Тема: Р. Р № 4-5. Сочинение-рассказ о народном промысле.
Цели урока:
познавательный аспект:
- знать особенности публичного выступления о произведении народного промысла;
- знать народные промыслы;
-уметь использовать в своей речи слова, связанные с народно-прикладным искусством;
- уметь ориентироваться в информационном пространстве, собирать материал к выступлению;
развивающий аспект:
-развитие письменной и устной речи;
- развитие мышления (умение анализировать, выделять главное), творческого потенциала детей;
воспитывающий аспект:
-воспитание уважения и интереса к русским народным промыслам, любви к малой родине;
- воспитание чувства ответственности и сознательного отношения к труду;
- содействовать развитию эстетического вкуса, формированию высоких нравственных и эмоциональных
Задачи урока:
1. Ознакомиться с основными русскими народными промыслами. (Собирание материала к сочинению)
2. Обогащение и усложнение словарного запаса, формирование овладения обучающимися художественными образами, выразительными средствами языка.
3. Вызвать заинтересованность народным искусством, получить эмоциональный отклик.
Ход урока:
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
(В.Боков)
Оргмомент.
Ребята, у нас сегодня урок развития речи «Добрым людям на загляденье!». А эпиграфом к уроку я взяла строчки из стихотворения поэта В. Бокова (прочитать). Ставлю проблемный вопрос. В конце урока вы мне должны ответить: почему именно эти строчки я взяла эпиграфом.
Итак, цель урока: подготовиться к написанию сочинения-рассказа об одном из произведений народного декоративного искусства (на выбор). То есть мы должны собрать материал к этому сочинению: узнать на уроке о некоторых произведениях декоративно-прикладного искусства.
Декоративно - прикладное искусство
Народно – художественные промыслы.
(словарно – лексическая работа)
II. Обратимся к значению выражения «декоративно-прикладное искусство». Что это такое? (словарь)
декоро (лат) – «украшаю»
декоративный (франц) – «украшающий, служащий для убранства, для красоты»
прикладной – имеющее практическое назначение, применяемый в жизни.
Т.О., это «украшение полезных вещей»
Подберите синоним к выражению «Декоративно - прикладное искусство».
Народно- художественный промысел.
(словарь по искусству: отрасли народного декоративного искусства, мастера которых объединены в артели, специализирующиеся на изготовлении тех или иных художественных изделий).
Русь всегда славилась своими умельцами и изобретателями. До сих пор в мире широко известны и очень ценятся изделия лаковой миниатюры Федоскино, Палеха, художественная роспись подносов Жостово, лоскутное шитье, фарфоровое, фаянсовое и стекольное производства. Многие изделия наших народных мастеров являются гордостью частных художественных коллекций.
Большинство народных промыслов возникло в глубокой древности, их корни лежат в деревенском ремесле. Сама природа подсказывала человеку и материалы, и сюжеты. В лесной полосе развились токарное ремесло, резьба по дереву или бересте (коре березы). В местах, где находили залежи глин, зарождалось искусство художественной обработки керамики. В северных районах европейской части России, где выращивали лен, возникло искусство кружевоплетения. Урал - место залежей железной руды и полудрагоценных и поделочных камней - знаменит чугунным литьем, украшением оружия и изделиями из камня.
Резьба по дереву и кости, кружевоплетение, вышивка, роспись по дереву и металлу, керамика, набивные ткани, изделия из кожи и меха - существуют десятки разнообразных народных промыслов. Однако мировую славу снискали лишь некоторые из них - матрешки, хохломская роспись, гжельская керамика, палехская миниатюра, жостовские подносы, павловопосадские шали, вологодские кружева, дымковская игрушка, городецкая роспись, каслинское чугунное литье.
Давайте запишем названия лучших образцов народного искусства. (Русские матрёшки, дымковские игрушки, деревянные хохломские изделия, гжельская керамика, лаковые миниатюры палехских мастеров, вологодские кружева, жостовские подносы - лучшие образцы народного искусства)
(Один уч-ся работает у доски (остальные в тетрадях). Запись предложения)
Учитель:
- Объясните постановку знаков препинания.
(Ученик: В предложении ставлю знак разделения тире, т.к подлежащее и сказуемое выражены существительным в им.п.)
Учитель:
В старину люди зарабатывали на хлеб насущный, занимаясь разными ремеслами. Что такое “ремесло”?
Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд. Одним из характерных признаков является производство изделий по заказу потребителя.
Ремесла сохранились и приобрели одну из форм художественного народного творчества. И появилось название “промыслы”.
Откуда появилось это название?
Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, а малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население было вынуждено заняться разными промыслами. Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие необходимые предметы. Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в произведениях народного творчества. Постепенно трудовые навыки закреплялись. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX века, наряду с ними возникла художественная промышленность, где вещи производят в большом количестве.
Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим.
- Самые известные народно-художественные промыслы – это Палех, Городец, Хохлома, Гжель, Дымковская игрушка, Жостовские подносы, Богородская резьба, Филимоновская игрушка, Матрешка, кружевоплетение, вышивка, узорное творчество, ковроделие.
- Для чего служит декоративно – прикладное искусство? (создает нужные вещи, украшает быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной, т.е. служит для украшения полезных вещей).
- Когда возникло декоративно – прикладное искусство? (в древние времена, когда люди научились делать вещи, возникла потребность их украсить. Но это искусство молодое, потому что оно необходимо и в современное время в жизни, быту).
А сейчас я расскажу вам о некоторых видах народных промыслов.
Дымковская игрушка.
О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.
В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинные и лепили там из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно расписные.
И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.
Еще одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь это игрушечных дел мастера. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради - они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Во всех игрушках отражаются образы, которые живут в памяти людей и переносят их традиции.
Дымковские игрушки очень разнообразны – здесь и всадники на конях и птицы расписные и барышни нарядные. Форма игрушек монолитна, силуэт фигурок отличается плавностью. Палитра цветовых красок яркая, декоративные узоры творческие они отражают не только сказочных представителей, но и саму жизнь народа.
Керамическая игрушка – традиционное искусство народных промыслов.
До сих пор фигурные сосуды, игрушки, керамическую посуду делают во многих городах и селах (Филимоново, Торжок, Сергиев Посад и др.).
Гжель.
Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась не только в нашей стране, но и за рубежом.
Вы, наверное, видели необыкновенную на вид посуду, в которой завораживает красота сочетания белого и синего цветов. Секреты красоты таятся в самой природе. К юго-востоку от Москвы разместились около трех десятков деревень и сел, одно из них село Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к промыслу – изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Так и распространилось на всю округу это название, где и развивался народный керамический промысел.
При изготовлении предметов принимают участие люди 40 профессий. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывают в них частичку своего сердца, доброту души.
Что же делают в Гжели? Чашки, кувшины, сервизы, кружки, вазы, фигурки людей и животных. Посмотрите как красиво это бело – синее фарфоровое чудо. Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”.
И действительно, есть какая-то тайна в том, что холодный синий цвет преображается в них, становясь почти теплым.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый
И в каждом отражается сторонушка родимая.
В современных образцах гжели разливается синь-синева. Словно небеса, синяя гладь рек и озер нашей родины сошла на белизну этой посуды.
Матрёшка
А сейчас отгадайте загадку: Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, в разноцветных сарафанах в гости к нам они идут. Угадайте, как зовут?
Кто матрешку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец,
Неба синь всплеснул в ее глаза
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце!
Разные бывают на свете куклы – из дерева, из глины, их ткани. А есть особенные куклы – матрешки. Их знают во всех городах и селах – это исконно русский сувенир для иностранцев. Матрешка еще довольно «молода», потому что первая матрешка появилась почти 100 лет назад. Произошла она от разъемной японской деревянной куклы - буддийского мудреца Фукуруму. А игрушечных дел мастер (В. Звездочкин) из Сергиева Посада сделал разбирающуюся игрушку и раскрасил ее. Получилась русская матрешка прообраз Матрены (имя, которое было очень распространено в то время). Всего через несколько лет после своего появления на свет матрешка уже экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировую славу.
Все матрешки отличаются друг от друга, сегодня на них переносят образы знаменитых людей.
Расписные платки.
А теперь вас приветствуют умельцы из старинного русского города Павловского Посада.
Издавна на Руси принадлежностью женской одежды был платок. Крестьяне ткали платки, украшали их вышивкой, наносили на них узоры. Производство платков и шалей возникло в России в 19 веке, мода пришла из Франции, но и сегодня это рукотворное искусство востребовано. Есть такие промыслы, которые можно встретить в любом уголке России это вышивка и кружево. Кружева использовались для оформления костюмов и предметов быта. При Петре 1 ношение кружев было предписано всем дворянам обязательно. Всем известны и популярны вологодские, кировские, елецкие кружева. Выполняют кружева с помощью коклюшек – это работа требует как творчества, так и большого терпения.
Хохлома
- А теперь мы в Нижегородской области.
В Нижегородской области мастерят деревянные расписные ложки, миски, детскую мебель. Это знаменитая хохломская роспись — пламенная хохлома. Хохлома — старинное село, где раньше продавали изделия из дерева. А пламенной её называют потому, что весёлые красно-золотые изделия горят, как огонь.
Но хотя расписные вещи сверкают подобно золоту, драгоценного металла в них совсем нет. Когда миску или бочонок выточат из мягких пород дерева, их грунтуют глиной, промасливают и лудят — натирают алюминиевом порошком. Затем покрывают олифой и лаком и сажают в горячую печь. В жаре олифа и лак густеют, спекаются, становятся желтоватыми. Под их слоем серебряный цвет посуды выглядит, как золото. Далеко за пределами нашей Родины известна пламенная хохлома.
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди служишь Отчизне!
Ребята, произведений декоративно-прикладного искусства – великое множество, видов народного промысла – огромное количество. Рассказать обо всех сегодня нет возможности. Но вы можете найти нужную информацию в электронном издании Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия. Для этого нужно
1. открыть энциклопедию
2. нажать поиск
3. набрать ключевое слово, например «Гжель»
4. Нажать «Enter» и ждать.
Обратимся к нашему сочинению.
- Определите стиль вашей работы (сочинение-рассказ).
В вашем сочинении обязательно должны присутствовать такие логические части, как зачин, основная часть и концовка.
Таким образом, вам надо в своей работе использовать такие языковые средства, которые сделали бы ваш рассказ ярче и эмоционально воздействовали на читателя.
- Какие это языковые средства? (Эпитеты, метафоры, сравнения).
1. Подбираем эпитеты к словам «рисунок, узор»: удивительный, дивный, чудный, чудесный, волшебный, сказочный, изумительный, прекрасный, поразительный, изящный, фантастический, затейливый.
Краски, роспись: яркая, жизнерадостная, буйная, многоцветная, разнообразная, оригинальная, колоритная.
2. Метафоры: изделие может пленить… околдовывать, обвораживать, зачаровывать.
3. Синонимы к слову художник: мастер – человек, достигший высшего мастерства в своем деле, в работе, в творчестве.
Искусник (разговорное) – народное название человека, чрезвычайно искусного в чем-либо, до тонкости овладевшего тайнами какого – либо мастерства, ремесла.
Создатель, волшебник.
4. Художник создает, (дополнить синонимический ряд) рисует, творит, расписывает.
Итак, как вы думаете, чем различаются произведения декоративно – прикладного искусства?
-материалом
- способом изготовления
- мотивами.
В произведениях искусства, так же как и в литературе, есть понятие «художественный образ».
Каждое произведение декоративного искусства имеет свой неповторимый художественный образ. А работы современных мастеров декоративно – прикладного искусства объединяет то, что они владеют уникальными приемами ремесла, которое возникло давно, т.е. они сохраняют традиции национальной русской культуры.
Вопрос: почему слова хохлома, гжель, жостово являются многозначными? (имеют три значения: изделие, название промысла, название села)
Рефлексия. Обратимся к нашему эпиграфу. Почему именно эти строчки я взяла эпиграфом, ведь речь сегодня шла не только о хохломе? (Строчки подходят для любого промысла):
Кисть хохломская, Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
(В.Боков)
Любое произведение ДПИ – это народное творчество, куда вкладывается все мастерство и, конечно же, душа. Народное искусство – добрых рук мастерство добрым людям на загляденье.
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Что вам больше всего понравилось?
Итоги урока: выставление отметок, домашнее задание (написать сочинение-рассказ «Добрым людям на загляденье!» о любом произведении ДПИ).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.