Снижение уровня тревожных детей с ограниченными возможностями здоровьяСнижение уровня тревожных детей с ограниченными возможностями здоровья
Оценка 4.8

Снижение уровня тревожных детей с ограниченными возможностями здоровьяСнижение уровня тревожных детей с ограниченными возможностями здоровья

Оценка 4.8
doc
11.05.2020
Снижение уровня тревожных детей с ограниченными  возможностями здоровьяСнижение уровня тревожных детей с ограниченными  возможностями здоровья
Снижение уровня тревожных детей с ограниченными .doc

Снижение уровня тревожных детей с ограниченными

возможностями здоровья

 

Проблема тревожности у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одной из самых сложных проблем в современной психологии. Однако ученые высказывают различные точки зрения в определении указанного явления и условия его возникновения.

Вопрос детской тревожности приобретает актуальность, как в научном, так и в практическом плане, и требует безотлагательных поисков продуктивного решения. В настоящее время отмечается тенденция к увеличению тревожности.

Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Причиной тревожности младших школьников с ОВЗ считают нарушение детско-родительских отношений. Неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением и жилищными условиями оказывает существенное влияние на появление тревожности у детей. Но и это не всё, также играет роль наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большого количества стрессов, в отсутствии безопасности. Для детей с ограниченными возможностями здоровья эта тема наиболее остро стоит в наше время, так как ребенок с ОВЗ впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность ещё в детском саду, которая выражается, прежде всего в неуспеваемости. Это, с одной стороны, ведет к появлению чувства неполноценности, а с другой стороны – к попыткам личностной компенсации в какой-либо другой сфере. Причем большинство детей переживает не из-за плохой успеваемости, а из-за угрозы испортить отношения с учителями, родителями, сверстниками.

Для того чтобы лучше разобраться в этом вопросе, давайте посмотрим что из себя представляет тревога. «Тревожность» – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым переживаниям. Тревога - это эпизодические проявления беспокойства и волнения; признаками тревоги являются : учащённое сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Единичные, т.е. не часто возникающие проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность».

Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в

трех направлениях:

-во-первых, по повышению самооценки;

-во-вторых, по обучению ребенка способам снятия эмоционального напряжения;

-в-третьих, по отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание.

Однако, работа с ребенком без взаимодействия с родителями чаще всего не приносит положительных результатов.

А.Спиваковская: "Главное, что нужно сделать родителям в таких случаях, - это устранять основные причины повышения общей тревожности ребенка. Для этого заставьте себя внимательно присмотреться к ребенку, к самим себе, ко всей ситуации в семье в целом. Необходимо критично пересмотреть свои требования к ребенку, обратив внимание на то, не слишком ли родительские запросы превышают реальные возможности ребенка, не слишком ли часто он оказывается в ситуации "Тотального неуспеха". Родителям надо помнить, что ничто так не окрыляет ребенка, как удача, радость от хорошо выполненного, даже самого маленького дела, и ничто так не в состоянии заглушить в ребенке чувство самоуважения, усилить чувство тревожности как часто повторяющиеся неудачи. Тогда станет ясно, по какому пути должны направлять свое воспитание родители, дети которых испытывают страхи. Родители должны всеми силами повысить чувство уверенности ребенка в себе, дать ему переживание успеха, показать, как он силен, как он может, приложив усилия, справиться с любой трудностью. Очень полезно пересмотреть применяемые методы поощрения и наказания, оценить: не слишком ли много наказаний? Если это так, то следует усилить поощрения, направить их на повышение самоуважения, на подкрепление самооценки ребенка, на воспитание уверенности и усиление чувства безопасности.

А.Фромм, Т.Гордон считают, что для того чтобы помочь ребенку преодолеть состояние тревоги, родителям необходимо понять, что кроется за тревогой ребенка. Полезно сделать любое усилие, чтобы улучшить отношения с детьми. А для этого следует умерить свои требования к детям, реже наказывать их и меньше обращать внимания на враждебность, которую они время от времени проявляют. Гнев, который они иногда испытывают к родителям - это совершенно естественное и нормальное явление и оно может повлиять дружеские чувства. Это, разумеется, точка зрения взрослого человека, а ребенку можно доказать свою любовь только ровным и неизменным отношением к нему.

Снятие тревоги, когда она возникает, в огромной мере зависит от того, насколько удается успокоить ребенка, вернуть ему душевное равновесие. Необходимо создать такую обстановку в семье, чтобы дети поняли: они без стеснения могут сказать нам обо всем, что их напугало. И они сделают это только в том случае, если не будут бояться своих родителей и почувствуют, что их не осуждают.

В заключении, хотелось бы предоставить рекомендации по работе с детьми с ОВЗ:

1.     Щадящий школьный режим (по возможности один день в середине недели, лучше четверг, должен быть без школьных занятий; следует предусмотреть дополнительные 3-4 дня отдыха при резком снижении работоспособности и жалобах на усталость).

2.     Строгое соблюдение режима дня, полноценный сон, прогулки и т. п.

3.     Отсутствие в первом классе дополнительных занятий.

4.     Соблюдение правил выполнения домашних заданий. Категорически запрещается выполнять после 18часов.

5.     Спокойное отношение к возникающим проблемам и конструктивное решение их вместе с родителями и врачом.

6.     Внимательное отношение к жалобам ребенка.

7.     При планировании любой деятельности следует учитывать сниженный уровень работоспособности и высокую истощаемость ребенка.


Снижение уровня тревожных детей с ограниченными возможностями здоровья

Снижение уровня тревожных детей с ограниченными возможностями здоровья

Единичные, т.е. не часто возникающие проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность»

Единичные, т.е. не часто возникающие проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность»

Очень полезно пересмотреть применяемые методы поощрения и наказания, оценить: не слишком ли много наказаний?

Очень полезно пересмотреть применяемые методы поощрения и наказания, оценить: не слишком ли много наказаний?

Отсутствие в первом классе дополнительных занятий

Отсутствие в первом классе дополнительных занятий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2020