Сочинение по картине Е .Н. Широкова «Друзья»7 класс

  • docx
  • 15.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок развития речи.docx

Урок развития речи. Сочинение по картине Е.Н. Широкова  «Друзья» (7 класс)

Цель урока:

подготовить к написанию домашнего сочинения по черновым материалам. научиться правильно анализировать художественное произведение и использовать этот навык для написания рассказа с элементами описания по картине.

Задачи:

·         обобщить знания по теме “Виды и жанры изобразительного искусства”;

·         познакомить с творчеством художника Е.А Широкова;

·         совершенствовать навыки и умения работы над рассказом с элементами

описания по картине;

·         воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на прекрасное в искусстве и в жизни;

Оборудование: презентация, учебники русского языка для 7 класса, орфографические словари, памятки по развитию связной речи, тексты, мультимедиа проектор.

Ход урока

Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на тему дружбы человека и собаки

по картине Е.Н.Широкова «Друзья».Слайд 1

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, интерактивная викторина «Образ собаки в

литературных произведениях», запись песни «Человек собаке друг», тетради для творческих работ,

портрет Е.Н.Широкова, иллюстрации картин Широкова.

I. Организационный момент

Ход урока:

 

I.Организационный  момент:Здравствуйте! Тема нашего урока «Подготовка к сочинению-

рассуждению на нравственную тему о дружбе человека и собаки по картине Евгения Николаевича

Широкова «Друзья». Целью нашего урока станет собирание материалов для этого сочинения, ну а

результатом – его написание. Напоминаю, что сочинение в итоге должно представлять собою

текст-рассуждение с элементом описания. (Структурные элементы текста-рассуждения

представлены в наглядном пособии на доске: проблема, тезис, аргументы, вывод)

Эпиграф урока: Слайд 2

      Лучшее, что есть у человека – это собака.

Дайан Джессап.

 

II. Введение в тему:

Сегодня мы, ребята, будем не просто готовится к сочинению по картине Е.Н.Широкова «Друзья», а

поговорим о взаимоотношениях между человеком и собакой.

Почему это животное занимает особое место в жизни человека?

II. Актуализация  опорных знаний

III. Объявление темы и целей урока .Мотивация учебной деятельности.

1.Сведения о художнике.

Итак, что для человека собака? ( Собака – верный друг и помощник человека, преданный ему по

самой своей сути, когда помогший выжить Человеку, всё прощающий Человек

Родился Широков Евгений Николаевич в 1931 году в г. Касли (Челябинская область). Будучи воспитанником питерской художественной школы (в 1958 году окончил Высшее художественно-промышленное училище в Ленинграде), он в молодости переехал в Пермь, где и остался навсегда. На сегодняшний день Евгений Николаевич входит в число наиболее знаменитых живописцев уральской земли. В 1986 году удостоен звания народного художника СССР. Награждён орденами "Знак почёта", "Пётр Великий", а также множеством медалей и почётных грамот.

2.Знакомство с картиной.

Перед нами репродукция картины Е.Н.Широкова «Друзья»

Давайте вспомним, что такое репродукция? ( Репродукция – Воспроизведение картин, рисунков путем фотографии. Репродукция-картина, рисунок, воспроизведённый типографическим способом. Альбом с репродукциями картин известных художников.)

Возможно, трудную минуту пришлось пережить героям картины Широкова.

Внимательно рассмотрите репродукцию.

https://ru-static.z-dn.net/files/dde/d2cd4fc750756e55984916cd1aba208c.png

3. Беседа по картине.

– Как вы считаете, почему художник так назвал свою картину?

– Что значит по-вашему дружба, друзья?

– В толковом словаре Ожегова читаем:

«Друг – 1) тот, кто связан с кем-нибудь дружбой;

2) сторонник, защитник кого-нибудь или чего-нибудь.

Старый друг лучше новых двух. (Пословица.)

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Учитель. Вспомните, какие пословицы о дружбе и друзьях вы знаете?

Старый друг лучше новых двух.

Без друга в жизни туго.

Без друга на сердце вьюга.

Верному другу цены нет.

Дружба не гриб, в лесу не найдешь.

Друга ищи, а найдешь – береги.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Человек без друзей – что дерево без корней.

Друга иметь – себя не жалеть.

Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга.

Учитель

Каким настроением проникнуты персонажи картины? (Настроением грусти, печали)

Учитель

Какие жесты, выражение лица, глаза мальчика говорят о том, что он огорчён? (Глаза)

Какие тона использовал художник, чтобы создать определённое настроение?

(сине-серые, холодные тона)

На уроках ИЗО вы это изучали .Какие это тона? (Холодные)

Что могло произойти до того момента, который изображен на картине?

(Может быть две версии: «трудную минуту переживает мальчик» или «трудную минуту переживает собака»).

-Какое настроение возникло у вас при рассматривании картины? Почему?

-Пожалуй, такое лицо, взгляд, глаза никого не могут оставить равнодушными.

Учитель. Глаза – зеркало души.

Глаза – самая выразительная деталь на лице. Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а глубинная наполненность глаз, их выражение.

О красоте таких человеческих лиц Н.А.Заболоцкий даже стихотворение написал, осудив равнодушие, черствость, злобу.

Учитель. Чтение стихотворения Н.А.Заболоцкого «О красоте человеческих лиц».

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица – подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие – как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица – подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

-Вот сколько увидел Николай Заболоцкий, вглядываясь в лица! Согласны ли вы с автором, что по лицам можно многое прочесть?

3. Составление плана сочинения.
Учитель: Посмотрите на своих одноклассников, вспомните друзей. Какие «говорящие» лица бывают?

-Каким будет ваш текст по типу речи? Почему? (Описание)

-Кого будете описывать? (Мальчика и собаку)

-Чтобы глубже передать содержание картины, необходимо выразить свои мысли по проблеме любви и поддержки между человеком и собакой. Какой по типу речи будет эта часть сочинения? (Рассуждение).

-Сколько частей будет в вашем сочинении?

План.

I. Вступление.

II. Основная часть:

- описание мальчика

-описание собаки

III. Вывод – рассуждение о значении дружбы в жизни людей и животных.

4. Работа по картине.

О чем нам может рассказать лицо мальчика с картины Е. Широкова?

Вспомните план описания внешности человека. Составьте таблицу.

(Лицо, глаза, поза, одежда)

О чем нам может рассказать лицо мальчика с картины Е.Широкова?

Лицо: грустное, открытое, доброе, смуглое, худощавое.

Глаза: задумчивые, опущенный вниз взгляд, глядящие с любовью, печальные.

Поза: сидит, подогнув под себя ногу; гладит собаку.

Одежда: спокойных тонов, сине-серая.

Чувства: одиноко, доверяет тайны, с любовью.

II часть

-А каким вам видится четвероногий друг мальчика? Опишите собаку.

Порода: гладкая шерсть, черный окрас,

Поза: лежит, положив голову на лапы.

Глаза: грустные, добрые.

III часть

-Описанию чего вы уделите особое внимание?

(Взаимоотношениям между человеком и собакой)

-Какие произведения художественной литературы вы прочитали по данной теме? Приведите примеры верности собаки человеку и используйте их в своем сочинении.

Учитель:

Какие тона, краски использовал художник, чтобы создать определенное настроение?

– Напишите рассказ от имени мальчика (можно и от своего имени) или сочинение от имени друга мальчика (вы зашли в комнату и увидели своего друга огорчённым; опишите, как он выглядел в тот момент; расскажите о том, что его расстроило) или просто опишите картину.

Описанию чего вы уделите особое внимание?

IV.  Прочитайте ПАМЯТКУ « Как работать над рассказом по картине» (повторение)

Памятка

1.Соответствует ли содержание текста теме?

2. Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?

3. Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?

4. Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?

5. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения?

6. Выделены ли части текста красной строкой?

7.Те ли слова отобраны для раскрытия темы?

8. Хорошо ли построены предложения?

9. Интересно и понятно ли всё написанное слушателю?

 

V. Работа над сочинением в черновиках.

 

 

 

П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кнннншшш