Сочинение по наблюдениям «Зимний лес»

  • docx
  • 23.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сочинение по наблюдениям.docx

 

Сочинение по наблюдениям «Зимний лес»

 

Предметные цели: создать условия для формирования  умения проводить наблюдения по заданной теме, способствовать развитию связной речи учащихся.

Задачи  формирования  УУД:

Личностные: воспитывать чувства прекрасного

Регулятивные:  способствовать развитию умений: принимать и сохранять учебную задачу, оценивать результат своих действий, контролировать и оценивать свои действия  при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные: учить анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несуществённых признаков; осуществлять синтез как составле­ние  целого из частей; проводить сравнение и классификацию изученных объек­тов; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Коммуникативные: способствовать развитию умений: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Тип урока: Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности.

Оборудование: эпиграфы к сочинению, карточки опорных слов и словосочетаний.

 

Ход урока:

I. Организационный момент.

П. Мотивационно-ориентировочный этап.

Прочитайте  ключевые слова: зима, лес, экскурсия, наблюдение, сочинение

- Что общего?

(Это имена существительные;

Мы вчера были на  экскурсии  в лесу, наблюдали за красотой зимнего леса).

- Каким вы увидели лес?

(Сказочным,  завороженным тишиной, удивительно красивым, заснеженным,

таинственным, сверкающим разноцветными огнями).

А сегодня  что будем делать?

(Напишем сочинение)

Правильно,  вы напишите сочинение о зимнем лесе, передадите свои мысли и чувства читателям, так чтобы они могли тоже полюбоваться красотой зимнего леса.

- Сформулируйте тему урока и его цели.

(Тема: «Сочинение по наблюдениям «Зимний лес»

Цели: учиться писать сочинения по наблюдениям,  передавать свои мысли и чувства читателям)

III. Актуализация комплекса знаний и способов деятельности.

1.Выбор эпиграфа.

Прочитайте отрывки из стихотворений великих русских поэтов

- Выберите среди них те, которыми можно подписать картины, увиденные в зимнем лесу.

 

 

Чародейкою - Зимою

Околдован,  лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

Ф.И. Тютчев

В снежные искорки,                                                                                                        Как в самоцветы,                                                                                                            Ветки у сосен                                                                                                           И елок одеты.                                                                                                                                                       Е.Трутнева

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Е. Есенин

Серебро, огни и блестки-                                                                                               Целый мир из серебра!                                                                                                  В жемчугах горят березки,                                                                                               Черно – голые вчера.                                                                                                                         Валерий Брюсов

 

- Есть ли непонятные  слова?

- Расскажите, какие картины зимнего леса можно нарисовать к этим отрывкам из стихотворений.

- Подберите синонимы к слову чародейка.

(Волшебница, ведьма, колдунья)

- В чем различие этих  слов?

(Ведьма – злая волшебница, а чародейка – добрая волшебница)

- Кто хочет прочитать свой отрывок из стихотворения, которым можно подписать картины зимнего леса.

- Как вы думаете, какой из отрывков стихотворений больше всего подходит к теме нашего сочинения, поясняет идею и замысел?

- Как называются отрывки из песен и  стихотворений, пословицы, другие изречения, которые поясняют основную идею, замысел сочинения?

(Эпиграф)

- Где он пишется?

(После темы сочинения, подчеркивая ее идею)

2. Обсуждение структуры сочинения.

-Из каких частей будет состоять наше сочинение?

I. Вводная часть.

II. Основная часть.

III. Заключительная часть.

- Определите тему сочинения.

(Зимний лес)

- Определите главную мысль.

(Лес зимой очень красивый)

- Определите тип текста.

(Описание)

- Обоснуйте свой ответ.

(К тексту можно поставить вопрос: какой лес?)

- О чем напишем в вводной части сочинения?

(О том, что пришла (наступила, пожаловала) долгожданная гостья – зима.)

- О чем расскажем в основной части сочинения?

(О том, как выглядит земля, какими стали в лесу деревья, озера и реки, какие звуки можно услышать в лесу.)

- Что мы сейчас наметили?

(Подтемы основной части сочинения.)

- Написать сочинение вам помогут красивые слова и словосочетания.

- Прочитайте, объясните написание слов.

 

Б…л…снежный  к…вер,

П…б…лело,

Х…л…дный  блеск алмазных …гней,

Осл…пительный,

Сверкает рубинами и алмазами,

Белый, пуш…стый, серебряный наряд,

Бриллиантовое ожерелье,

Кружевные арки,

Великолепие и спокойствие,

Хрустальный перезвон падающих сосулек,

Шепот снежинок,

 Красив,                           

Чудесен,

Великолепен…                

- Подберите синонимы к слову блестеть.

(Сиять, сверкать, блистать, искриться)

- В чем различие этих  слов?

Блестеть – издавать блеск.

Сиять – излучать или отражать яркий свет.

Сверкать – сильно блестеть, но не ровно.

Блистать – близко по значению к слову блестеть, но указывает на большую степень яркости.

Искриться – светиться не очень сильно, как бы вспыхивая искрами.

(Сверкать, переливаться, блистать, сиять)

- О чем скажем в заключительной части сочинения?

(Напишем  о своих чувствах  и настроении).

IV. Физкультминутка

V. Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации

Самостоятельная запись сочинения.

VI. Контроль и самоконтроль.

Чтение детьми сочинений.

 

Сочинение Васильевой Галины

Зимний лес

                                                                                                            В снежные искорки,

                                                                                                            Как в самоцветы,

                                                                                                            Ветки у сосен

                                                                                                            И елок одеты.

                                                                                                                              Е.Трутнева  

 

Вот и пришла долгожданная гостья – зима!

Лес будто околдован. Снежный ковер накрыл землю. Деревья оделись в белоснежный кружевной наряд. Березки украшает снежная шаль.

Все белым – бело. Под лучами солнца снег переливается рубинами и алмазами. Холодный блеск алмазных огней разлился по всему лесу. А на ярко – голубом небе, будто кто - то разбросал кусочки белоснежной ваты, плывут облака. Воздух легок и чист. На ветках осины, словно красные яблоки, красуются снегири. В теплую погоду падают сосульки, и мы слышим их хрустальный перезвон.

Красив зимний лес!

Сочинение Соломатиной Марии

Зимний лес

                                                                                                   Серебро, огни и блестки-

                                                                                                   Целый мир из серебра!

                                                                                                   В жемчугах горят березки,

                                                                                                   Черно – голые вчера.

                                                                                                                          Валерий Брюсов

 

Вот и пришла волшебница - зима.

Повсюду она расстелила белоснежное покрывало. Стройные березки одела в кружевной наряд. На рябины она  повесила бриллиантовое ожерелье. Елочки укутала в теплые шубки. Весь лес переливается, блестит и сверкает разноцветными огнями.  Морозы сковали лесное озеро, оно превратилось в волшебное зеркало. Идешь по снегу, как по серебряной дорожке. В лесу царит сказочная тишина, только хруст снега слышен под ногами.

Ах, как красив зимний лес!

Я очень люблю гулять в зимнем лесу. 

Самопроверка.          

VII. Коррекция.  Рефлексия.

- Чему учились на уроке?  (Описывать свои  наблюдения в сочинении.)

- Чтобы основная часть была содержательной и интересной, что мы для этого сделали?

(Наметили подтемы текста).

- Продолжите фразу:

- Сегодня больше всего мне понравилось…

- Было трудно…

- Сегодня я смог (смогла)…

  - Было легко…