
Принципы обучения: научности, доступности, наглядности, систематичности и последовательности.
Методы обучения:
· наглядно-зрительный метод: метод вокальной демонстрации;
· словесный метод (беседа, рассказ, разъяснение);
· практический метод: практические задания, упражнения.
Используемые педагогические технологии:
1. Информационные технологии.
2. Здоровьесберегающие технологии.
3. Личностно-ориентированные технологии.
Этапы работы:
1.Организационный момент. Приветствие.
2.Сообщение темы и цели занятия.
3.Основная часть.
4. Упражнения на дыхание. Распевание под аккомпанемент.
5.Практическая часть. Исполнение музыкальных произведений в соответствии с музыкальным сопровождением.
6.Итоги занятия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.