Собственный педагогический опыт Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста как форма становления социально-коммуникативного опыта ребенка»

  • docx
  • 15.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Собственный педагогический опыт.docx

Собственный педагогический опыт

воспитателя муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад №59» города Оренбурга

 

 

 

Спициной Натальи Сергеевны

 

 

Тема: «Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста как форма становления социально-коммуникативного опыта ребенка»

Оренбург,  2021

Структура описания собственного педагогического опыта

 

1.                Сведения об авторе – стр. 2

2.                Условия формирования опыта – стр. 3

3.                Теоретическая база опыта – стр. 6

4.                Актуальность и перспективность опыта – стр. 9

5.                Новизна опыта –  12

6.                Адресность  опыта – стр. 14

7.                Трудоемкость опыта – стр. 15

8.                Технология опыта – стр. 16

9.                Результативность опыта – стр. 20

10.           Приложения – стр. 23

 

1.    Сведения об авторе

 


СПИЦИНА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА

 

воспитатель муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад №59» города Оренбурга

 

Образование (год окончания, учебное заведение, специальность, квалификация)  Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет», 2004г.

Специальность по диплому   «Педагогика и методика начального образования», квалификация «Учитель начальных классов, русского языка и литературы»

 

Стаж педагогической работы 11 лет

 

Стаж работы в данной должности 7 лет

 

Стаж работы в данном учреждении 7 лет

 

Квалификационная категория (с датой присвоения)

I квалификационная категория,  дата присвоения      30 марта 2016 г.

 

Адрес личного Интернет-ресурса https://nsportal.ru/natalya-spitsina

 

 


 

2.Условия формирования опыта

 

Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу. Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия.

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Общение является сложной, многогранной деятельностью и требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных навыков с самого раннего детства.

 

В настоящее время в образовательную деятельность детских садов вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения. Это происходит потому, что ребенок, выступающий как объект в традиционной системе обучения, не может проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.

Возрастающая динамичность социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов.

Основной идеей формирования собственного педагогического опыта выступила проблема проектной деятельности как форма становления социально-коммуникативного опыта ребенка.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Задача по развитию проектной деятельности ставится во многих программах, направленных на гармоничное развитие дошкольников:

1.     Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

2.     Белая К.Ю., Телескина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В., Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива», 2013.

3.     Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2017.

4.     Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб: «Изд-во «Детство-Пресс», 2013.

5.     Маханева, М.Д. Мы вместе. Социально-коммуникативное развитие дошкольников / М.Д. Маханева. - М.: Сфера, 2017.

6.     Абрамова Л.В. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Учебно-методическое пособие для занятий с детьми дошкольного возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 2017.

7.     Козлова С.А. Я- человек: Программа социального развития ребенка. - М: Школьная Пресса 2015.

8.     Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации. - М: Мозайка- Синтез, 2016.

В условиях организации педагогического процесса на занятиях по социально-коммуникативному развитию возникла необходимость разработки проблемы по проектной деятельности дошкольников.

Данный опыт охватывает два направления деятельности в рамках данного педагогического опыта:

-проектную деятельность  через совместную деятельность педагога и обучающихся;

-социально-коммуникативное развитие ребенка старшего дошкольного возраста.


 

3.Теоретическая база опыта

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Проектный метод имеет давнюю историю. Еще в Римской академии искусств создавались работы, которые назывались ргоgetti, то есть проекты. Основоположник метода проектов - американский педагог У.Х. Кильпатрик. По его мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».

Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых: Е.Г.Кагарова, М.В.Крупениной, Н.Е.Веракса, О.М.Дьяченко, Л.А.Венгера. Практически все они считали, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности ребенка. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей – индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного метод органично сочетается с групповыми методами.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на занятии, в детском саду, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность детей.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

Полноценная реализация   проектной деятельности опирается на принципы и нормы, которые создают саморегулирующуюся систему деятельности от идеи до практической реализации. Можно выделить следующие основные принципы проектной деятельности:

1. Принцип абсолютно добровольного участия в проектной деятельности. Любой субъект образовательного процесса в ДОУ, как педагоги, так и воспитанники должны иметь возможность согласиться или отказаться от проектирования.

2. Принцип развития личности. Проектная деятельность направлена на личностное развитие, самоконтроль и самореализацию субъектов проектной деятельности. Ведущим элементом является изменение самого субъекта проектирования.

3. Принцип управляемости. Данный принцип сочетает целенаправленную организацию, четкую технологию и контролируемость процесса проектирования. Для реализации данного принципа необходимо понимание структуры проектной деятельности, знание этапов, отслеживание перехода на разные этапы.

 

3. Принцип целостности. Подразумевает взаимодействие и установление взаимосвязи компонентов и этапов проектирования.

4. Принцип культуросообразности. Данный принцип сочетает целенаправленность применения проектной технологии на удовлетворение ведущих потребностей личности в познании, общении и самореализации.

5. Принцип мультикультурности. Принцип предполагает возможности в проектировании формировать культуру познания, изобретательства, работы с информацией.

6. Принцип единства исследовательской, проектировочной и педагогической деятельности. Предполагает сочетание проектировочной и исследовательской деятельности по отношению к субъекту деятельности. Сочетание данных видов деятельности во многом определяет в целом качество проекта.

7. Принцип продуктивности. Подразумевается полноценное включение детей во все процессы, объединение процессов обучения и практического использования информации. Проекты, в результате которых получают реальный продукт, помогают детям включиться в современные социокультурные условия и получать опыт.

8. Принцип завершенности. Предполагает обязательное доведение проекта до завершения, до подтверждения предположения или его опровержения.

9. Принцип открытости. Данный принцип предполагает возможность продолжения проекта или изучение других объектов в рамках той же тематики.

Признавая ценность вышеуказанных принципов, необходимо подчеркнуть, что ведущим для проектирования в МДОАУ №59 называют принцип социальной востребованности. Данный принцип предусматривает включение дошкольников в решение проблемных ситуаций, которые касаются не только жизни детей, но и значимы для всего общества.

 

4. Актуальность и перспективность опыта

Актуальность и перспективность опыта заключается в том, что проектный метод побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Основная цель проектной деятельности в ДОУ – это формирование креативной личности дошкольника, способной заниматься развитием исследовательской деятельности, адекватной своему возрастному периоду.

В новых Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва) - «ФГОС» раздел социально-коммуникативное развитие, данной области уделяется очень большое значение.

Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Причин возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста может быть несколько. Это и высокая тревожность, слабая социальная рефлексия, неудовлетворённая потребность в общении, низкий социальный статус ребёнка, недостаточное развитие эмоциональной сферы, различные страхи.

Чтобы помочь таким детям, необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных умений. Совместная с педагогом деятельность по формированию умений общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы, что в свою очередь окажет благоприятное влияние на формирование желаемой модели детского поведения.

Идея создания инновационного проекта и организация работы в данном направлении позволили разработать и реализовать различные проекты, которые как раз направлены на решение такой задачи, как развитие коммуникативных умений дошкольников. В реализации проекта участвовали дети, педагоги и родители. По мнению педагогов МДОАУ №59, большой вклад в развитии коммуникативных умений детей, могут внести именно родители, огромное значение в реализации проектов имеет  участие отцов.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников. Изменяется и психологический климат в группе, так как воспитателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу детей на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

В процессе выполнения проекта формируются способность генерирования идей, эмпатии, умение ассимилировать информацию, способность к свертыванию мысленных операций, предвидения, умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма), ощущение стройности организации идей и др.

Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. На выполнение проекта работает принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетание коллективного и индивидуального в педагогическом процессе.

В процессе проекта усилия воспитателей и детей направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном, видения новой функции объекта, альтернативности мышления, видения структуры объекта, способности к комбинации известных способов деятельности с целью получения нового способа.

Основной целью проектного метода в детском саду является: развитие свободной творческой личности. Основными задачами по достижению цели являются:

·        обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

·        развитие познавательных способностей детей;

·        развитие творческого воображения;

·        развитие творческого мышления;

·        развитие коммуникативных навыков.

Таким образом, метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные умения, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации последующего школьного обучения. Заложить основы целостной гармонично развитой личности - главная задача любого учреждения, работающего с детьми.


 

5. Новизна опыта

Использование собственного опыта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментировании и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности.

В основе инновационной деятельности лежат следующие принципы:

• принцип открытости – быть способным к восприятию личности ребенка, открытым, принимать и уважать его желания.

• принцип деятельностного подхода – ребенок познает мир, получает знания через все виды деятельности, каждый является активным участником в добывании, передачи знаний, информации, привлекает к этому друзей и взрослых.

• принцип свободы выбора – право ребенка выбирать содержание деятельности, определять задачи, способы их решения, партнера совместной деятельности.

• принцип природосообразности – ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для саморазвития, самовыражения каждого участника познавательного процесса

Отличительной особенностью данного собственного педагогического опыта является то, что запланированная работа нацелена на то, чтобы ребенок из пассивного наблюдателя превратился в активного участника воспитательно-образовательного процесса. Этому способствовали и методы и приемы, которые варьировались в зависимости от целей и задач проекта.

Основным принципом в работе с воспитанниками было дать ребенку возможность использовать социально-коммуникативные знания и умения на их собственном опыте в конкретных делах, поступках, ведь именно такой опыт запоминается надолго.


 

6. Адресность опыта

 

Данный педагогический опыт предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций, имеющих разный уровень педагогического мастерства.

Мною осуществляется работа с педагогическим коллективом ДОУ, направленная на повышение профессиональной компетентности педагогов, которая включает в себя такие формы работ как распространение практического опыта среди педагогов ДОУ в форме презентаций, размещения на сайте МДОАУ «Детский сад №59», результатов продуктивной деятельности; проведение мастер – классов, конкурсов, а также планируется выход в СМИ (представление опыта работы в педагогических сборниках).

Собственный педагогический опыт размещен на персональном сайте педагога Спициной Натальи Сергеевны:

https://nsportal.ru/natalya-spitsina


 

7.Трудоемкость опыта

Организация проектной деятельности процесс трудоемкий и требующий определенных условий. Создание благоприятных условий, направленных на успешную реализацию проекта напрямую зависит от взрослого, который находится рядом.

Именно поэтому педагогу очень важно заранее изучить тематику и подготовить развивающую предметно-пространственную среду. При отсутствии необходимых пособий для их изготовления привлекаются родители или изготавливаются педагогами.

  

8.   Технология опыта

Проектная деятельность предоставляет детям возможность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о проектной деятельности как о педагогической технологии, то эта технология предполагает использование исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Воспитателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. То есть, проектная деятельность развивает у детей умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое и творческое мышление.

Это сочетается с групповым подходом к обучению. Группы определяют, как они мыслят решение данной проблемы: включается личностная мотивация, начинается процесс творчества, процесс самостоятельной мыслительной работы. Эта самостоятельность зависит от сформированности умений и навыков проектной деятельности.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе детского сада проектная деятельность чаще выступает как сотрудничество, в котором принимают участие дети и воспитатели, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие личности, интеллекта.

При разработке и реализации проектного метода использую метод организованного и контролируемого детского экспериментирования и поиска информации в индивидуальной и коллективной деятельности детей, методы обеспечения эмоционального интереса детей, активизация самостоятельного мышления детей, совместной деятельности детей и взрослых, игровые и проблемные ситуации.

Проектная деятельность предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, то есть планирование действий, наличие замысла решения этой проблемы, четкое распределение заданий для каждого участника. Проекты используются в том случае, когда в учебном процессе возникает какая - либо исследовательская задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

Уровень участия дошкольников в проектной деятельности зависит от возрастных особенностей детей: в старшей – являются полноправными участниками проекта.

В своем опыте я поэтапно расписала работу над планированием, и претворением в жизнь проектов для детей старшего возраста.

 Задачи проектной деятельности для каждого возраста индивидуальны. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Первый шаг воспитателя в работе над проектом – это постановка цели. Второй шаг – это планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д. На этапе разработки содержания непосредственной образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах. Среда должна развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены условия для работы над проектом, начинается совместная работа воспитателя и детей.

Занятия в рамках проектной деятельности проводятся по структуре:

1.            Постановка задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации (нужно заинтересовать детей, вызывать у них желание действовать, чтобы разрешить проблему).

2.            Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может организован до занятия).

3.            Уточнение плана работы.

4.            Выбор оборудования, самостоятельное его размещение в зоне проектной деятельности (важна активность и самостоятельность всех участников экспериментирования).

5.            Распределение детей на группы.

6.            Анализ и обобщение полученных результатов (выявление известного и неизвестного; подвести к суждениям, умозаключениям и выводам, которые обязательно фиксируются в речи, иногда графическим)

Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

 

Организация работы над проектами (схема)

Ниже я представила таблицу, в которой раскрываются цели и задачи каждого этапа, содержание деятельности педагога, дошкольника и его родителей.

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

1. Погружение в проект

Цель – подготовка дошкольника к проектной деятельности.

Задачи:

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и детей;

– создание группы (групп) детей для работы над проектом.

2. Планирование деятельности

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель – разработка проекта.

Задачи:

– самостоятельная работа дошкольников по задачам проекта.

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

4. Оформление результатов

Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

– анализ и синтез данных;

– формулирование выводов.

5. Презентация результатов

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка «сообщения»;

– презентация проекта.

 

 


 

9.Результативность опыта

 

Основными средствами реализации проектной деятельности стали исследования, специальные занятия, при проведении которых гармонично сочетались разнообразные формы – круговые беседы, занятия, специализированные игры, эксперименты, чтение, рассказывание, театрализованные представления, конкурсы и выставки. В организацию воспитательно-образовательного процесса были вовлечены не только педагоги ДОУ, но и родители.

Результаты анкетирования родителей нашего учреждения показали, что из 27 анкет более 50% родителей, отдают приоритет развитию познавательной сферы ребенка, и ставят на второй план социально-коммуникативное развитие. 70% оценивают коммуникативные умения своего ребёнка  как хорошие и 30% - удовлетворительные. 79% родителей ничего не беспокоит в общении со сверстниками и взрослыми, 26% беспокоят стестнительность (2 чел.), неумение слушать(2чел), чтобы не узнал плохих слов(1), не может сформулировать предложение(1), доверчивость(1).

Все родители указали, что они играют с детьми. Однако 44 % на вопрос «Какие игры для социального развития вы знаете?» ответили: разные, многие, всякие, на развитие, классики, или не ответили ничего. 37% (10чел.) чел. ответили, что они нуждаются в психолого-педагогической поддержке. Таким образом, мы видим, что родители уделяют недостаточно внимания важности данного направления.

Результатами работы стали позитивные сдвиги в поведении детей и педагогическая поддержка родителей.

Особенность проектной деятельности взросло-детских проектов заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме занятия, игры, конкурсы, презентации раскрыли творческие способности детей, вовлекли родителей в воспитательный процесс что, естественно сказалось на результатах.

Решая различные практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобрели способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции, удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – заложили у детей первые крупинки уверенность в своих силах, побудили к новому поиску знаний.

Коллективные переживания сблизили детей друг с другом и со взрослыми, способствовали улучшению микроклимата в группе. Можно отметить, что используя технологию проектирования в воспитании и обучении дошкольников, организованная по ней, жизнедеятельность в детском саду позволило лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребёнка.

Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослых, в дальнейшем могут стать авторами исследовательских, творческих, игровых, практико-ориентированных проектов.

По результатам пятилетней работы в рамках темы «Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста как форма становления социально-коммуникативного опыта ребенка»  наблюдается тенденция роста показателей навыков обучающихся в области социально-коммуникативного развития:

Уровень

2018-2019 учебный год

2019-2020 учебный год

2020-2021 учебный год

Высокий

54%

58%

84%

Средний

33%

35%

13%

Низкий

13%

7%

3%

 

Следует отметить, что низкий уровень отмечен у детей, которые посещают дошкольное образовательное учреждение нестабильно.

 Дети значительно расширили свои знания:

- о себе и своей семье;

- о традициях и образцах культуры социума;

- социальных ролей и норм, которые принимает социальная группа, а также создания благожелательного отношения к людям.

Опыт работы по данной теме показывает, что метод проектов дает положительные результаты познавательной активности учащихся.

Проектная деятельность не только помогла закреплять полученные знания и умения, обеспечивая соответствующие ситуации, в которых эти знания могут применяться. Часто знания, необходимые детям  для работы над проектом, «подстегивали» развитие интереса к другим образовательным областям.

Метод проектов – это  гибкая модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие обучающихся и их самореализацию в деятельности. Он способствовал  развитию наблюдательности и стремлению находить ответы, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.

Образовательная функция метода проектов подразумевала знакомство обучающихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией в соответствии с тематикой проекта.

Воспитательная функция использования метода проектов состояла в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности. Проектная деятельность обучающихся позволила реализовать их интересы и способности, приучила к ответственности за результаты своего труда, сформировала убеждение, что успех в деле зависит от личного вклада каждого.

10. Приложения

Этапы и содержание работы с детьми по теме «Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста как форма становления социально-коммуникативного опыта ребенка»

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru