ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30
ИМЕНИ КАВАЛЕРА ОРДЕНА КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ Ю.В. ГАВРИЛОВА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЫЗРАНЬ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«С Божьим словом во славу
Великой Победы»
исследовательский проект
Автор: Куприянова Мираслава, Соснин Иван,
обучающиеся 3-В класса ГБОУСОШ №30г.о.Сызрань
Руководитель: Петрайтис Ольга Изасовна,
учитель начальных классов, учитель ОПК ГБОУСОШ№30 г.о.Сызрань
Куратор-священнослужитель: настоятель Храма Ильи Пророка
г. Сызрани, иерей Евгений Нефёдов.
План работы:
1. Введение
2. №1.Русская православная церковь накануне ВОВ
3. №2 Призыв церкви к народу о защите Отечества
4. № 3.Участие церкви в событиях ВОВ
5. №4 Молитва на войне и чудеса Божьи
6. №5 Русские священники в рядах Красной Армии
7. №6 Пожертвования церкви и оказание всевозможной помощи Красной Армии
8. №7 Православная Сызрань в годы Великой Отечественной войны.
9. №8 « Дух и долг» в моей семье, участников Великой Отечественной войны
10. №9 Божье слово в литературе о Великой Отечественной войне
11. Вывод
12. Список литературы
13. Приложение
Введение
75 лет назад отгремела самая страшная и разрушительная война в истории человечества - Великая Отечественная. Но мы помним о ней. Сколько бы лет ни исполнилось Великой Победе - десять, двадцать, шестьдесят, сто, - каждый раз мы будем заново осмысливать события героического прошлого, снова будем переживать огромный душевный подъем, вызванный бессмертным подвигом наших солдат, партизан, тружеников тыла, детей, той страшной войны, одержавших историческую победу в жестокой битве с фашизмом. Тема войны всегда нас будет волновать – она принесла великую победу.
«Ибо всякий рождённый от Бога
Побеждает мир;
И сия есть победа,
Победившая мир,
Вера наша»
(1 Иоанна 5:4)
Чем дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны, тем очевиднее становится та значительная роль, которую сыграла Русская Православная Церковь в победе над нацизмом. Складывавшиеся веками национальные и патриотические традиции Русского Православия оказались сильнее обид и предубеждений. Несмотря на духовную несвободу, гонения, верующие приняли самое активное участие в борьбе с агрессором.
Слово «Божья помощь», «Вера», «Патриот», «Патриотизм». Ведь Патриотизм есть естественное, изначальное, заложенное в самой природе человека чувство любви к своему отечеству, возникающее психологически из благодарности к нему за блага от него получаемые и выражающее солидарность индивидуальных интересов с интересами родины.
Христианский патриотизм заключает исполнение заповеди любви к ближнему, то есть любви к жителям своей страны как наиболее близким людям.
От христианина же требуется развить в том греховном мире как можно больше добра. По этому он вынуждается иногда брать в руки меч, когда он является единственным средством для защиты правды и добра.
Все мы знаем начала Великой Отечественной войны, когда враг безжалостно уничтожал всё и всех на своём пути ради своей цели! Народу ничего не оставалось, как взять оружие и защищать отчизну. От млада до велика, от христианина до атеиста, все шли на фронт и работали в тылу. Но есть одно «Но»! Спасти могла вера, вера в Бога, вера в любовь к ближнему, вера в справедливость!
Святой праведный Иоанн Кронштадтский сказал: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить».
Русский народ хранит и свято чтит память и подвиги на благо Родины св. Александра Невского , святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена, св. Митрофана Воронежского , преп. Сергия игумена Радонежского и мн. др. Все они были великие подвижники благочестия и одновременно великие патриоты, активные участники созидания величия Родины.
Актуальность:
В этом году исполняется 75 лет со дня Победы над фашизмом. А что мы, учащиеся начальной школы знаем об этом? Кто эти люди, которые воевали ради жизни на земле? В ходе исследования, нами был проведен опрос среди учащихся начальных классов по вопросам:
1. Назовите годы ВОВ
2. Что вы знаете об участии Православной русской церкви в годы ВОВ.
3. Считаете ли вы Великую Отечественную войну самым значимым и трагичным в ХХ веке? (Приложение № 1)
Таблица1.
« Великая Отечественная Война?»
Проанализировав результаты, мы пришли к выводу, что большинство детей и взрослых считает Великую Отечественную войну самым значимым и трагичным событием в ХХ веке. Большая часть детей и взрослых( родителей) заинтересовались о вопросе об участии священников и русской православной церкви в годы ВОВ.
В связи с этим мы определили тему своей работы:
«С Божьим словом во славу Великой Победы»
(Роль русской православной церкви в событиях Великой Отечественной войны (1941-1945)).
Все дальше от нас годы Великой Отечественной войны, и все меньше среди нас ее очевидцев. Но мы, ныне живущие, — дети, внуки и правнуки ветеранов сражений и тружеников тыла — должны помнить о том, что пришлось испытать во время войны нашим предкам, постичь, что сделало не напрасной их жизнь и смерть.
В 2020 году мы празднуем 75-летие победы русского народа в Великой Отечественной войне. Всем известны ужасы и бедствия, жестокие поражения, героические сражения и подвиги, военные победы и героизм советских людей в роковую эпоху 1941-1945 годов. Но не все знают о том, насколько важную роль в преодолении этих трудностей сыграла русская православная церковь. Именно вера и духовность с древних времён объединяли русский народ и вдохновляли его на подвиги во имя защиты самого дорогого, что у него было: своей веры, культуры, семьи, родины. Нам хотелось показать, как 75 лет тому назад русский народ объединился под знаменем веры и сумел спасти Россию от опасности завоевания. Пусть события тех давно прошедших времён послужат примером для современного поколения, чтобы нам было на кого равняться, если стране будет угрожать новая опасность.
Цель нашей работы - показать значение подвига русского духовенства и верующих мирян в годы Великой Отечественной войны, его влияние на дальнейшую судьбу российского государства.
Задачи:
· рассказать об участии духовенства и верующих мирян в военных событиях;
· показать, как вновь укреплялась в сознании людей православная вера, и как это повлияло на исход отдельных сражений и Великой Отечественной войны в целом.
Гипотеза: церковь не только внесла свой вклад в победу, но и сыграла решающую роль в военных событиях.
«Не знаю, что будет
Но знаю твёрдо одно-
Без веры погибну,
С верою же вынесу всё»
(Иеромонах Василий(Росляков))
Объект исследования:
Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны.
Ожидаемые результаты: доказать, что деятельность РПЦ в годы Великой Отечественной войны не только внесла значительный вклад в победу, но и оказала решающее влияние на исход войны.
Практическая значимость работы заключается в попытке:
· собрать воедино информацию из различных источников и литературы об участии РПЦ в событиях Великой Отечественной войны;
· показать неразрывную связь православной церкви и русской истории на протяжении XX века,
· осветить роль церкви в суровые годы военных испытаний,
· привить уважение, интерес к церковной истории и истории Отечества.
Данная работа может быть использована как на уроках отечественной истории, так и в рамках изучения предмета Основы православной культуры, а также на внеклассных мероприятиях духовно-нравственного и патриотического направлений, на занятиях воскресных школ.
Методы: поисковый, мини-исследование, анализ, исторических источников и литературы, метод периодизации, хронологический метод, описательный и сравнительно-исторический методы.
Предварительная подготовка обучающихся, их родителей – сбор информации в Краеведческом музее г.о.Сызрань, городском архиве г.о.Сызрань.
№1. Русская православная церковь накануне ВОВ
В Великую Отечественную войну священников и духовенства просто не существовало, и память о духовности хранилась в народных сердцах. Советская власть пробовала заменить веру в Бога на политику коммунизма. Поэтому церковь подвергалась страшным гонениям и уничтожению. Но, как показала история, идею Бога не удавалось уничтожить никому и никогда. Именно тогда, в годы страданий, потерь и разрушений, на нашей земле началось «воскресение» Православной Церкви, возвращение к вере Христовой.
К началу войны церковь находилась в тяжёлом состоянии.
Русская Православная Церковь располагала: 48 тысячами приходских храмов, около 25 тыс. всевозможных часовен. Их обслуживало более 100 тыс. священнослужителей. В 67 епархиях служило около 130 архиереев. Церкви принадлежало 35 тыс. приходских школ, 58 духовных семинарий, 4 духовных академии.
К началу 1941 в 20 областях функционировало не более чем 5 церквей. Всего на территории СССР было чуть больше 100 действующих храмов. Было арестовано более 70 епископов, более 50 тыс. священнослужителей.
На свободе оставалось еще 7 епископов. Русской Православной Церкви во главе с местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергеем.
Патриотическая позиция Церкви имела особое значение для православных христиан СССР, миллионы которых участвовали в боевых операциях на фронте и в партизанских отрядах, трудились в тылу. Тяжелые испытания и лишения войны стали одной из причин значительного роста религиозности в стране. Представители разных слоев населения искали и находили в Церкви моральную опору и утешение, своеобразную психологическую нишу. Существует множество свидетельств активного проявления религиозных чувств, начиная с 22 июня 1941 г. На торжественный молебен 26 июня в Богоявленском соборе Москвы «прошел при исключительно большом стечении народа как внутри, так и вокруг храма».[5]
Воины, верующие с детства либо уверовавшие на фронте, после войны нередко связывали свою судьбу со служением Церкви. К сожалению, почти не сохранились воспоминания людей, служивших на фронте священниками.
№2 Призыв церкви к народу о защите Отечества.
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 г. в праздник Всех Святых, в земле Российской просиявших. О нападении фашистской Германии на Советский Союз митрополит Сергий узнал, вернувшись в свою резиденцию из Богоявленского собора, где он отслужил воскресную литургию. В первый же день войны он обратился к народу с самыми точными и нужными словами. Он призвал народ на защиту Отечества «Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг. Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: Больше сея любви никто же и мать, да кто душу свою положит за други своя (Ин.15:13) [6]
(Приложение №2)
Было летнее утро 22 июня 1941 года. Тогда среди дурманящего запаха отцветающей сирени, мирных трелей птиц на нашу землю обрушилась война. Война, к которой мы, в общем – то, не были готовы. Работали, растили детей. И вдруг - море огня, смерть, страдания. И здесь стала проявляться глубинная природа Души нашего человека. Сразу вспоминается подвиг мучеников Великой отечественной войны. Зоя Космодемьянская, Лиза Чайкина, молодогвардейцы...
Нет, они не нанесли какого - то неимоверного урона фашистам, не победили в танковом сражении. Они достойно и ясно показали миру, что несмотря ни на что, пройдя дикие, невыносимые пытки, человек может не стать предателем. 15-17-летние дети, они поражали мужеством и чистотой даже своих палачей.
№ 3. Участие церкви в событиях ВОВ.
Одни священники поддерживали народ в тылу, вселяя веру в победу, а другие переодевались в солдатские шинели и шли на фронт. Никто не знает, сколько батюшек без рясы и креста с молитвой на устах шли в атаку на врага. Кроме того, они поддерживали дух советских солдат, проводя беседы, в которых проповедовались милость Господа и его помощь в победе над врагом. Батюшки - солдаты записывались в партизанские отряды и помогали уничтожать врага на оккупированных территориях. Многие священнослужители, реабилитированные из лагерей, отправлялись сразу на передовую. Патриарх всея Руси Пимен, отбыв срок на каторге, вступил в состав Красной Армии и к концу войны имел звание майора. Многие русские солдаты, выжившие в этой страшной войне, возвращались домой, и становились священниками.
Героическая отдача всего себя на благо общества и спасение умирающих епископа Русской Православной Церкви Луки. После университета, ещё не имея церковного сана, он успешно работал земским врачом. Войну встретил в ссылке в Красноярске. В то время тысячи эшелонов с ранеными отправлялись в глубокий тыл. Святитель Лука делал сложнейшие операции и спас множество советских бойцов. Его назначили главным хирургом эвакуационного госпиталя, и он консультировал всех медицинских работников Красноярского края. По окончанию срока ссылки святитель Лука получил сан архиепископа и стал возглавлять Красноярскую кафедру. Высокое положение не помешало ему продолжать благое дело. Он, как и прежде, оперировал больных, после операции делал обход раненых и консультировал врачей. После окончания войны святитель Лука был удостоен медали «За доблестный труд». В 2000 году решением Православной Епархии архиепископ Лука был причислен к лику святых.
(Приложение №3)
Православная церковь проводила божественные литургии в честь павших героев и молилась за спасение русских воинов. После службы в храмах устраивались совещания с христианами, и обсуждалось, кому и как могут помочь русская церковь и мирные жители. На собранные пожертвования священнослужители помогали детям - сиротам, оставшимся без родителей, и семьям, потерявшим кормильцев, отправляли на фронт посылки с необходимыми вещами.
Тихая молитва преподобного Серафима Вырицкого в дни войны не прекращалась ни на минуту. С первых дней старец пророчил победу над фашистами. Он молился Господу о спасении нашей страны от захватчиков день и ночь, в своей келье и в саду на камне, поставив перед собой образ Серафима Саровского, моля его о заступничестве перед Пресвятой Богородицей и Господом Иисусом Христом. На том валуне и сейчас видны следы ног святого.
Предаваясь молитве, прося Всевышнего увидеть страдания русского народа и спасти страну от врага. И чудо свершилось! Пусть и не быстро, прошло четыре мучительных года войны, но Господь услышал тихие мольбы о помощи и послал снисхождение, даровав победу. В 2000 году православная церковь причислила иеромонаха Серафима к лику святых. (Приложение № 4)
В те же годы в Архангельске, в Свято - Ильинском кафедральном соборе - игумен Серафим (Шинкарев), до этого бывший насельником Троице - Сергиевой Лавры. Он по нескольку дней пребывал в храме на молитве за Россию. Многие отмечали его прозорливость. Несколько раз он предсказывал победу советских войск, когда обстоятельства прямо указывали на печальный исход сражения. (Приложение №5)
Подлинный героизм в годы войны проявило столичное духовенство. Ни на час не покидал Москву настоятель храма сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, протоиерей Павел Успенский. При храме он организовал настоящий социальный центр. В церкви было установлено круглосуточное дежурство, а в подклети организовано бомбоубежище, позже переделанное в газоубежище. Для оказания первой помощи при несчастных случаях отец Павел создал санитарный пункт, где были носилки, перевязочный материал и все необходимые лекарства.
(Приложение№6)
Другой московский священник, настоятель храма Илии Пророка в Черкизове, протоиерей Павел Цветков устроил при храме приют для детей и стариков. Он лично нёс ночные дежурства. Среди своих прихожан отец Павел организовал сбор пожертвований и лома цветных металлов на военные нужды. Всего за годы войны прихожане Ильинской церкви собрали 185 тыс. рублей. (Приложение№7)
Священник Федор Пузанов на оккупированной территории активно помогал партизанскому движению. Был связным, снабжал партизан продуктами. В тылу у немцев организовал уникальный сбор средств на нужды Красной Армии. Спас от угона в Германию 300 односельчан. Был награждён медалью «Партизан Отечественной Войны 2-й степени». После войны с 1948 и до смерти служил в Успенском храме села Молочково Новгородской области. (Приложение№8)
Трудно перечислить все виды патриотической деятельности духовенства в тылу во время войны. В прифронтовой полосе при храмах существовали убежища для престарелых и детей, а также перевязочные пункты, особенно в период отступления в 1941-1942 гг., когда многие приходы взяли на себя попечение о раненых, оставленных на произвол судьбы. Участвовало духовенство и в рытье окопов, организации противовоздушной обороны, мобилизуя людей, утешая потерявших родных и кров. В тылу, в сельских местностях, бывали случаи, когда священники после воскресной литургии призывали верующих вместе с ними выйти на колхозные поля для выполнения срочных хозяйственных работ.
21–23 ноября 1944 г. в здании Патриархии в Чистом переулке состоялся архиерейский Собор. 24 ноября председатель Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карпов, в частности, сказал: "Русская Православная Церковь в период Великой Отечественной войны показала, как она вместе со всем народом любит свою Родину и защищает ее всеми доступными для Церкви средствами... ". Выступление Г. Г. Карпова на встрече с участниками Собора внушило архиереям надежду на устойчивый характер перемен к лучшему в церковной политике советского руководства.
Митрополит Ленинградский Алексий был избран Патриархом. Его интронизация состоялась 4 февраля 1945 г. в Богоявленском кафедральном соборе Москвы. Это был день большого торжества для православных жителей и гостей столицы. В храме и вокруг находилось тогда более 5000 богомольцев. (Приложение№9)
10 апреля 1945 г. состоялась встреча Патриарха Алексия со Сталиным, в которой с церковной стороны участвовали митрополит Николай (Ярушевич) и протопресвитер Николай Колчицкий, управляющий делами Московской Патриархии; правительство, кроме Сталина, представлял В. М. Молотов. В беседе обсуждались вопросы, связанные с патриотической деятельностью Церкви на завершающем этапе войны; Сталин говорил, что Русской Церкви предстояло внести огромный вклад в дело укрепления международных позиций Советского государства, в налаживании внешних контактов. (Приложение№10)
№4 Молитва на войне и чудеса Божьи
«Душа наделена священным даром.
Смиренная и чистая, она
Исполнена любви и благодарна,
Святой молитвою просветлена»
Сегодня приоткроем одну из малоизвестных страниц Великой Отечественной войны. Поговорим о том, как Божья помощь помогала людям верить в Победу.
Да, есть такие молитвы, которые и мы твердим наизусть как в радости, так и в печали. Молитвы помогали не падать духом и нашим воинам.
-Бабушка, прошу тебя,
Собери меня в дорогу,
Отправляюсь на войну.
Нашим людям на подмогу!
-Батюшки!.. Что вздумал ты,
Мал совсем ещё ведь, внучек!..
И ружьё-то тяжело
Для твоих ребячьих ручек…
На войне давно пропал,
Твой любимый батя…
Служит матушка твоя
Медсестрой - в санбате.
А убьют тебя - тогда
Что я делать буду!?
Божьи чудеса в историях очевидцев, которые свершились на фронтах и в тылу во время Великой Отечественной войны. За всю историю нашей Родины, ее солдат всегда знал, что он сражается за правое дело, за свой отчий дом, за своею веру, веру в Бога, именно эта вера и придавала ему неиссякаемую силу в победе над врагом
-Помнишь, ты меня сама,
Бабушка, учила,
Что в молитве «Отче наш»
Скрыто море силы?
Я молиться, бабушка,
Буду неустанно,
Ну и ты, родимая,
Молись за партизана!
Так постепенно - через страдание, самопожертвование, боль - люди приходили к Молитве. Матери, никогда не державшие раньше икон дома, переписывали от руки и отдавали своим сыновьям, идущим на фронт, псалом «Живым в помощь». Верили, что он защитит, и их дети вернутся домой целыми и невредимыми. Прежде даже стеснявшиеся зайти в храм, (если кто донесет, засмеют, осудят) люди стали, открыто обращаться к Спасителю. (Приложение№11)
Отец Алипий (в миру Иван Михайлович Воронов) до войны был далёким от церкви человеком. Но его мама, перед тем, как отправить на фронт, дала сыну икону с образом Божьей Матери и сказала: « Будет трудно, помолись». И вот пришел час, Алипий попал под окружение и в полном отчаянии прошептал: «Боже, если Ты есть, помоги!» Тут вдруг посреди топи появилась старушка и вывела не только Алипия, но и других бойцов к нашим. Когда же молодой человек спросил у своей спасительницы: «Как же тебя отблагодарить? » Та ответила - «А ты мне ещё всю жизнь свою служить будешь!» То невероятное спасение так потрясло Алипия, что после войны он стал монахом, а потом наместникам Свято - Успенского Псково - Печорского монастыря.
(Приложение№12)
Во время войны по всей России передавались удивительные истории о том, что битва за Русь идёт не только на земле, но и в небе. Говорили, что ещё 15 июня над Брестом, там, где бились с врагом и приняли героическую смерть наши войны, появились огромные алые кресты. Рассказывали как в ночь на 22 июня «горели небеса» над Киевом, Москвой, Ленинградом, Курском.
Через много лет после войны жители украинских деревень, находившихся на границе с Курской областью, рассказывали журналистам, что видели, как средь белого дня по небу ходил седой монах с крестом на груди, кадил ладаном. Дети и взрослые выскочили тогда на улицу. Не веря себе, глядели на небо через «цейсовские» трофейные бинокли. И видели! Ходит и кадит. Ходил он так довольно долго. Потом повернул в сторону России и ушёл. Верующие говорили, что это, наверно, Сергий Радонежский.
Они не знали тогда, что через несколько дней недалеко от них произойдет одна из самых крупных битв войны - Курская битва, где будут гореть люди, земля, плавиться металл. И где мы победим.
Известны имена только некоторых праведников, молившихся Богу за Россию в те годы. Всех имён, возможно, мы не узнаем никогда.
Патриарх Антиохийский Александр 3 обратился ко всем христианам мира с посланием о молитвенной и материальной помощи России. Из уст в уста по всей стране передавался рассказ о том, как в самом начале войны митрополит гор Ливанских Илия, спустившись в каменное подземелье, куда не доносилось с земли ни одного звука и где ничего не было, кроме иконы Божьей Матери, трое суток не ел, не пил, только непрестанно молился о нашем спасении! Наконец, как гласит предание, Илие в огненном столпе явилась сама Богородица и сказала, что он избран для того, чтобы передать нашему народу Божью волю: в России нужно открыть все храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Город на Неве сдать нельзя. Для его спасения пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божьей Матери и обнесут её крестным ходом вокруг Ленинграда, тогда ни один враг не сможет вступить на святую землю.
Перед Казанской иконой нужно отслужить молебен в Москве. Затем Казанская Божья Матерь должна быть в Сталинграде, который тоже нельзя сдавать немцам. Казанская икона должна идти с войсками до границ страны, а когда война кончится, митрополит гор Ливанских должен сам приехать в Россию и рассказать всему народу, как и от кого пришло спасение. (Приложение№13)
Услышав это Божье Повеление, владыка из Ливана связался с представителями Русской Православной церкви, с советским правительством. Как точно была донесена эта Весть в Россию, мы вряд ли сейчас можем установить. Все документы, свидетельства до сих пор находятся в архивах и недоступны. Но уже в 1941 году в стране начали открываться храмы, а всего за войну было открыто около 20000 церковных приходов. В том числе и Троице - Сергеева Лавра. Народ хлынул в Загорск к Сергию Радонежскому.
И город на Неве врагу не сдали! А немецкие летчики, бомбившие Ладогу и попавшие весной 1942 года к нам в плен, твердили, что «мой снаряд стал совсем «плохой», не мог пробить даже льда на озере».
В годы войны в народе ходило предание, что во время обороны Москвы в самолёт поместили икону Тихвинской Божией Матери, самолёт летал вокруг Москвы, освящая границы. Даже если это была недостоверная информация, люди верили ей, а, значит, ждали чего-то подобного от власти.
Москву немцы тоже не взяли! Совершено исправная фашистская техника встала точно на границе Москвы и области - на мосту в Химках.
В Сталинграде немцы рассказывали: «В небе над полем сражения появилась Мадонна, и все наши орудия «заклинило». А солдаты видели появившуюся в небе над полем боя саму Богородицу.
Творящая чудо молитва «Живый в помощи» известна каждому русскому солдату. Вот один из случаев. Началась война, парня по имени Андрей призвали одним из первых. Наскоро обучили - и на передовую. Ночью, когда он с другом спал в одной хате, село было окружено.
Немцы входили в каждую хату; тех, кто выскакивал на улицу, немедленно убивали. От страха Андрей начал молиться, да только ничего не помнил, кроме начала какой-то молитвы, а какой, он и сам не знал. «Живый в помощи Вышняго, живый в помощи Вышняго...» - только и твердил он, лежа с товарищем под кроватью. Андрей лежал с краю, а товарищ у стены. Когда немцы вошли в этот дом, они вытащили того, кто лежал ближе к стенке, а Андрея не тронули, будто это был мешок или пустое место. Он всё лежал, до ночи повторяя: «Живый в помощи Вышняго...». В первой же деревне, где была церковь, раздобыл нательный крестик и переписал весь псалом. Всю войну прошел, домой вернулся.
Матери и отцы, бабушки и дедушки, сыновья и дочери - все переживали за близких, которые были на фронте. Молитвы помогали обрести душевное успокоение, а это очень много значило в военное время. Молились не только взрослые, но и дети. Из рассказа протоиерея Вячеслава Тулупова: «В годы войны двух маленьких девочек бабушка постоянно заставляла молиться об отце и двух его братьях, ушедших на фронт, - это были ее сыновья. Девочки молились по-детски просто: «Боженька, верни домой нашего папу, дядю Мишу и дядю Лёню». Все братья вернулись домой живыми и даже не ранеными. Став взрослыми, сестры рассказали дяде Лёне, к тому времени уже старику, как они молились о нём во время войны. «Вот оно что, - выслушав племянниц, сказал дядя. - А я в дни войны, когда мы отдыхали и чистили оружие где-нибудь на привале, часто наблюдал, как надо мной кружатся два голубка».
(Приложение№14)
Русские люди уходили в бой, который мог оказаться последним, с упованием в душе на Заступничество Божие. Поразительный факт: погибшие русские солдаты — и это знали похоронные команды — на поле боя всегда лежали лицом вверх, к небу, а погибшие немцы -лицом в землю. Хотя на пряжках ремней немецких солдат было написано «с нами Бог», Бог был с русскими. В Волгограде на стеле на Мамаевом кургане поразительная надпись: «Здесь все храбрецы!!!» Это была духовная война, которую ведёт Россия испокон века.
№5 Русские священники в рядах Красной Армии.
Сотни священнослужителей, включая тех, кому удалось вернуться к 1941 году на свободу, отбыв срок в лагерях, тюрьмах и ссылках, были призваны в ряды действующей армии. На фронтах служили полковые священники. Можно было увидеть батюшку в военной шинели, поверх которой была надета епитрахиль.
Среди священнослужителей – воинов действующей армии – наиболее известны следующие:
Иеромонах и будущий патриарх Пимен (Извеков) в то время, когда началась война, отбывал ссылку в Средней Азии. В августе 1941 года был призван в армию и воевал в составе 702 стрелкового полка 213 стрелковой дивизии на южном и степном фронтах. Полк попал в кольцо огня и был обречён на смерть. Солдаты попросили: «Батя, молись. Куда нам идти?» Священник достал спрятанную икону Божией Матери и стал слёзно молиться под огнём фашистов. Вдруг икона ожила, и Богоматерь протянула руку, указав путь на прорыв.
Будущий протоиерей Николай Колосов (1915-2011) был сыном священника, и за это его исключили из школы. В 1943 году он воевал в Тульской области, на линии Болохово-Мценск. « […] Повсюду тела убитых и раненых. В воздухе — сплошной стон. Стонут люди, стонут лошади. Я подумал тогда: «А еще говорят, что ада нет. Вот он, ад». В августе 1944 года отец Николай был ранен под Белостоком.
Будущий протоиерей Валентин Бирюков (1922 г.р.) после школы был призван на фронт и направлен в Ленинград. Пережил блокаду. « […]Вы даже представить себе не можете, что такое блокада. Это такое состояние, когда есть все условия для смерти, но никаких — для жизни. Никаких — кроме веры в Бога. Нам приходилось копать траншеи для пушек и блиндажи в пять накатов из брёвен и камней. А питались при этом травой. Запасали её на зиму».
Будущий протодиакон Николай Попович (1926 г.р.) в 1943 году ушел добровольцем на фронт. Окончив сержантскую школу, стал командиром пулеметного расчета «Максим». В 1944 году после тяжелой битвы на реке Неман и отражения немецкой контратаки был награжден орденом Красной Звезды. Пройдя с боями Белоруссию, Литву и Польшу, был тяжело ранен осколком в голову на подступах к Восточной Пруссии, направлен на излечение в госпиталь в г. Чкалов и впоследствии демобилизован.
Священник Георгий Писанко встретил войну в 45 лет, и, как нестроевой по мобилизации, был причислен к тыловым частям. Но тыл превратился в передовую… Окопы, которые воины готовили для отходивших подразделений, пришлось занять самим и выдержать неравный бой. Оглушённый разрывом снаряда, отец Георгий попал в плен. Выждав благоприятный момент, бежал, но безуспешно. После пыток и издевательств оказался на рытье немецких окопов, откуда вновь совершил побег.
Будущий монах Самуил, в миру Мальков Алексей Иванович (1924 г.р.), сражался на Курской дуге в пехоте: был автоматчиком. Там он был ранен, после ранения направлен в сталинградскую школу по подготовке младших командиров, окончил ее успешно, остался преподавать, затем был направлен в Киевское танковое училище.
Особенно много священнослужителей трудилось в военных госпиталях. Многие медпункты и госпиталя были устроены в монастырях и находились на полном содержании монашествующих.
Покровский женский монастырь сразу после освобождения Киева в ноябре 1943 г. исключительно своими силами организовал госпиталь, который обслуживали в качестве медсестер и санитарок насельницы обители, а затем в нем разместился эвакогоспиталь, в котором сестры продолжали работать до 1946 г.
У протоиерея Петра Филонова, настоятеля московской церкви в честь иконы Божией Матери "Нечаянная радость" в Марьиной роще, три сына служили в армии. Он так же организовал в храме убежище, так же, как и все граждане столицы, в свою очередь стоял на постах охраны. И наряду с этим он вел большую разъяснительную работу среди верующих, указывая на вредное влияние вражеской пропаганды, проникавшей в столицу в разбрасываемых немцами листовках. Слово духовного пастыря было весьма плодотворным в те тяжелые и тревожные дни.
Согласно советской статистике около 40 священнослужителей были удостоены медалями «За оборону Москвы» и «За оборону Ленинграда». «За доблестный труд» получили награду более 50 священников.
Стефан (Козлов) - клирик храма во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского - принял боевое крещение в июле 1944 года. Прошёл ратный путь пулеметчика, получил орден Славы 3й степени и медаль «За Победу над Германией». Честно отслужил отец Стефан и четыре послевоенных года.
Георгий Степанов - священник Тихвинской церкви с. Романишино Лужского района - получил медали: «За отвагу» и «За Победу над Германией».
Священник Димитрий Логачевский, служивший в Уфимской епархии был награжден медалями "За победу над Германией" и "За доблестный труд в Великой Отечественной войне".
Священник Василий Дмитриевич Троицкий был награжден медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" и "За оборону Кавказа" – последнюю он получил за службу начальником метереологической станции в Грузии.
Будущий священник Петр Иванович Ранцев за боевые заслуги был награжден орденом Красной Звезды, тремя боевыми медалями и несколькими благодарностями от И. В. Сталина.
Диакон Роман Логинович Чух был отмечен орденом Славы III степени и двумя боевыми медалями.
Диакон Константин Владимирович Глаголевский был награжден орденом Красной Звезды и тремя медалями.
Будущий архимандрит Алипий, в миру Иван Михайлович Воронов (1914-1975), прошёл боевой путь от Москвы до Берлина в составе Четвёртой танковой армии. Участвовал во многих операциях на Центральном, Западном, Брянском, 1-м Украинском фронтах. Награждён орденом Красной звезды, медалью «За отвагу», несколькими медалями за боевые заслуги. Имел прозвища «Советский монах», «Алипий-воин».
Будущий протоиерей Глеб Каледа (1921-1994) с декабря 1941 года и до конца войны находился в действующих частях и в качестве радиста в дивизионе гвардейских минометов «катюш», участвовал в битвах под Волховом, Сталинградом, Курском, в Белоруссии и под Кенигсбергом. Был награжден орденами Красного Знамени и Отечественной Войны.
Будущий протоиерей Василий Брылёв (1924-2011) в 1942 году ушел на фронт добровольцем. Воевал подо Ржевом. На Курской дуге работал связистом. Однажды под бомбардировкой восстанавливал разорванную связь. Получил медаль «За отвагу». Был ранен и демобилизован.
Будущий протоиерей Алексий Осипов (1924-2004) 3 февраля 1943 года он получил два ранения. Сначала получил осколочное ранение в предплечье и в грудь, и поле боя не покинул, а вечером ему раздробило ступню. Ступню и часть голени пришлось ампутировать. После лечения молодой солдат-инвалид получил медали «За Отвагу», «За Оборону Сталинграда», потом вернулся в родные края на Волгу. Будущий протоиерей Александр Смолкин (1926-2002) в 17 лет, в 1943 году, ушел на фронт, воевал на 1-м Прибалтийском фронте. В начале 1944 года Александр Смолкин получил тяжелое ранение, был направлен в госпиталь в Горький, где пробыл несколько месяцев. После выздоровления Александр вернулся в строй и продолжал воевать. Войну он закончил в Германии. Был награжден медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией», польской медалью.
Митрополит Тверской и Кашинский Алексий (Коноплёв) был мобилизован в октябре 1941 г. 5 мая 1942 он получил ранение, а после излечения был вновь отправлен на передовую. После вторичного ранения, как нестроевой, был откомандирован в военно-дорожный отряд. Награждён медалью «За боевые заслуги» и орденом Отечественной войны I степени.
Будущий архимандрит Петр (Кучер) – в сентябре 1943 года в возрасте 17 лет был призван в армию. После окончания полковой школы в Одессе прибыл в действующую армию 3-го Украинского фронта на Днестре в районе города Бендеры; участвовал в освобождении Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии и Чехословакии. Награждён несколькими боевыми наградами: орден Славы III степени, орден Отечественной войны II степени, медали «За отвагу», «За освобождение Белграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены» и др.
Будущий патриарший архидиакон Андрей Мазур в качестве командира отделения миномётчиков участвовал в военных действиях под Берлином. Имел награды: Орден Отечественной войны 2-й степени, медаль «За взятие Берлина», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.
Памяти и уважения поколений заслуживает ратный подвиг женщин-христианок.
Будущая матушка София, в миру Екатерина Михайловна Ошарина, от Москвы до Берлина прошла, сражаясь за родную землю. Участвовала во взятии Кенигсберга (Калининград). Существует множество воспоминаний о молебне русских священников у стен Кенигсберга во время его штурма в апреле 1945 года. « […] Взяли Кенигсберг с Божией помощью. Я сама видела, хотя наблюдала с некоторого отдаления. Собрались монахи, батюшки, человек сто или больше. Вынесли икону Казанской Божией Матери… А вокруг бой идет, солдаты посмеиваются: «Ну, батюшки пошли, теперь дело будет!» И только монахи запели — стихло все. Стрельбу как отрезало. Наши опомнились, за какие-то четверть часа прорвались… Когда у пленного немца спросили, почему они бросили стрелять, он ответил: «Оружие отказало». Один знакомый офицер сказал мне тогда, что до молебна перед войсками священники молились и постились неделю» - вспоминала матушка. (Приложение№15)
Будущая монахиня Елисавета, в миру Вера Дмитриева (1923-2011) прошла Великую Отечественную войну медсестрой, вынесла множество раненых бойцов с поля боя. «Я читала молитву, и страх как-то током в землю уходит. И слышно, как сердце бьется. И не боишься уже». Она укрывала раненых солдат от фашистов.
Будущая монахиня Адриана, в миру Наталия Владимировна Малышева (1921- 2012), ушла на фронт с третьего курса МАИ, была направлена в разведку. Принимала участие в обороне Москвы, вынесла раненого из-под обстрела. Была направлена в штаб К. Рокоссовского. Принимала участие в боях на Курской дуге и под Сталинградом. В Сталинграде вела переговоры с фашистами, призывая их сдаться. Дошла до Берлина. (Приложение№16)
Монахиня Серафима (Зубарева) прошла военным врачом с Третьим Украинским фронтом по дорогам Болгарии, Венгрии, Румынии. Она была награждена медалью "За победу над Германией".
Монахиня Антония (Жертовская) медсестрой участвовала в боях на ростовском и харьковском направлениях, была награждена медалью "За боевые заслуги".
Активно участвовали священнослужители и в партизанском движении. На оккупированной территории они подчас являлись единственным связующим звеном между населением и партизанами. Священники укрывали отставших при отступлении от частей красноармейцев, сбежавших из лагерей военнопленных, вели патриотическую агитацию среди населения, сами вступали в ряды антифашистских отрядов. Десятки их были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны.[8]
Но особенно следует выделить деятельность двух священнослужителей, особенно прославленных своими подвигами и даже божественными чудесами. Это А.В.Вишняков и В.Ф.Войно-Ясенецкий.
Архимандрит Александр Васильевич Вишняков. Родился 10 мая 1890 года в селе Подголье Лужского уезда Санкт-Петербурга в благочестивой семье священника. В роду Вишняковых насчитывалось 300 лет преемственного священства. Один из его дальних предков служил священником в войске Ивана IV (Грозного) во время похода на Казань. Будущий отец Александр поступил в Санкт-Петербургскую Семинарию, где проявил любовь к наукам и языкам. Затем перешёл в Петербургскую Духовную академию. После её окончания женился и принял священный сан. Защитился на учёную степень магистра богословия за сочинение: «Епископ Никанор Херсонский». Он мог сделать блестящую карьеру, но ушёл полковым священником в Ставропольскую дивизию . На фронте он в окопах под пулями проводил духовные беседы с солдатами, ездил к раненым в госпиталь, чтобы утешить и подбодрить их.
(Приложение№17)
Ярким примером выполнения патриотического долга можно считать жизнь священника В. Ф. Войно-Ясенецкого (1877-1961). Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий - хирург, доктор медицины. Автор 55 научных трудов по хирургии и анатомии, а также десяти томов проповедей. Наиболее известна его книга "Гнойная хирургия".
Очень красочные воспоминания о войне оставили протоиереи Борис Васильев и Борис Пономарёв.
Из воспоминаний протоиерея Бориса Васильева: " […] У меня отец был священником, дед и прадед были священниками. Четыре класса окончил сельской школы. Пошел служить псаломщиком... В 1938 году был рукоположен в сан диакона... Перед самой войной служил диаконом в Костромском кафедральном соборе. Оттуда меня и взяли в армию. Призвали, когда началась Великая Отечественная война. Увезли сразу на окопы. Подходит ко мне офицер, видит, я человек грамотный, спрашивает: "Вы где учились?" - "Я окончил четыре класса". - "Не может быть! А дальше? " - "Я - диакон". - "Все ясно. Вы служили у священноначалия. Принимайте все бригады под ваше руководство". (Приложение№18)
Нельзя без волнения читать воспоминания протоиерея Бориса Пономарева, призванного на фронт 23 июня 1941 года. " […] На второй день войны я был призван на защиту нашей Родины. Причастился в Николо-Кузнецком храме и на другой день был направлен на Ленинградский фронт... У меня не было родителей, меня благословила старушка 92 лет, дальняя родственница, и сказала: "Ты будешь жив, люби и защищай Родину... ". В самое тяжелое время блокады Ленинграда я получил от нее письмо:
"Дорогой Боря, как вам приходится переживать, но мы молимся и надеемся на милость Божию. Бог милостив, а враг будет изгнан. Вчера у нас во дворе упала бомба, стекла все выбиты. Мы также переносим тяжесть войны. Я часто бываю в храме и молюсь за воинов и шлю тебе материнское благословение".
Таким образом, многие священники и монахи приняли непосредственное участие в войне. Они сражались на фонтах, перевязывали раненых прямо на поле боя и при этом не забывали молиться. (Приложение№19)
№ 6 Пожертвования церкви и оказание всевозможной помощи Красной Армии.
Священнослужители и православные люди не только героически воевали на поле боя и лечили раненых, но и оказывали Советской Армии материальную помощь. Батюшки собирали средства на нужды фронта и покупали необходимое оружие и технику.
30 декабря 1942 года митрополит Сергий обратился к верующим с призывом собрать деньги на создание особой танковой колонны памяти Димитрия Донского. Только Москва собрала 2 миллиона рублей, а вся страна — 8 миллионов. Пожертвования пришли даже из блокадного Ленинграда.
7 марта 1944 года 516-му и 38-му танковым полкам было передано сорок танков Т-34. Из подаренных танков была укомплектована колонна им. Дмитрия Донского. Сам Сталин объявил духовенству и православным людям благодарность от Красной Армии. (Приложение №20)
Прихожане из Саратова смогли собрать средства, которых хватило на постройку шести самолётов марки «Александр Невский». Московская епархия за три первых года войны собрала и сдала на нужды фронта пожертвований на 12 миллионов рублей.
Всего за войну на нужды фронта Церковь собрала 200 миллионов рублей. Сумма по тем временам - колоссальная. (Приложение №21)
Еще одним направлением патриотической деятельности РПЦ было активное участие во всесоюзном сборе средств на нужды Красной армии, в помощь раненым бойцам и их семьям. Сборы денежных пожертвований по приходам начались уже летом 1941 г.
Священник Григорий Чаус, настоятель Кошевичской церкви Копаткевичского района Белоруссии, вместе с верующими проводил большую работу по сбору денег и ценностей на строительство танков и самолетов для Красной армии. Эти деньги передавались через партизан в Москву. Для партизанского госпиталя отец Григорий каждое воскресенье собирал продукты питания и полотно для перевязок.
Протоиерей Николай Колчицкий и московские благочинные 23 марта 1944 г. от лица духовенства и верующих Москвы обратились к И.В.Сталину с телеграммой: « […] Воодушевленные новым триумфом нашего оружия, верующие и духовенство Москвы собрали 1 000 000 рублей и просят принять их на сооружение самолетов. Да даст Господь Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, сил и здоровья для скорейшего победоносного завершения войны с гитлеровскими людоедами».
Протоиерей М.Молчанов, благочинный Заветнинского района Ростовской-на-Дону области, сам лично внесший 25 150 руб., пишет в отчете, что « […] эти пожертвования можно уподобить «лепте вдовицы», но, принимая во внимание, что жители пострадали от владычества немцев, которые разграбили и уничтожили домашнее и колхозное имущество, инвентарь, угнали скот, нас утешает, что и наша малая капля влилась в общую многоводную реку всенародной помощи нашей Родине». Это – характерное настроение для духовенства и верующих в Великую Отечественную войну.
Митрополит Алексий и его сестра А.Погожева « […] в мае 1944 г. передали свою дачу на станции Сиверская под детский дом для детей погибших солдат и офицеров». Особенное значение в заключительный период войны имел как раз такой, начатый в октябре 1944 г. сбор средств в фонд помощи детям и семьям бойцов Красной армии.
Таким образом, верующие и духовенство РПЦ самым активным образом участвовали во всенародном деле помощи фронту. Благодаря их призыву и личному примеру, патриотический подъем населения СССР был так велик, что, несмотря на разруху, бедность, недостаток в самых необходимых вещах, поток средств на нужды Красной армии не ослабевал и на четвертый год войны.
Уже с первых месяцев войны практически все православные приходы начали сбор средств в созданный фонд обороны. Верующие жертвовали не только деньги и облигации, но и изделия (а также лом) из драгоценных и цветных металлов, вещи, обувь, полотно, шерсть и многое другое.
Жителями разорённого оккупацией города Орёл, « … по освобождении его от немцев, с сентября 1943 г. по июнь 1944 г. на нужды, связанные с войной, внесено в отделения Госбанка от церквей и священнослужителей два миллиона пятьдесят одна тысяча пятьсот сорок шесть рублей и продуктов и вещей на двести сорок четыре тысячи пятьдесят рублей».
В период времени с окончания оккупации осенью 1943 г. по июнь 1944 г. «пожертвования от церковных православных общин и духовенства Ростовской области на нужды, связанные с войной, выразились в общей сумме 3 160 184 руб.».
В первые же годы войны в храмах Москвы было собрано более трех миллионов рублей на нужды фронта и обороны.
В храмах Ленинграда собрали пять с половиной миллионов рублей.
Церковные общины Нижнего Новгорода за 1941-1942 годы собрали в фонд обороны более четырех миллионов рублей.
Новосибирская епархия за первое полугодие 1944 года собрала на нужды военного времени около двух миллионов рублей.
Церкви Красноярского края за 1944-1946 годы внесли в фонд обороны и на другие патриотические цели 965 тысяч рублей. На средства, собранные Церковью, были созданы воздушная эскадрилья имени Александра Невского. Средства верующих шли также на создание ещё одной авиа-эскадрильи - «За Родину».
№7 Православная Сызрань в годы Великой Отечественной войны.
Всего в годы Великой Отечественной войны в Сызрани было открыто 11 госпиталей, в общей сложности они приняли около 53 тысяч раненых и больных солдат и офицеров. От ран и болезней в сызранских госпиталях умерли 1208 воинов, которые были похоронены на старогородском кладбище (в 1985 г. их останки были перезахоронены на территории Сызранского кремля). [10]
В военных госпиталях города, часто работая без сна и отдыха, спасали жизнь
раненым фронтовикам сызранские врачи и медицинские сёстры.
«Действующим в городе Сызрани был собор во имя Казанской Божией Матери . Этот ныне действующий в г. Сызрани храм находится на ул. К. Маркса, в самом центре города. Его насыщенная событиями история делится как бы на два периода: 1866 –1943гг. и с 1944г. по наши дни.
Повторное открытие Казанского собора, в 1944г., было связано с улучшением отношения государства к религии, активным участием верующих в Великой Отечественной войне. Конечно, к этому моменту от храма остались, по существу только стены, и прихожанам пришлось начинать все заново. Многие принесли хранившиеся у них дома иконы, складывались на проведение реставрационных работ… Так Казанский собор начал обретать свою вторую жизнь… Да, как и во время войны с Наполеоном, как и во время Первой мировой войны, в годы Великой Отечественной войны во всех церквях читалась специальная молитва о победе русского оружия. В годы войны Церковь была вместе с народом.» [ 9]
В помещении Крестовоздвиженской церкови, расположенной по адресу: улица Ульяновская № 46 в годы войны было организовано для приёмки и хранения вещей в фонд обороны страны для нужд Красной Армии. (Приложение№22)
№8 « Дух и долг» в моей семье, участников
Великой Отечественной войны .
75 лет прошло с того дня, как закончилась война. В памяти народной должны навсегда остаться те, кто принес нам Победу в мае 1945 года. Ведь война оставила в каждой семье свой страшный след. Воевали наши прадедушки и прабабушки, наших родителей - дедушки и бабушки. И в каждой семье есть прадедушка или прабабушка, дедушка или бабушка, которые еще помнят тяжелые времена войны.
К величайшим духовным ценностям нашего народа относится жертвенная любовь к Родине, проявляемая в годы самых страшных испытаний. Это священное чувство мы называем патриотизмом.
(Приложение№23)
Мой прадедушка.
Ученик 3В класса Соснин Иван
Мой прадедушка, Агафонов Николай Иванович (отец моей бабушки) был призван в Красную (Советскую) Армию для прохождения срочной военной службы 14 марта 1941года в возрасте 19 лет. А 22 июня началась война. Его тут же направили на фронт. Мой прадедушка не раз говорил моей бабушке, что ему повезло, он успел больше 3 месяцев прослужить в армии. Он говорил: "Нас хоть чему-то успели научить: правильно держать винтовку, заряжать её, рыть окопы (в отличии от вчерашних школьников)". Прадедушка часто вспоминал войну, а бабушка любила его слушать. Он рассказывал, как было трудно в первые месяцы войны: отступали, мучила жара, жажда, иногда голод, очень хотелось спать; вместо отдыха и сна рыли окопы. Но главная беда: отступали, оставляли врагу наши города и сёла, в которых оставались женщины, старики, дети. Старухи голосили: "На кого вы нас, сынки, оставляете?!" Всё время сказывалось отсутствие опыта войны. Было мучительно трудно отрывать своё тело от земли, чтобы идти в атаку под шквальным огнём, когда земля гудит и содрогается от взрывов. Очень хотелось жить, прадедушке ещё не было 20 лет. Стиснув зубы, он поднимался и шёл в эти атаки с криками "За Родину!", стрелял в ненавистного врага. Вначале все стреляли наугад, не разбирая цели. В их части было несколько человек с опытом Финской войны. Прадедушка рассказывал моей бабушке, как они учили нас не поддаваться панике, которая страшнее всего на войне, стрелять "со смыслом". Потом уже они обучали этому новичков.
«Перед боем мы собирались все вместе — мы были как одна семья. Один помолится, другой иконочку с собой положит, третий письмо пишет. Мы не знаем, живы останемся или нет. Но была уверенность, что мы победим, и никого не надо было подгонять. В бой все шли, но моральное настроение у всех разное. Те, кто был не уверен, переживал, чаще погибали. И смекалка, и уверенность, и надежда, и упование помогали победить.»
В 1941 году прадедушка получил ранение в правое предплечье с повреждением обеих костей. После лечения - опять на передовую. В мае 1943 года он был тяжело ранен в правое бедро и до января 1944 года лечился в нескольких госпиталях. В связи с этим ранением прадедушка был демобилизован из армии и направлен работать на военный завод - изготовлять снаряды для фронта. На заводе тоже было нелегко: трудились по 12-15 часов, падали от усталости и часто спали около станков.
В 1943 - 1944 годах наши войска уже освобождали родную землю, гнали фашистов из нашей страны. Прадедушка говорил: "В 1941 году, когда лечился в госпитале, раны у всех так трудно заживали, а в 1943 году заживали уже быстрее". Все поверили, что эта проклятая война скоро закончится и мы обязательно победим. Так что 9 мая всегда будет священным праздником для нашей страны. Мои прабабушка и прадедушка часто говорили моей бабушке: "Такого ликования никогда уже больше не было. Люди, часто незнакомые, обнимались, целовались друг с другом, пели, плясали, и в то же время многие плакали о погибших за Родину".
Какой же дорогой ценой досталась нам победа! Сколько миллионов погибли и не родились! Наверно нет в нашей стране ни одной семьи, где бы война что-то не перечеркнула. И как гордилась и гордится моя бабушка нашей Великой Победой, потому что она и её подруги той поры, всё послевоенное поколение росли как "дети победителей".
(Приложение№24)
Мои родные – герои Великой Отечественной Войны.
Ученицы 3В класс Куприяновой Мираславы
В этом году мы празднуем 75-ти -летие Победы в Великой Отечественной Войне. Как у многих, мои родственники воевали на полях сражения, работали в тылу, всячески помогая приблизить Великую Победу.
Моя прабабушка, Миронова Александра Ивановна, родилась в 1922 году. Закончив школу она поступила в Сызранское медучилище. Окончила его в 1941 году. Она с подругами находилась в общежитии, когда объявили о начале Великой Отечественной Войны. Не раздумывая поехала медсестрой на фронт. Два года она спасала солдат: обрабатывала раны, делала перевязки, давала лекарства и ухаживала за ними. На войне ей приходилось прятаться от бомбёжек и свиста вражеских пуль. Приходилось рыть окопы, а это очень тяжёлый труд для женщины. Но через два года она сама заболела и у неё сильно отекли ноги, так что ей даже валенки разрезали. Её отправили с фронта. Дома немного подлечившись, она стала работать в местном военном госпитале до окончания войны.
№9 Божье слово в литературе о Великой Отечественной войне
В судьбе всех переживших войну людей есть нечто общее: годы тревог, лишений, трудов — война «прошлась» по всем, не жалея детей. Но не весь опыт военных лет является универсальным, всеобщим. Всегда существуют некоторые различия — то, с чем столкнулся тот или иной человек, жители какой-либо местности. И нам, потомкам, в стремлении знать о войне как можно больше, чтобы углублять и обогащать нашу историческую память, всегда открывается новое, еще неведомое об известной, как кажется, странице родной истории в книгах воспоминаний о военных годах.
Война как духовное испытание предстает нам и на фотографиях из личных коллекций и из государственных архивов, которыми обильно иллюстрирована книга. Андреем Фарберовым проведена была большая кропотливая работа по сбору, осмыслению и изданию военных материалов.
Чудесные истории об исцелении открываются перед нами на страницах книги «Спаси и сохрани» Андрея Фарберова. В нее вошли рассказы и свидетельства очевидцев о милости и заступничестве Божием, Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих за Россию, особенно – за её многострадальный русский народ в годы Великой Отечественной войны. Свидетельства эти имеют непреходящее духовно-поучительное значение и в наши дни.
Книга Бориса Спорова помогает читателям увидеть, что детский и подростковый опыт тех лет, будучи разным, непохожим, все же оставил о себе одинаково тяжелый и неизгладимый след. В то время, когда ребенка окружало много страшного, спасала только человечность. Когда голодный ребенок украл кусок хлеба и был пойман, он понял, что окружавшие его со всех сторон взрослые могут жестоко расправиться с ним. Но успел появиться милиционер. Он выслушал рассказ свидетелей о краже, строго кивнул, взял мальчика за руку и увел «в отделение». Отойдя подальше от места происшествия, он, понимая, что ребенок решился на кражу только из-за сильного голода, просто отпустил его домой.
Также полезно прочитать о том героическом времени произведения священника Ярослава Шипова. Среди них есть новеллы о Великой Отечественной войне. Например, рассказ «Овсяное печенье» повествует о пожилом архимандрите, который, пройдя всю войну, по-особому относился к тяжелейшей Сталинградской битве, всегда помнил об очередной ее годовщине. О самом себе, о том, как сам воевал, сколько пережил, священник-фронтовик по скромности рассказывать не любил. Зато рассказы других людей, особенно относящиеся к сражению за Сталинград, к жизни города после его освобождения и в первые послевоенные годы, выслушивал с интересом и благодарностью.
Рассказ писателя «Великая тайна войны» повествует о том, как Господь дал нашей армии важную победу в одном из сражений Отечественной войны 1941-1945 гг. Перемещения наших войск не были специально подготовлены командованием, их никто не планировал, Господь свел воинские соединения именно таким образом и позволил войску, сражающемуся против захватчиков, одержать победу. Вместе с тем протоиерей Ярослав Шипов пишет и о героизме, который проявили воины, решившие, во что бы то ни стало, держать оборону, несмотря на превосходящие силы противника, и о находчивости других воинов, которые, не отступив от выполнения поставленной перед ними задачи, смогли помочь оказавшимся в очевидном меньшинстве соратникам.
Так автор подчеркнул необходимость соединения Божией воли и человеческого произволения для победы над врагом. Причем это правило распространяется и на духовную жизнь, для победы в невидимой брани одинаково нужны и помощь свыше, и человеческие усилия.
Одна из самых тяжелых страниц Великой
Отечественной войны — блокада Ленинграда. Даже современникам сложно было
представить, сколько вынесли в те дни ленинградцы. Современным людям, особенно
молодым, это еще сложнее понять, а говорить с ними об этом надо обязательно.
Сегодня юным нередко создается такой комфорт даже в мелочах, что малейшее
неудобство или отсутствие чего-либо «здесь и сейчас» воспринимается ими как
великое лишение. Весьма полезно им узнать о том, какими бывают настоящие
лишения и как люди находят силы выстоять даже среди них и более того — еще и
помогать другим страждущим, порой отдавая последнее.
Книга Анна Даниловой «Монахиня из разведки.
История жизни ветерана Великой Отечественной войны монахини Адрианы (Малышевой)». Она ушла добровольцем на фронт и
прошла всю войну разведчицей в штабе маршала К. Рокоссовского. Ее высоко ценил
авиаконструктор С. Королёв, ее портрет писал художник А. Шилов.
Майор в отставке, она встретила
Христа и приняла монашеский постриг. Майор Наталия Малышева и монахиня Адриана
— жизнь, посвященная людям и Богу.
Наши
прадедушки и прабабушки пели: «Идёт война народная, священная война». Пели, не
подозревая, какой глубокий смысл в этих словах.
Заключение.
В ходе исследования наша гипотеза о том, что церковь не только внесла свой вклад в победу, но и сыграла решающую роль в военных событиях, подтвердилась.
Как же оценить вклад Русской Православной Церкви в дело Победы? Вот какой замечательный ответ на этот вопрос дает в своей статье протоиерей Александр Ильяшенко: «[…] Чтобы оценить реальный вклад Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне, сначала надо ответить на вопрос: кто победил в ВОВ?»
В нынешнем году наша страна в 75-ый раз будет праздновать День Победы, отдавая дань великому подвигу народа в истории России. К истории можно относиться по-разному, но её забывать нельзя. А память о прошлом - это не просто свойство человеческого сознания, это способность сохранить следы минувшего. Труженики тыла, ветераны войны... Они спасли нашу Россию своими ранами, кровью и потом. Спасли ценою жизни. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред родиной и вере, и выходили победителями.
Война стоила нашей Родине гибели более 25 миллионов ее сынов и дочерей, среди которых были миллионы православных. Русская Церковь потеряла прекрасные храмы, разрушенные артиллерийскими обстрелами, взорванные бомбами; уцелевшие церкви на освобожденных территориях были опустошены, разграблены, святыни осквернены.
В те тяжелые годы войны православная Русская церковь оказывала моральную и духовную поддержку людям. Всегда помогала добрым словом в горе, а в радости искренне радовалась.
Мы думаем, что, не смотря на все репрессии, проводимые против церкви, выстоять в войне и победить коварного и сильного врага помогли не только мужество, смелость и любовь к родине, но и духовная вера людей.
Низкий поклон всем живым, и вечная память ушедшим. Мы в долгу перед ними...
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих.
Удивительная самоотверженность, великодушие, беспримерный подвиг, который явил наш народ в период Великой Отечественной войны, - и есть вклад Русской Православной Церкви в Победу над фашизмом.
Вывод
Православная церковь объединилась со советской властью в борьбе с фашистами. Войну объявили священной, освободительной, и церковь благословила эту войну. Помимо материальной помощи, церковь морально поддерживала людей, на фронте и в тылу, на фронте верили в чудотворную силу икон и крестного знамения. Молитвы выступали в роли душевного успокоения. Тыловики в молитвах просили Бога уберечь родных от гибели.
«Склоняя головы перед великим подвигом наших предков, сокрушивших фашизм, будем помнить о бесценном вкладе в победу Русской Православной Церкви, которая на протяжении тысячелетия сплачивала на защиту Руси все населявшие её народы. Нашей вечной благодарности заслуживают все те, кто отдал свою жизнь за Родину! Пусть их жертва любви будет принята Господом как свидетельство о качестве души, пусть она вменится им в оправдание и прощение грехов. Аминь.» [ 11]
Список литература:
1. История религии: В 2т. /Под общ. ред. И.Н. Яблокова. - Т.2. - М., 2004
2. Материалы и документы о церкви Николая Угодника представленные отцом Серафимом(Глазунов)
3. Правда о религии в России. М., 1942. С. 89, 410.
4. Одинцов М.И. Великая Отечественная война (1941–1945) и религиозные организации в СССР // ПЭ. Т. VII. М., 2004. С. 411, 413, 414.
5. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: Сборник документов /Сост.: Васильева О.Ю., Кудрявцев И.И., Лыкова Л.А. М., 2009. С. 40–43, 55-57, 66, 96, 103–104, 180, 262, 268, 269, 362, 477, 480, 504.
6. Цыпин Владислав, прот. Русская Православная Церковь в Великую Отечественную войну // Материалы церковно-общественной конференции «За други своя». М., 2005.
7. На приеме Сталина. Тетради (журналы) записей лиц, принятых И.В.Сталиным (1924–1953гг.). Справочник / Научный редактор А.А.Чернобаев. М., 2008. С. 417. С. 451.
8. Одинцов М.И. Русские патриархи ХХ века. Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов. М., 1999. С. 254, 283, 285-288, 290.
9. Якунин В.Н. Внешние связи Московской Патриархии и расширение ее юрисдикции в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Самара, 2002. С. 41.
10.Рукопись А. Молчанова –сызранского краеведа, журналиста г. «Волжские вести.»
11.Духовное величие России: патриотическое служение Русской Православной Церкви в годы войны. Доклад еп. Леонтия на епархиальном этапе Рождественских чтений.
Интернет-источники:
1. Протоиерей Александр Ильяшенко: статья «Русская Церковь и война: только
1 колонна танков и 300 миллионов рублей?»
2. http://www.jmp.ru/jmp/43/04-43/00-c.htm Журнал Московской Патриархии. 1943, №4.
3. http://www.jmp.ru/jmp/03/09-03/01.htm Первый номер ЖМП вышел тиражом 3 000 экземпляров. «Со второго номера за 1943 г. тираж ЖМП был увеличен до 5 000 экземпляров, а начиная с № 9 за 1944 г. – составлял 6 000 экземпляров». Любартович. В.А. У истока возрождения издательского дела Московской Патриархии//ЖМП. 2003. №9.
4. http://www.jmp.ru/jmp/43/04-43/00-c.htm Журнал Московской Патриархии (далее – ЖМП). 1943. №1. С. 18.
5. http://www.jmp.ru/jmp/03/09-03/01.htm По уточненным данным – 15 сентября. Любартович. В.А. У истока возрождения издательского дела Московской Патриархии//ЖМП. 2003. №9.
6. http://www.jmp.ru/jmp/44/01-44/06.htm ЖМП. 1944. №1.
7. http://www.jmp.ru/jmp/44/04-44/02.htm ЖМП. 1944. №4.
8. http://www.jmp.ru/jmp/44/07-44/08.htm ЖМП. 1944. №7.
9. http://www.jmp.ru/jmp/44/09-44/12.htm ЖМП. 1944. №9.
10. http://www.jmp.ru/jmp/43/04-43/12.htm ЖМП. 1943. №4.
11. Схиархимандрит Иоанн
(Маслов): статья «Вклад Русской Православной Церкви в победу над фашизмом»
12. Протоиерей Николай Крячко: статья «Русская Православная Церковь
и Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»
13. «Житие преподобного Серафима Вырицкого»
14. http://www.ikona.ru/bm_kaz.html Материал сайта
15. http://orth.narod.ru/articles/o_luka/ Материал сайта
16. http://planetam2006.narod.ru/Projekt/VMD/Vmd_s_pdf/b_197_242.pdf
17. http://www.krotov.info/spravki/persons/21person/yakunin_v.html
18. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Николай (Кутепов)
19. http://rusbiathlon.ru/ Священники и монахи — ветераны Великой Отечественной войны.
Приложение
Приложение №2 митрополит Сергий
Приложение №3
Архиепи́скоп Лука́ (в миру Валенти́н Фе́ликсович Во́йно-Ясене́цкий
Приложение № 4
Серафи́м Вы́рицкий (в мантии Варна́ва, в миру Васи́лий Никола́евич Муравьёв
Приложение №5
Архимандрит Серафим (в миру – Георгий Романович Шинкарев)
Приложение №6
Павел Дмитриевич Успенский (1888 - 1938), священник, священномученик
Приложение №7
Цветков Павел Константинович (6.10.1829-10.09.1898) Протоиерей
Приложение №20
Приложение №24
Приложение №24
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.