Соблюдение норм современного русского литературного языка
Оценка 4.8

Соблюдение норм современного русского литературного языка

Оценка 4.8
docx
11.02.2020
Соблюдение норм современного русского литературного языка
Соблюдение норм современного русского литературного языка, 5 класс, Львов.docx

Соблюдение норм современного русского литературного языка

 

Цель урока: формировать умение соблюдать нормы современного русского литературного языка, повторить фонетический  и синтаксический разборы.

Ход урока:

1.     Орг.момент.

2.     Проверка домашнего задания.

3.     Работа с текстом.

  Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, тихие, без ветра. Настоящие дни поздней осени. Легко дышит осенней свежестью грудь. Приятно идти по мягкому ковру из листьев.

 

- Запишите текст. Выполните синтаксический разбор 4 предложения.

- Какие  фонетические процессы, связанные с согласными звуками, вы можете назвать в словах: легко, грудь, мягкому, листьев. (оглушение звонких парных на конце слова и диссимиляция)

-Выполните фонетический разбор любого из этих слов.

-Найдите в тексте озвончение. (сбросил)

4. Работа по теме урока.

Запись темы урока.

Упр. 306.

Правильность речи – это основа речевой культуры, т.е. умения владеть языковыми нормами  и использовать выразительные средства языка.

Постановка целей и задач урока.

  Хотите, чтобы вас внимательно и с интересом слушали, понимали, а не затыкали рот и не морщились, как от зубной боли? Для этого нужно, чтобы ваша речь была ясной и выразительной, логически стройной и убедительной, чистой и живой. Вспомните, как А.С. Пушкин писал о своей героине в «Сказке о царе Салтане…»: « А как речь-то говорит, словно реченька журчит…».

  С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Вы, наверное, помните сказки, которые вам читала мама, как учились произносить первые звуки, слова, строить предложения, а вас часто поправляли, учили правильно говорить. Но шли годы, и многие из вас, повзрослев, перестали следить за своей речью, небрежно обращаются со словами. А что из этого получается – послушайте!

Сильное кино


Заранее, заранее

Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придет

Мой старший брат.

Он мне расскажет

Все подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

-Они ползут,

А он им – раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Она им – раз!

Они ей – раз!

Но тут как раз

Ее он спас,

Он был с ней заодно.

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я еще мала,

Я ничего не поняла.

А.Барто.


 

- Что вы можете сказать о рассказчике? Могла ли сестра понять содержание фильма? А вы – поняли? Какие слова – сорняки мешают нормальной речи незадачливого «героя»?

Выполнение упр. 301.

А вот еще один «образец владения» языком. Послушайте «Рассказ школьного портфеля» (стихотворение Ю. Тимянского).


Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а «колидор».

«Дилектор входит в кабинет…»

«Закрой мага/зин на обед…»

«Хозяйка моет стаканы/…»

«Секет свеклу…» «Пекет блины…»

И до меня дошел черед:

Портфель он «портфелем» зовет.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя:

Пусть и его зовут Петя…


 

- Как вы думаете, почему этот Петя так говорит? От незнания норм литературного языка или в результате небрежного отношения к слову?

5. Тренировочные упражнения.

Орфоэпическая пятиминутка.

Договор, хозяева, звонить, алфавит, километр, каталог, добыча, жалюзи, форзац.

- Расставить ударения. (Найти и исправить ошибки)

Словарный диктант.

Каждое определение нужно назвать одним словом, точно соответствующим данному понятию.

1.     Тот, кто беседует с кем-нибудь.

2.     Тот, кто учится вместе с кем-либо.

3.     Человек одного возраста с кем-либо.

4.     Тот, кто завидует другим.

5.     Тот, кто работает вместе с кем-нибудь.

6.     Мальчик или девочка в переходном возрасте от детства к юношеству.

7.     Тот, кто едет верхом.

(Собеседник, одноклассник, ровесник, завистник, коллега, подросток, всадник).

Выполнение упр 304.

6. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Упр. 307.

 

 

Домашнее задание: на выбор упр.302 или 307.

 


 

Соблюдение норм современного русского литературного языка

Соблюдение норм современного русского литературного языка

Он объяснит мне, Что к чему

Он объяснит мне, Что к чему

Мальчик или девочка в переходном возрасте от детства к юношеству

Мальчик или девочка в переходном возрасте от детства к юношеству
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2020