"Собака - верный друг"

  • Мероприятия
  • docx
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Праздники на каждый день в лагере – это важная воспитательная составляющая в работе воспитателя или вожатого. Составление мероприятий разноплановых, интересных на каждый день работы в лагере – достаточно кропотливая и непростая работа. Предлагаемая методическая разработка может быть использована для проведения одного из тематических дней в лагерной смене. Может быть адаптирована для любого возраста детей.
Иконка файла материала собака-верный друг.docx
СОБАКА – ВЕРНЫЙ ДРУГ Звучит песня «Это знает каждый» из к/ф «Приключения Электроника». 1­й чтец: Собаки... Сколько их и какие они разные! Есть совсем маленькие –   они   умещаются   на   ладони   и   весят   не   больше  ½  кг.   И   есть   великаны,   вес которых достигает 80 кг. 2­й чтец:  Есть длинноногие, и есть коротконогие. Есть лохматые, а есть совсем гладкие. У одних уши висят, у других – торчком. 3­й  чтец:  Одни   быстрые,   подвижные,   другие   неуклюжие. И все они – самые   верные   наши   друзья.   И   самые   древние.   Самые   древние   –   потому   что собаки первыми из всех животных стали домашними. Конечно, люди приручили не собак, а волков и потом уже вывели множество пород собак. Сейчас на земле более 400 пород собак. 4­й чтец: Самые верные, потому что ни одно другое животное не предано человеку так, как собака, не служит ему так беззаветно, как это удивительное существо. Есть собаки охотничьи, есть служебные и декоративные. 5­й чтец: Охотничьи помогают людям на охоте. И у каждой собаки – своя специальность. С одними собаками охотятся в лесу на пушных зверей, лосей, кабанов. С другими – на водоплавающую дичь. С третьими – на зайцев, волков и лисиц... И на охоте они ведут себя по­разному. 6­й чтец: Фокстерьеры и таксы (показывает рисунок или фото) выгоняют зверей из нор. Лайки (показывает рисунок) отыщут добычу и облаивают ее, задерживают, пока не подоспеет охотник. А легавые (пойнтеры, сеттеры) найдут дичь по запаху, молча застынут в стойке и этим указывают охотнику, где затаилась птица. Гончие  (показывает рисунок)  с громким лаем преследуют зверя. А каких еще охотничьих собак вы знаете? (Ответы детей.) Дети исполняют 1­й куплет «Песни о пограничнике». 7­й чтец:  Кто не знает пограничных собак? Днем и ночью помогают они охранять священные рубежи нашей Родины. По   поведению   собак   пограничники   своевременно   узнают   о   приближении лазутчиков. Обнаружив следы нарушителя, пограничные собаки находят его и, если потребуется, вступают в схватку. 8­й   чтец:  Пограничники   обходили   границу.   Вдруг   собака   Алмаз остановилась, стала нюхать траву. Шерсть у нее встала дыбом, значит, здесь прошли чужие.След   привел   пограничников   к   большому   озеру.   В   кустах   стояла   лодка. Алмаз   прыгнул   в   нее,   обнюхал   и   бросился   в   камыши.   Здесь   он   нашёл   3 нарушителей границы. Они стояли на дне и дышали через камыши. Их связали и повели на заставу. 9­й чтец: Трудно обойтись без собак при борьбе с преступниками. Собака­ ищейка – гроза для всех нарушителей закона. Почти 10 лет помогал работнику милиции Петру Бушмину розыскной пес Султан, не раз спасал своего хозяина от гибели. Они участвовали более чем в 4000 операций. С помощью Султана было задержано 3000 преступников, диверсантов, раскрыто 996 преступлений. 10­й чтец:  Но шло время. Пес состарился, потерял зрение, потом слух, и его   освободили   от   работы,   поселив   в   теплом   питомнике   как   почетного «пенсионера». После смерти собаки о ней была написана повесть, а по повести снят фильм. Правда,  в   фильме   собаку   зовут   Мухтар,  называется   он  «Ко   мне,  Мухтар»   и посвящен многим розыскным собакам. 11­й   чтец:  Служебные   собаки   пасут   и   охраняют   стада  (южнорусская овчарка, кавказская овчарка, пули).  В горах сенбернары спасают попавших в беду   людей;   ньюфаундленды   спасают   тонущих.  (Показывает   фото   собак, рассказывая о них.) Демонстрируется отрывок из д/ф «Троп». 12­й   чтец:  Во   время   Великой   Отечественной   войны   собаки   выносили   и вывозили   раненых   из­под   огня,   работали   связными,   помогали   саперам разыскивать мины, подтаскивали снаряды. С помощью собак было подбито 300 немецких танков. Показ отрывков из д/ф «Санитарные собаки». 13­й   чтец:  Благодаря   великолепному   чутью,   собаки   освоили   некоторые новые, необычные обязанности. После специального обучения они «работают» газовщиками – почуяв запах газа,   лаем   сообщают   об   этом.   Геологам   помогают   отыскивать   полезные ископаемые.  14­й чтец:  Человеку, потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза: приводит   на   работу   и   домой,   оберегает   его   в   пути.   Собака   облегчает   труд чабана:   охраняет   и   защищает   их   от   хищников. (Восточноевропейская овчарка, южнорусская, колли.)   пасёт   овец,Показ отрывка из д/ф «Пожарные собаки». – Каких еще служебных собак вы знаете? Служебные собаки – очень серьёзные животные, но ведь они тоже когда­то были маленькими щенками. И, как все дети, они мечтают совершать подвиги, хотят быстрее вырасти. 15­й чтец: Я не зря глаза таращу – Я давно хочу узнать,  Как овчаркой настоящей  Поскорее можно стать. Чтобы уши не болтались,  Чтобы стал послушен хвост,  Чтобы сразу догадались,  Как умен я и не прост.  Чтобы взяли на границу,  Чтоб в дозоре я лежал.  Долго мне еще учиться?  Очень долго? Очень жаль. И так же, как детям, им снятся сны, в которых они совершают героические поступки. 16­й чтец: Два года прожил водолаз  И вдруг подумал мрачно,  Что никого еще не спас,  Что жизнь его не удалась, Сложившись неудачно. А сколько раз в геройских снах  Он плыл в стремительных волнах,  Нырял бесстрашно в глубину,  Искал на дне, со дна тянул. И сколько раз, ах, сколько раз! Ему спасенный лапу тряс! А там, в толпе на берегу, Кричали все об этом: «Я за медалью побегу!», «Я сообщу в газету!» ...Но просыпался каждый раз На этом месте водолаз.  17­й чтец: Сейчас всем хорошо известны и декоративные собаки. Болонки, тойтерьеры, карликовые пинчеры, японские хины, пекинесы. Они живут в нашихдомах   и   выполняют   свое   главное   предназначение   –   быть   друзьями   человека, делать его жизнь интереснее. Декоративных собак вы видели и в цирке.  18­й чтец: А на что способны шпицы, Можно в цирке убедиться: Он танцует и играет И по карточкам считает, Прыгает через каркас. А таблицу умноженья Знает он не хуже вас. ...Размечтался зритель Вася, Ученик второго класса: «Вот бы мне такого шпица – Ах, как стал бы я учиться!» А в шестом ряду партера Размечталась тётя Вера: «Вот бы шерсть такого шпица Мне попала бы на спицы!» ...Цирк грохочет: «Браво! Бис! Замечательный артист!»  Ведущий:  Ребята, а что это за собаки? Вежливые, словно колли, Упрямые, как бульдоги, Сильные, как волкодавы, Умные, как сенбернары, Храбрые – хоть на заставы, Славным овчаркам в пару.  (Дворняжки.) Группа детей поёт песню «Мой щенок». 1. В нашем доме знают взрослые и дети,  То, что я теперь счастливей всех на свете.  У меня на зависть всем собаководам  Есть собака удивительной породы. Припев: Мой щенок похож немного  На бульдога и на дога,На собаку­водолаза И на всех овчарок сразу. 2. Во дворе мы с ним всегда играем в мячик,  А когда сажусь я дома за задачник, Мой щенок без дела тоже не скучает:  Туфли мамины по комнате гоняет.  Припев. 3. Мы ходили с ним на выставку собачью,  Но обратно возвращались чуть не плача,  Потому что нам на выставке сказали,  Что дворняжкам не положены медали. Припев. 4. Не дают щенку награды – и не надо!  Я куплю ему медаль из шоколада, Я для друга ничего не пожалею, Лишь бы хвостик завертелся веселее.  Припев. Ведущий:  Почему­то   к   дворняжкам   иногда   бывает   неправильное, несправедливое отношение. А ведь именно они, беспородные дворняжки, летали в космос. А вы знаете их? (Ответы   детей,   дополненные   учителем:   Лайка,   Белка   и   Стрелка, Уголёк и Ветерок, Денёк, Альбина, Белянка, Волга, Отважная, Пальма и др.) Многие   ребята   очень   любят   своих   питомцев,   ухаживают   за   ними, воспитывают. Но   бывает   так,   что   собака   живёт   не   дома,   а   во   дворе,   но   она   не беспризорная, за ней ухаживают многие ребята, кормят её, смотрят, чтобы никто не обидел. Да и у вас во дворе есть такие собаки. И вы, наверное, переживаете, если вдруг куда­то пропала ваша собака. Так же, как и ребята из этой песни. Исполнение песни О. Газманова «Люси». 1. Пропала собака, живущая в нашем дворе,Она отзывалась на кличку «Люси» детворе.  Ей каждый готов был свой завтрак отдать,  А я ей котлеты носил. Люси, о­о­о, Люси. 2. Родители плачут: «Пропал аппетит у детей».  Висят объявленья: «Найдите собаку скорей».  А, может, она на дороге лежит, Попав под колёса такси.  Люси, о­о­о, Люси. 3. Прошёл целый месяц, но ищут её всё равно,  Вдруг что­то случилось, и все посмотрели в окно,  Люси там шагала, и 8 щенков Счастливые дети несли.  Люси, о­о­о, Люси. 19­й чтец:  Трудно даже представить себе, сколько подвигов, больших и малых, известных и неизвестных, совершили собаки. И не случайно во многих странах установлены памятники этим необыкновенным животным. 20­й   чтец:  В   Ленинграде,   где   жил   и   работал   великий   русский   учёный академик И. П. Павлов, сооружён памятник собаке, служащей науке. 21­й   чтец:  В   Париже   есть   необычный   памятник.   На   фоне   стены, изображающей горы, стоит собака с умной и доброй мордой. А на её спине – ребёнок. Малыш крепко обнял руками шею собаки. Это памятник сенбернару по кличке Барри – собаке, которая в Альпийских горах спасла 40 человек во время снежных заносов.  22­й чтец: В Берлине – памятник собаке­проводнику слепых.  23­й чтец:  На Аляске – памятник вожаку упряжки Бальту, доставившему во время эпидемии лекарство в занесённый снегом посёлок. 24­й чтец: В Италии – памятник псу Верному, который 14 лет каждый вечер приходил на дорогу встречать хозяина, убитого на войне. О собаках, их преданности человеку, красоте и уме можно рассказывать очень много. Не   зря   о   них   написаны   сотни   книг,   рассказов,   стихов,   сложены   песни. Недаром поставлены им памятники. Каждый   человек   мечтает   или   мечтал   когда­нибудь   иметь   собаку.   И неудивительно: ведь всякому хочется, чтобы у него был верный и преданный друг. У одних мечты сбываются, у других – нет.Но   бывает   и   так.   Завёл   себе   человек   собаку,   а   она   требует   внимания, заботы. Надоели   человеку   эти   заботы.   И   выбросил   он   собаку   на   улицу,   предал друга. Предательство – один из самых отвратительных поступков человека. Надо помнить об этом. Ведущий   с   детьми   рассказывают   стихотворение   Э.   Асадова  «Рыжая дворняга». Хозяин погладил рукою Лохматую рыжую спину: – Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою, Но всё же тебя я покину. Швырнул под скамейку ошейник И скрылся под гулким навесом, Где пёстрый людской муравейник Вливался в вагоны экспресса. Собака не взвыла ни разу, И лишь за знакомой спиною Следили два карие глаза С почти человечьей тоскою. Старик у вокзального входа Сказал: – Что? Оставлен, бедняга? Эх, будь ты хорошей породы... А то ведь простая дворняга! ...В вагонах, забыв передряги, Курили, смеялись, дремали... Тут, видно, о рыжей дворняге Не думали, не вспоминали. Не ведал хозяин, что где­то По шпалам, из сил выбиваясь, За красным мелькающим светом Собака бежит, задыхаясь! Споткнувшись, кидается снова, В кровь лапы о камни разбиты, Что выпрыгнуть сердце готово Наружу из пасти раскрытой! Не ведал хозяин, что силы Вдруг разом оставили тело, И, стукнувшись лбом о перила,Собака под мост полетела. Труп волны снесли под коряги... Старик! Ты не знаешь природы: Ведь может быть тело дворняги, А сердце – чистейшей породы! Ведущий:  Надеюсь, что вы никогда не станете похожими на этих людей, никогда   не   предадите   своего   друга,   будь   то   человек,   собака   или   другие животные. А теперь... На   сцене   открывается   рисунок   (или   вывешивается   плакат)   с изображением собаки, в которой соединены 4 породы: голова – дог; туловище – лайка; хвост – пудель; лапы – колли.Кроссворд Вертикаль: 1. Ребёнок любой собаки (щенок). 2. Охотничья собака, которая на охоте с громким лаем преследует зверя (гончая). 3.   Старинная   английская   порода   легавых   собак,   которая   в   основном используется для охоты на пернатую дичь. Когда дичь найдена, собака застывает в стойке (сеттер). 4. Порода служебной собаки, которая очень любит детей, и специальность спортсмена (боксер). 5.   Одна   из   самых   древних   и   самых   быстрых   пород   охотничьих   собак. Используется   для   охоты   на   зайцев,   волков,   лисиц,   а   порой   и   на   кабанов, медведей (борзая). Горизонталь: 3.   Собака­спасатель.   Находит   заблудившихся   путников   в   горах.   Людей, попавших   в  снежную   лавину,  откапывает   лапами.  На   боку   носит   санитарную сумку с красным крестом (сенбернар). 6.   Когда­то   были   охотничьими   собаками,   а   затем   стали   служебными. Бывают тигровыми, бывают мраморными, бывают королевскими (дог). 7. Самый известный из спаниелей. Имеет выдающиеся охотничьи качества. Очень вынослив. Любит детей (коккер­спаниель). 8. Охотничья собака. Длинная, на коротких ногах. Она выгоняет зверей из нор. Очень сообразительная и находчивая (такса). В заключение праздника дети поют песню из телепередачи «Дог­шоу» (Я и моя собака).