Соблюдение норм современного русского литературного языка
Цель урока: формировать умение соблюдать нормы современного русского литературного языка, повторить фонетический и синтаксический разборы.
Ход урока:
1. Орг.момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Работа с текстом.
Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, тихие, без ветра. Настоящие дни поздней осени. Легко дышит осенней свежестью грудь. Приятно идти по мягкому ковру из листьев.
- Запишите текст. Выполните синтаксический разбор 4 предложения.
- Какие фонетические процессы, связанные с согласными звуками, вы можете назвать в словах: легко, грудь, мягкому, листьев. (оглушение звонких парных на конце слова и диссимиляция)
-Выполните фонетический разбор любого из этих слов.
-Найдите в тексте озвончение. (сбросил)
4. Работа по теме урока.
Запись темы урока.
Упр. 306.
Правильность речи – это основа речевой культуры, т.е. умения владеть языковыми нормами и использовать выразительные средства языка.
Постановка целей и задач урока.
Хотите, чтобы вас внимательно и с интересом слушали, понимали, а не затыкали рот и не морщились, как от зубной боли? Для этого нужно, чтобы ваша речь была ясной и выразительной, логически стройной и убедительной, чистой и живой. Вспомните, как А.С. Пушкин писал о своей героине в «Сказке о царе Салтане…»: « А как речь-то говорит, словно реченька журчит…».
С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Вы, наверное, помните сказки, которые вам читала мама, как учились произносить первые звуки, слова, строить предложения, а вас часто поправляли, учили правильно говорить. Но шли годы, и многие из вас, повзрослев, перестали следить за своей речью, небрежно обращаются со словами. А что из этого получается – послушайте!
Сильное кино
Заранее, заранее
Все было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придет
Мой старший брат.
Он мне расскажет
Все подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал
Свой рассказ:
-Они ползут,
А он им – раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Она им – раз!
Они ей – раз!
Но тут как раз
Ее он спас,
Он был с ней заодно.
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я еще мала,
Я ничего не поняла.
А.Барто.
- Что вы можете сказать о рассказчике? Могла ли сестра понять содержание фильма? А вы – поняли? Какие слова – сорняки мешают нормальной речи незадачливого «героя»?
Выполнение упр. 301.
А вот еще один «образец владения» языком. Послушайте «Рассказ школьного портфеля» (стихотворение Ю. Тимянского).
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет…»
«Закрой мага/зин на обед…»
«Хозяйка моет стаканы/…»
«Секет свеклу…» «Пекет блины…»
И до меня дошел черед:
Портфель он «портфелем» зовет.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Петя…
- Как вы думаете, почему этот Петя так говорит? От незнания норм литературного языка или в результате небрежного отношения к слову?
5. Тренировочные упражнения.
Орфоэпическая пятиминутка.
Договор, хозяева, звонить, алфавит, километр, каталог, добыча, жалюзи, форзац.
- Расставить ударения. (Найти и исправить ошибки)
Словарный диктант.
Каждое определение нужно назвать одним словом, точно соответствующим данному понятию.
1. Тот, кто беседует с кем-нибудь.
2. Тот, кто учится вместе с кем-либо.
3. Человек одного возраста с кем-либо.
4. Тот, кто завидует другим.
5. Тот, кто работает вместе с кем-нибудь.
6. Мальчик или девочка в переходном возрасте от детства к юношеству.
7. Тот, кто едет верхом.
(Собеседник, одноклассник, ровесник, завистник, коллега, подросток, всадник).
Выполнение упр 304.
6. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Упр. 307.
Домашнее задание: на выбор упр.302 или 307.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.