Праздники на каждый день в лагере – это важная воспитательная составляющая в работе воспитателя или вожатого. Составление мероприятий разноплановых, интересных на каждый день работы в лагере – достаточно кропотливая и непростая работа. Предлагаемая методическая разработка может быть использована для проведения одного из тематических дней в лагерной смене. Может быть адаптирована для любого возраста детей.
СОБАКА – ВЕРНЫЙ ДРУГ
Звучит песня «Это знает каждый» из к/ф «Приключения Электроника».
1й чтец: Собаки... Сколько их и какие они разные! Есть совсем маленькие
– они умещаются на ладони и весят не больше ½ кг. И есть великаны, вес
которых достигает 80 кг.
2й чтец: Есть длинноногие, и есть коротконогие. Есть лохматые, а есть
совсем гладкие. У одних уши висят, у других – торчком.
3й чтец: Одни быстрые, подвижные, другие неуклюжие. И все они –
самые верные наши друзья. И самые древние. Самые древние – потому что
собаки первыми из всех животных стали домашними. Конечно, люди приручили
не собак, а волков и потом уже вывели множество пород собак. Сейчас на земле
более 400 пород собак.
4й чтец: Самые верные, потому что ни одно другое животное не предано
человеку так, как собака, не служит ему так беззаветно, как это удивительное
существо. Есть собаки охотничьи, есть служебные и декоративные.
5й чтец: Охотничьи помогают людям на охоте. И у каждой собаки – своя
специальность. С одними собаками охотятся в лесу на пушных зверей, лосей,
кабанов. С другими – на водоплавающую дичь. С третьими – на зайцев, волков и
лисиц... И на охоте они ведут себя поразному.
6й чтец: Фокстерьеры и таксы (показывает рисунок или фото) выгоняют
зверей из нор.
Лайки (показывает рисунок) отыщут добычу и облаивают ее, задерживают,
пока не подоспеет охотник.
А легавые (пойнтеры, сеттеры) найдут дичь по запаху, молча застынут в
стойке и этим указывают охотнику, где затаилась птица. Гончие (показывает
рисунок) с громким лаем преследуют зверя. А каких еще охотничьих собак вы
знаете? (Ответы детей.)
Дети исполняют 1й куплет «Песни о пограничнике».
7й чтец: Кто не знает пограничных собак? Днем и ночью помогают они
охранять священные рубежи нашей Родины.
По поведению собак пограничники своевременно узнают о приближении
лазутчиков. Обнаружив следы нарушителя, пограничные собаки находят его и,
если потребуется, вступают в схватку.
8й чтец:
Пограничники обходили границу. Вдруг собака Алмаз
остановилась, стала нюхать траву. Шерсть у нее встала дыбом, значит, здесь
прошли чужие.След привел пограничников к большому озеру. В кустах стояла лодка.
Алмаз прыгнул в нее, обнюхал и бросился в камыши. Здесь он нашёл 3
нарушителей границы. Они стояли на дне и дышали через камыши. Их связали и
повели на заставу.
9й чтец: Трудно обойтись без собак при борьбе с преступниками. Собака
ищейка – гроза для всех нарушителей закона. Почти 10 лет помогал работнику
милиции Петру Бушмину розыскной пес Султан, не раз спасал своего хозяина от
гибели. Они участвовали более чем в 4000 операций. С помощью Султана было
задержано 3000 преступников, диверсантов, раскрыто 996 преступлений.
10й чтец: Но шло время. Пес состарился, потерял зрение, потом слух, и
его освободили от работы, поселив в теплом питомнике как почетного
«пенсионера».
После смерти собаки о ней была написана повесть, а по повести снят фильм.
Правда, в фильме собаку зовут Мухтар, называется он «Ко мне, Мухтар» и
посвящен многим розыскным собакам.
11й чтец: Служебные собаки пасут и охраняют стада (южнорусская
овчарка, кавказская овчарка, пули). В горах сенбернары спасают попавших в
беду людей; ньюфаундленды спасают тонущих. (Показывает фото собак,
рассказывая о них.)
Демонстрируется отрывок из д/ф «Троп».
12й чтец: Во время Великой Отечественной войны собаки выносили и
вывозили раненых изпод огня, работали связными, помогали саперам
разыскивать мины, подтаскивали снаряды. С помощью собак было подбито 300
немецких танков.
Показ отрывков из д/ф «Санитарные собаки».
13й чтец: Благодаря великолепному чутью, собаки освоили некоторые
новые, необычные обязанности.
После специального обучения они «работают» газовщиками – почуяв запах
газа, лаем сообщают об этом. Геологам помогают отыскивать полезные
ископаемые.
14й чтец: Человеку, потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза:
приводит на работу и домой, оберегает его в пути. Собака облегчает труд
чабана:
охраняет и защищает их от хищников.
(Восточноевропейская овчарка, южнорусская, колли.)
пасёт овец,Показ отрывка из д/ф «Пожарные собаки».
– Каких еще служебных собак вы знаете?
Служебные собаки – очень серьёзные животные, но ведь они тоже когдато
были маленькими щенками.
И, как все дети, они мечтают совершать подвиги, хотят быстрее вырасти.
15й чтец: Я не зря глаза таращу –
Я давно хочу узнать,
Как овчаркой настоящей
Поскорее можно стать.
Чтобы уши не болтались,
Чтобы стал послушен хвост,
Чтобы сразу догадались,
Как умен я и не прост.
Чтобы взяли на границу,
Чтоб в дозоре я лежал.
Долго мне еще учиться?
Очень долго? Очень жаль.
И так же, как детям, им снятся сны, в которых они совершают героические
поступки.
16й чтец: Два года прожил водолаз
И вдруг подумал мрачно,
Что никого еще не спас,
Что жизнь его не удалась,
Сложившись неудачно.
А сколько раз в геройских снах
Он плыл в стремительных волнах,
Нырял бесстрашно в глубину,
Искал на дне, со дна тянул.
И сколько раз, ах, сколько раз!
Ему спасенный лапу тряс!
А там, в толпе на берегу,
Кричали все об этом:
«Я за медалью побегу!»,
«Я сообщу в газету!»
...Но просыпался каждый раз
На этом месте водолаз.
17й чтец: Сейчас всем хорошо известны и декоративные собаки. Болонки,
тойтерьеры, карликовые пинчеры, японские хины, пекинесы. Они живут в нашихдомах и выполняют свое главное предназначение – быть друзьями человека,
делать его жизнь интереснее.
Декоративных собак вы видели и в цирке.
18й чтец: А на что способны шпицы,
Можно в цирке убедиться:
Он танцует и играет
И по карточкам считает,
Прыгает через каркас.
А таблицу умноженья
Знает он не хуже вас.
...Размечтался зритель Вася,
Ученик второго класса:
«Вот бы мне такого шпица –
Ах, как стал бы я учиться!»
А в шестом ряду партера
Размечталась тётя Вера:
«Вот бы шерсть такого шпица
Мне попала бы на спицы!»
...Цирк грохочет:
«Браво! Бис!
Замечательный артист!»
Ведущий: Ребята, а что это за собаки?
Вежливые, словно колли,
Упрямые, как бульдоги,
Сильные, как волкодавы,
Умные, как сенбернары,
Храбрые – хоть на заставы,
Славным овчаркам в пару.
(Дворняжки.)
Группа детей поёт песню «Мой щенок».
1. В нашем доме знают взрослые и дети,
То, что я теперь счастливей всех на свете.
У меня на зависть всем собаководам
Есть собака удивительной породы.
Припев: Мой щенок похож немного
На бульдога и на дога,На собакуводолаза
И на всех овчарок сразу.
2. Во дворе мы с ним всегда играем в мячик,
А когда сажусь я дома за задачник,
Мой щенок без дела тоже не скучает:
Туфли мамины по комнате гоняет.
Припев.
3. Мы ходили с ним на выставку собачью,
Но обратно возвращались чуть не плача,
Потому что нам на выставке сказали,
Что дворняжкам не положены медали.
Припев.
4. Не дают щенку награды – и не надо!
Я куплю ему медаль из шоколада,
Я для друга ничего не пожалею,
Лишь бы хвостик завертелся веселее.
Припев.
Ведущий:
Почемуто к дворняжкам иногда бывает неправильное,
несправедливое отношение. А ведь именно они, беспородные дворняжки, летали
в космос. А вы знаете их?
(Ответы детей, дополненные учителем: Лайка, Белка и Стрелка,
Уголёк и Ветерок, Денёк, Альбина, Белянка, Волга, Отважная, Пальма и др.)
Многие ребята очень любят своих питомцев, ухаживают за ними,
воспитывают.
Но бывает так, что собака живёт не дома, а во дворе, но она не
беспризорная, за ней ухаживают многие ребята, кормят её, смотрят, чтобы никто
не обидел.
Да и у вас во дворе есть такие собаки. И вы, наверное, переживаете, если
вдруг кудато пропала ваша собака. Так же, как и ребята из этой песни.
Исполнение песни О. Газманова «Люси».
1. Пропала собака, живущая в нашем дворе,Она отзывалась на кличку «Люси» детворе.
Ей каждый готов был свой завтрак отдать,
А я ей котлеты носил.
Люси, ооо, Люси.
2. Родители плачут: «Пропал аппетит у детей».
Висят объявленья: «Найдите собаку скорей».
А, может, она на дороге лежит,
Попав под колёса такси.
Люси, ооо, Люси.
3. Прошёл целый месяц, но ищут её всё равно,
Вдруг чтото случилось, и все посмотрели в окно,
Люси там шагала, и 8 щенков
Счастливые дети несли.
Люси, ооо, Люси.
19й чтец: Трудно даже представить себе, сколько подвигов, больших и
малых, известных и неизвестных, совершили собаки. И не случайно во многих
странах установлены памятники этим необыкновенным животным.
20й чтец: В Ленинграде, где жил и работал великий русский учёный
академик И. П. Павлов, сооружён памятник собаке, служащей науке.
21й чтец: В Париже есть необычный памятник. На фоне стены,
изображающей горы, стоит собака с умной и доброй мордой. А на её спине –
ребёнок. Малыш крепко обнял руками шею собаки. Это памятник сенбернару по
кличке Барри – собаке, которая в Альпийских горах спасла 40 человек во время
снежных заносов.
22й чтец: В Берлине – памятник собакепроводнику слепых.
23й чтец: На Аляске – памятник вожаку упряжки Бальту, доставившему
во время эпидемии лекарство в занесённый снегом посёлок.
24й чтец: В Италии – памятник псу Верному, который 14 лет каждый вечер
приходил на дорогу встречать хозяина, убитого на войне.
О собаках, их преданности человеку, красоте и уме можно рассказывать
очень много.
Не зря о них написаны сотни книг, рассказов, стихов, сложены песни.
Недаром поставлены им памятники.
Каждый человек мечтает или мечтал когданибудь иметь собаку. И
неудивительно: ведь всякому хочется, чтобы у него был верный и преданный
друг.
У одних мечты сбываются, у других – нет.Но бывает и так. Завёл себе человек собаку, а она требует внимания,
заботы.
Надоели человеку эти заботы. И выбросил он собаку на улицу, предал
друга.
Предательство – один из самых отвратительных поступков человека.
Надо помнить об этом.
Ведущий с детьми рассказывают стихотворение Э. Асадова «Рыжая
дворняга».
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
– Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но всё же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пёстрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу,
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал: – Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы...
А то ведь простая дворняга!
...В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали...
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что гдето
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит, задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,Собака под мост полетела.
Труп волны снесли под коряги...
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце – чистейшей породы!
Ведущий: Надеюсь, что вы никогда не станете похожими на этих людей,
никогда не предадите своего друга, будь то человек, собака или другие
животные.
А теперь...
На сцене открывается рисунок (или вывешивается плакат) с
изображением собаки, в которой соединены 4 породы:
голова – дог;
туловище – лайка;
хвост – пудель;
лапы – колли.Кроссворд
Вертикаль:
1. Ребёнок любой собаки (щенок).
2. Охотничья собака, которая на охоте с громким лаем преследует зверя
(гончая).
3. Старинная английская порода легавых собак, которая в основном
используется для охоты на пернатую дичь. Когда дичь найдена, собака застывает
в стойке (сеттер).
4. Порода служебной собаки, которая очень любит детей, и специальность
спортсмена (боксер).
5. Одна из самых древних и самых быстрых пород охотничьих собак.
Используется для охоты на зайцев, волков, лисиц, а порой и на кабанов,
медведей (борзая).
Горизонталь:
3. Собакаспасатель. Находит заблудившихся путников в горах. Людей,
попавших в снежную лавину, откапывает лапами. На боку носит санитарную
сумку с красным крестом (сенбернар).
6. Когдато были охотничьими собаками, а затем стали служебными.
Бывают тигровыми, бывают мраморными, бывают королевскими (дог).
7. Самый известный из спаниелей. Имеет выдающиеся охотничьи качества.
Очень вынослив. Любит детей (коккерспаниель).
8. Охотничья собака. Длинная, на коротких ногах. Она выгоняет зверей из
нор. Очень сообразительная и находчивая (такса).
В заключение праздника дети поют песню из телепередачи «Догшоу» (Я
и моя собака).