Сочинение по картине Е .Н. Широкова «Друзья»7 класс
Оценка 4.7

Сочинение по картине Е .Н. Широкова «Друзья»7 класс

Оценка 4.7
docx
15.06.2020
Сочинение по картине Е .Н. Широкова «Друзья»7 класс
Урок развития речи.docx

Урок развития речи. Сочинение по картине Е.Н. Широкова  «Друзья» (7 класс)

Цель урока:

подготовить к написанию домашнего сочинения по черновым материалам. научиться правильно анализировать художественное произведение и использовать этот навык для написания рассказа с элементами описания по картине.

Задачи:

·         обобщить знания по теме “Виды и жанры изобразительного искусства”;

·         познакомить с творчеством художника Е.А Широкова;

·         совершенствовать навыки и умения работы над рассказом с элементами

описания по картине;

·         воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на прекрасное в искусстве и в жизни;

Оборудование: презентация, учебники русского языка для 7 класса, орфографические словари, памятки по развитию связной речи, тексты, мультимедиа проектор.

Ход урока

Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на тему дружбы человека и собаки

по картине Е.Н.Широкова «Друзья».Слайд 1

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, интерактивная викторина «Образ собаки в

литературных произведениях», запись песни «Человек собаке друг», тетради для творческих работ,

портрет Е.Н.Широкова, иллюстрации картин Широкова.

I. Организационный момент

Ход урока:

 

I.Организационный  момент:Здравствуйте! Тема нашего урока «Подготовка к сочинению-

рассуждению на нравственную тему о дружбе человека и собаки по картине Евгения Николаевича

Широкова «Друзья». Целью нашего урока станет собирание материалов для этого сочинения, ну а

результатом – его написание. Напоминаю, что сочинение в итоге должно представлять собою

текст-рассуждение с элементом описания. (Структурные элементы текста-рассуждения

представлены в наглядном пособии на доске: проблема, тезис, аргументы, вывод)

Эпиграф урока: Слайд 2

      Лучшее, что есть у человека – это собака.

Дайан Джессап.

 

II. Введение в тему:

Сегодня мы, ребята, будем не просто готовится к сочинению по картине Е.Н.Широкова «Друзья», а

поговорим о взаимоотношениях между человеком и собакой.

Почему это животное занимает особое место в жизни человека?

II. Актуализация  опорных знаний

III. Объявление темы и целей урока .Мотивация учебной деятельности.

1.Сведения о художнике.

Итак, что для человека собака? ( Собака – верный друг и помощник человека, преданный ему по

самой своей сути, когда помогший выжить Человеку, всё прощающий Человек

Родился Широков Евгений Николаевич в 1931 году в г. Касли (Челябинская область). Будучи воспитанником питерской художественной школы (в 1958 году окончил Высшее художественно-промышленное училище в Ленинграде), он в молодости переехал в Пермь, где и остался навсегда. На сегодняшний день Евгений Николаевич входит в число наиболее знаменитых живописцев уральской земли. В 1986 году удостоен звания народного художника СССР. Награждён орденами "Знак почёта", "Пётр Великий", а также множеством медалей и почётных грамот.

2.Знакомство с картиной.

Перед нами репродукция картины Е.Н.Широкова «Друзья»

Давайте вспомним, что такое репродукция? ( Репродукция – Воспроизведение картин, рисунков путем фотографии. Репродукция-картина, рисунок, воспроизведённый типографическим способом. Альбом с репродукциями картин известных художников.)

Возможно, трудную минуту пришлось пережить героям картины Широкова.

Внимательно рассмотрите репродукцию.

https://ru-static.z-dn.net/files/dde/d2cd4fc750756e55984916cd1aba208c.png

3. Беседа по картине.

– Как вы считаете, почему художник так назвал свою картину?

– Что значит по-вашему дружба, друзья?

– В толковом словаре Ожегова читаем:

«Друг – 1) тот, кто связан с кем-нибудь дружбой;

2) сторонник, защитник кого-нибудь или чего-нибудь.

Старый друг лучше новых двух. (Пословица.)

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Учитель. Вспомните, какие пословицы о дружбе и друзьях вы знаете?

Старый друг лучше новых двух.

Без друга в жизни туго.

Без друга на сердце вьюга.

Верному другу цены нет.

Дружба не гриб, в лесу не найдешь.

Друга ищи, а найдешь – береги.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Человек без друзей – что дерево без корней.

Друга иметь – себя не жалеть.

Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга.

Учитель

Каким настроением проникнуты персонажи картины? (Настроением грусти, печали)

Учитель

Какие жесты, выражение лица, глаза мальчика говорят о том, что он огорчён? (Глаза)

Какие тона использовал художник, чтобы создать определённое настроение?

(сине-серые, холодные тона)

На уроках ИЗО вы это изучали .Какие это тона? (Холодные)

Что могло произойти до того момента, который изображен на картине?

(Может быть две версии: «трудную минуту переживает мальчик» или «трудную минуту переживает собака»).

-Какое настроение возникло у вас при рассматривании картины? Почему?

-Пожалуй, такое лицо, взгляд, глаза никого не могут оставить равнодушными.

Учитель. Глаза – зеркало души.

Глаза – самая выразительная деталь на лице. Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а глубинная наполненность глаз, их выражение.

О красоте таких человеческих лиц Н.А.Заболоцкий даже стихотворение написал, осудив равнодушие, черствость, злобу.

Учитель. Чтение стихотворения Н.А.Заболоцкого «О красоте человеческих лиц».

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица – подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие – как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица – подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

-Вот сколько увидел Николай Заболоцкий, вглядываясь в лица! Согласны ли вы с автором, что по лицам можно многое прочесть?

3. Составление плана сочинения.
Учитель: Посмотрите на своих одноклассников, вспомните друзей. Какие «говорящие» лица бывают?

-Каким будет ваш текст по типу речи? Почему? (Описание)

-Кого будете описывать? (Мальчика и собаку)

-Чтобы глубже передать содержание картины, необходимо выразить свои мысли по проблеме любви и поддержки между человеком и собакой. Какой по типу речи будет эта часть сочинения? (Рассуждение).

-Сколько частей будет в вашем сочинении?

План.

I. Вступление.

II. Основная часть:

- описание мальчика

-описание собаки

III. Вывод – рассуждение о значении дружбы в жизни людей и животных.

4. Работа по картине.

О чем нам может рассказать лицо мальчика с картины Е. Широкова?

Вспомните план описания внешности человека. Составьте таблицу.

(Лицо, глаза, поза, одежда)

О чем нам может рассказать лицо мальчика с картины Е.Широкова?

Лицо: грустное, открытое, доброе, смуглое, худощавое.

Глаза: задумчивые, опущенный вниз взгляд, глядящие с любовью, печальные.

Поза: сидит, подогнув под себя ногу; гладит собаку.

Одежда: спокойных тонов, сине-серая.

Чувства: одиноко, доверяет тайны, с любовью.

II часть

-А каким вам видится четвероногий друг мальчика? Опишите собаку.

Порода: гладкая шерсть, черный окрас,

Поза: лежит, положив голову на лапы.

Глаза: грустные, добрые.

III часть

-Описанию чего вы уделите особое внимание?

(Взаимоотношениям между человеком и собакой)

-Какие произведения художественной литературы вы прочитали по данной теме? Приведите примеры верности собаки человеку и используйте их в своем сочинении.

Учитель:

Какие тона, краски использовал художник, чтобы создать определенное настроение?

– Напишите рассказ от имени мальчика (можно и от своего имени) или сочинение от имени друга мальчика (вы зашли в комнату и увидели своего друга огорчённым; опишите, как он выглядел в тот момент; расскажите о том, что его расстроило) или просто опишите картину.

Описанию чего вы уделите особое внимание?

IV.  Прочитайте ПАМЯТКУ « Как работать над рассказом по картине» (повторение)

Памятка

1.Соответствует ли содержание текста теме?

2. Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?

3. Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?

4. Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?

5. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения?

6. Выделены ли части текста красной строкой?

7.Те ли слова отобраны для раскрытия темы?

8. Хорошо ли построены предложения?

9. Интересно и понятно ли всё написанное слушателю?

 

V. Работа над сочинением в черновиках.

 

 

 

П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кнннншшш


 

Урок развития речи. Сочинение по картине

Урок развития речи. Сочинение по картине

Беседа по картине. – Как вы считаете, почему художник так назвал свою картину? –

Беседа по картине. – Как вы считаете, почему художник так назвал свою картину? –

Без друга в жизни туго. Без друга на сердце вьюга

Без друга в жизни туго. Без друга на сердце вьюга

Учитель. Чтение стихотворения

Учитель. Чтение стихотворения

Сколько частей будет в вашем сочинении?

Сколько частей будет в вашем сочинении?

Какие произведения художественной литературы вы прочитали по данной теме?

Какие произведения художественной литературы вы прочитали по данной теме?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2020