Сочельник в семье
Оценка 4.8

Сочельник в семье

Оценка 4.8
Занимательные материалы +1
docx
религиоведение +2
1 кл
22.01.2018
Сочельник в семье
Урок, главной цель которого является приобщение обучающихся к русским народным традициям, христианским праздникам. Среди задач главными есть • показать нравственное и эстетическое богатство народной культуры; • познакомить с праздником Рождества Христова, с русскими народными святочными обрядами, играми; • прививать уважительное отношение к культурным ценностям русского народа; • воспитывать нравственные качества личности, доброжелательность в общении, умение организовывать свой культурный досуг и др.Урок для учащихся 1-го класса, главной цель которого является приобщение обучающихся к русским народным традициям, христианским праздникам.
Сочельник в семье_1кл.docx
Тема: Времена года Систематизация знаний о временах года и их отличительных признаков. учащихся с особенностями времен года и изменениями в природе в течения года. Задачи: уточнить представления детей о временах года, формировать умения устанавливать причинно- следственные связи в природе. мышление, речь, умение сравнивать, анализировать увиденное и делать выводы. бережное отношение к окружающему миру, сознательность в усвоении материала. ето - жаркая пора, Солнце ярко светит, И любая детвора На природу едет. Будет плавать, загорать В речках и на море, В парке бегать и скакать, Не забыв о школе. Летом надо повторять Таблицу умножения Про чтение! И не забывать Время пролетит на раз, Станем мы взрослее, Перейдём в четвёртый класс, Будем мы умнее! Класс – 1. Тема урока: «Сочельник в семье» Цель   урока: приобщение   обучающихся   к   русским   народным   традициям, христианским праздникам Задачи:  показать нравственное и эстетическое богатство народной культуры;  познакомить   с   праздником   Рождества   Христова,   с   русскими   народными святочными обрядами, играми;  развивать   интеллектуальные   и   творческие   способности   детей,   элементы образовательного искусства;  прививать уважительное отношение к культурным ценностям русского народа;  воспитывать   нравственные   качества   личности,   доброжелательность   в   общении, умение организовывать свой культурный досуг;  содействовать   духовному   развитию   обучающихся,   уважению   к   ценностям  отечественной культуры. Опережающие задания: подготовить колядку.  Оборудование:  Ход урока 1.Организационный момент Слово учителя Гуляет русская зима, Останови ее, попробуй! Махнет рукой – бела земля Махнет другой – растут сугробы. Белит деревья и дома. Морозит, устали не зная! Гуляет русская зима, Морозная, не злая! В. Пашов Началась   снежная   морозная   зима.   И   именно   на   эту   зимнюю   пору   приходятся большие и всеми любимые праздники. – Какие это праздники? Ответы обучающихся: Новый год, Рождество, Святки, Крещение, Старый Новый год. Настроение на урок Обучающимся   предлагается   нарисовать   своё   настроение   –   эмоцию   на   лице снеговичка.  2. Сообщение темы урока Слово учителя Сегодня наш урок будет посвящён предстоящему великому празднику. А вот какому, я пока говорить не буду. Вы   внимательно   послушайте   стихотворение   и   догадайтесь,   о   каком   празднике пойдёт речь сегодня на уроке? Под покровом мягким, снежным. Дремлет русское село, Все дороги, все тропинки Белым снегом замело. Снег под солнцем серебрится, Ясный свет над ним струится, И звучат слова: "Здравствуй, праздник Светлый, ясный, Величавый и прекрасный, Праздник………… Рождества» Совершенно верно, это Рождество Христово. Это праздник,  обещающий чудо. Тема нашего урока так и называется: «Сочельник в семье». 3. Изучение нового материала ­ Ребята, а как празднуется Рождество в церкви? (ответы ребят) Праздник Рождества Христова в церкви празднуется особенно торжественно. Храм украшен   ёлками.   Зажигаются   лампадки.   Это   торжество   длится   12   дней,   до Крещения. Рождество   –   это   праздник   света,   праздник   всепобеждающей   любви   Иисуса Христа ко всем людям. Для этого праздника были написаны священные песнопения. ­ Для христиан Рождество Христово является одним из самых радостных и важных праздников.   Чтобы   встретить   его   достойно,   христиане   к   нему   готовятся   заранее.   Они стараются сделать как можно больше добрых дел. А что такое «доброе дело»? (ответы детей)  Такое приготовление называется ПОСТОМ.  Последний день поста называется РОЖДЕСТВЕНСКИМ СОЧЕЛЬНИКОМ.  В сочельник за стол садились только с появлением на небе первой звезды. Почему? Название   «сочельник»   связано   с   обычаем   православных   христиан   употреблять   в   пищу – СОЧИВО – сушеные хлебные зерна, распаренные в воде, или попросту кашу, сдобренную медом, можно украсить изюмом. Особенно торжественно празднуется Рождество Христово в храме – доме Божием. На Руси праздник начинался посещением всей семьей красивой праздничной службы в храме. Она совершалась вечером и называлась ВСЕНОЩНОЙ. Храм в   этот   день   украшался   елочками.   На   рождественскую   службу СВЯЩЕННИКИ (люди, которые   ведут   службу   надевают   красивые   одеяния   – белоснежные РИЗЫ. Зажигаются все светильники – ЛАМПАДЫ.   в   храме) В невечерие   Рождества Христова в сёлах и деревнях девушки, парни, собравшись по несколько человек   вместе, ходят по улицам от одного дома к другому и под окнами поют колядки. Беседа  ­ А вы, ребята, ходите колядовать? ­А какие колядки вы знаете?   ­ А что значит слово колядка? Словарная работа Колядка –   это   маленький   Рождественский   рассказ   о   величайшем   событии   и прославлении главных Лиц той ночи, которая принесла самую Радостную, самую Главную Весть – родился Спаситель мира! Колядовать – ходить по домам с поздравлениями, песнями. Выступление обучающихся (опережающее задание – подготовленный колядки дома) 1 «Ты, хозяин, не томи» Ты, хозяин, не томи, Поскорее подари! А как нынешний мороз Не велит долго стоять, Велит скоро подавать: Либо из печи пироги, Либо денег пятачок, Либо щей горшок! Подай тебе Бог  Полный двор животов! И в конюшню коней, В хлевушку телят, В избушку ребят И в под печку котят! 2 Накануне Рождества Кто даст пирога, Тому полон хлев скота, Овин с овсом, Жеребца с хвостом! Кто не даст пирога, Тому куричья нога, Пест, да лопата, Корова горбата. Вам звоночками позвоним С пожеланьем и поклоном. Мы пришли колядовать, С Рождеством вас поздравлять! У   христианских   народов   вошло   в   обычай   к   этому   празднику   наряжать   ёлку. Считается, что она символизирует Древо Жизни, символ духовного света, простившего мир с пришествием Христа.   Работа с альбомом (рисовальной поверхностью) Обучающие рисуют ель, украшая её разнообразными игрушками и подарками. Использовать можно подсказки на слайде для иди создания своей ели.  V. Рефлексия Что нового вы узнали на уроке? О каких зимних праздниках вы хотели бы узнать больше? Что было непонятно? Слово учителя У вас у каждого на парте есть вырезанная игрушка, нарисуйте на ней смайлик в виде вашего настроения в конце урока. Игрушка­смайл настроения  Обучающиеся выполняют рисунки смайлов и прикрепляют их к ели на одной из строкой школьной доски в классе.  Мотивированное   оценивание  обучающихся,   принимавших   активное   участие   на уроке, а также подготовивших материал дома.  VI. Домашнее задание 1) выучите стихотворение на выбор (про Рождество, Новый год или колядку) 2) сделайте вытынанку или поделку на рождественскую тематику.  Релаксирующе­праздничный этап В оставшееся время (после 35 минут урока) обучающимся их родителя выносят в класс праздничное сочиво и угощают их.  Приложение к уроку Рождество Христово – это праздник прихода Бога в телесном облике в земную жизнь. Произошло   это   событие   в   далекой   теплой   стране,   где   находится   святой   город Иерусалим.   Местность   там   гористая.   По   склонам   гор   разведено   жителями   множество виноградников и садов. К северу от Иерусалима в стране Галилейской в городе Назарете жила Дева Мария в доме Иосифа. В то время римский император приказал сделать всенародную перепись населения. Каждый должен был записаться в том городе, где он родился, где жили его предки. Иосиф был родом из Вифлеема, поэтому он и Мария отправились из города Назарета в Вифлеем. В Вифлеем съехалось много людей, гостиницы были переполнены и места для Марии с Иосифом, не оказалось. Они нашли место для ночлега за городом в пещере, куда пастухи загоняли   скот   в   ненастную   погоду.   Здесь   и   произошло   величайшее   событие   в   истории человечества – родился Спаситель мира. Младенец родился в полутёмном холодном хлеву в пригороде небольшого городка Вифлеема. На место Рождения Христа указывала яркая Вифлеемская звезда. Мария спеленала родившегося Младенца и положила его в ясли – решетчатый ящик, в который клали корм для скота. (Теперь в память о колыбели Христа яслями называют детское учреждение, где воспитывают совсем маленьких детей). Вдали от суеты,   в   тихой   пещере   среди   смирных   животных   уже   явился   Спаситель   мира. В   ночь Рождества Христова пастухи вифлеемские пасли свои стада в поле. Вдруг явился им ангел. Пастухи испугались. Но ангел сказал им: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость: в эту   ночь   родился   Спаситель   мира,   и   вот   вам   знак:   вы   найдете   Младенца   в   пеленах, лежащего в яслях». В это время на небе появилось много ангелов, которые славили Бога и пели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Когда ангелы скрылись, пастухи стали говорить: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, о чем возвестил нам Господь».   Пастухи   долго  шли   за  звездой.   Путеводная  звезда  или  Вифлеемская  (имеет восемь концов) указывала путь к месту рождения Христа. Звезды, которыми украшают рождественские елки, напоминают нам о Вифлеемской звезде. Они пришли в пещеру, и нашли Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Ему и рассказали Иосифу   и   Марии,   что   слышали   от   ангелов. Пастухи принесли   в   дар   Божественному Младенцу золото, ладан. ЗОЛОТО – как царю, в виде дани. ЛАДАН –  смола из коры ладанного дерева. Мария хранила эти дары всю свою жизнь. Сейчас они находятся в монастыре на горе Афон. От даров и поныне исходит удивительное благоухание.     Беседа   о   традициях   и   обычаях   проведения   Святочной   недели   и   встречи Рождества. После встречи Нового года русские люди начинали готовиться к еще одному из самых любимых и известных праздников на Руси – Рождеству. Давайте­ка с вами выясним, каково происхождение и назначение этого праздника. Этот праздник своими корнями уходит в далекое прошлое, в то время, когда в стране Израиле, в городе Иерусалиме в бедной семье, у простой девушки Марии на свет появился младенец – божий сын – Иисус Христос. С его рождением на небе зажглась новая звезда, которую назвали Рождественской в честь рождения Иисуса Христа. В память об этом великом событии все православные народы в этот день отмечают рождение   Христа   –   Рождество.   Пожалуй,   нет   другого   такого   праздника,   который отличался бы таким обилием обычаев, обрядов и примет. Раньше на Руси после встречи Нового года начинались Святки. Целую неделю до самого   Рождества   ряженые   ходили   по   домам.   Люди   много   гадали   и   устраивали всевозможные проказы, пляски и веселье. Орава   озорников  ходила   ночью  по  деревне   и  все,   что  оставлено  без  присмотра, переделывало на свой лад. Например, оставит на дороге хозяин дровни – перевернут их вверх полозьями; а то еще обольют ледяной водой ворота и утром со двора нельзя выйти; или прикрепят к окошку деревянный шарик и дергают за веревочку, а в доме волнуются: «Стучит кто­то». На озорников не обижались – в праздник разрешалось не зло посмеяться над соседом. Гадали все – и взрослые, и дети. Очень любили люди эту забаву. Девушки сапожок выбрасывали за ворота, – в какую сторону «нос» его посмотрит, оттуда и жених приедет; ставили свечку у зеркала и ждали, что в нем привидится; жгли бумагу и смотрели, как пепел ляжет. Много было и других разных гаданий. Не все верили в гадания, но все равно гадали, так, для веселья. Но   самой   главной   особенностью   святок   было   ряженье.   Каждому   хотелось нарядиться как­то особенно забавно, да чтобы не узнали. Выворачивали наизнанку шубу, надевали колпак или солдатскую шапку, приклеивали бороду или усы… Лицо, вымазанное печной сажей, самодельные ведьмины космы, вырезанные из репы зубы – чем не страшная Баба­яга или злая колдунья! Наряжались и солдатами, и цыганами, и шутами. Кто   был   поумелее,   тот   делал   маски   –   их   называли   личинами.   Для   масок использовали бересту, проделывая в ней отверстия для глаз, носа и рта. Нос заменял тоже кусок   бересты.   Кроме   того,   обязательно  приклеивали   усы,   подвязывали   бороду.  Такие маски делались не на один год. Их бережно хранили до каждых новых святок. Вечером ряженые гурьбой шли по селу, вваливались в дома, пугали ребятишек, а потом плясали, пели, раздавали малышам подарки. Каждый старался узнать, кто спрятался под маской. Воспитатель показывает рисунок, где ряженные в гостях у крестьян. А вот накануне Рождества (в сочельник) молодежь наряжалась и ходила по дворам и домам, приносили благую весть (хорошую весть) о рождении Христа, исполняла особые величальные   песни,   называемые   «колядками».   Каждая   семья   ждала   колядовщиков, выслушивала колядки и одаривали их угощениями.

Сочельник в семье

Сочельник в семье

Сочельник в семье

Сочельник в семье

Сочельник в семье

Сочельник в семье

Сочельник в семье

Сочельник в семье

Сочельник в семье

Сочельник в семье

Сочельник в семье

Сочельник в семье
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018