Цели:1.(учебная). Учить учащихся написанию сочинения-описания по пейзажной картине; разобрать понятие «композиция».
2. (коррекционная). Развивать логическое мышление учащихся; обогащать словарный запас.
3. (воспитательная). Воспитывать патриотические чувства: любить землю, на которой живут; видеть красоту дальневосточной природы.
С детства знакомая песнь бесконечная.
Солнце горячее, щедрое, вечное!
Сопки – хранители древнего племени.
Сколько, Амур, ты блуждаешь во времени?
Травы высокие, тишь первозданная.
Дали открытые. Утро желанное.
Где б ни жила я и где б ни ходила я –
Здесь моя родина, вечная, милая!конспект
Методическое пособие.
Сочинениеописание по картине Дальневосточного художника А. М. Федорова «Осень на Амуре»
Цели:1.(учебная). Учить учащихся написанию сочиненияописания по пейзажной картине; разобрать понятие
«композиция».
2. (коррекционная). Развивать логическое мышление учащихся; обогащать словарный запас.
3. (воспитательная). Воспитывать патриотические чувства: любить землю, на которой живут; видеть красоту
дальневосточной природы.
С детства знакомая песнь бесконечная.
Солнце горячее, щедрое, вечное!
Сопки – хранители древнего племени.
Сколько, Амур, ты блуждаешь во времени?
Травы высокие, тишь первозданная.
Дали открытые. Утро желанное.
Где б ни жила я и где б ни ходила я –
Здесь моя родина, вечная, милая!
(Мария Дечули – нанайская поэтесса.)
Словарь
1. Подберите синонимы к словам.
Художник – живописец, пейзажист, певец дальневосточной. природы
Написал – изобразил, создал картину.
Картина – произведение живописи, пейзаж, полотно.
2. Иллюстрация – это рисунок к какомуто произведению.
Репродукция – это фотография картины.
Картина пишется на основе жизненных наблюдений.
Композиция – это построение.Пейзаж – это изображение природы какойлибо местности
КОМПОЗИЦИ
КАРТИНЫ – это схема расположения деталей картины на холсте:
1)передний план;
2)средний план;
3)задний план.
СОЧИНЕНИЯ – это схема структуры текста:
1)вступление;
2)главная часть;
3)заключение (вывод).
Схема структуры текста
1.
вступлениеКартины Федотова имеют широкую музейную географию,
принадлежат собраниям: Государственный Русский музей (г.
СанктПетербург), Оренбургский областной музей
изобразительных искусств, КабардиноБалкарский музей
изобразительных искусств, Республиканский художественный
музей им. М. С. Туганова (г. Владикавказ), Ульяновский
областной художественный музей, Дальневосточный
художественный музей (г. Хабаровск), Хабаровский краевой
музей имени Н. И. Гродекова, Музей изобразительных искусств (г.
КомсомольскнаАмуре), Музейновыставочный центр
Забайкальского края (г. Чита), Сахалинский государственный
областной художественный музей, Картинная галерея им. А. М.
Федотова (г. Хабаровск).
1. Сообщение о художникедальневосточнике Федотове
Алексее Матвеевиче.
2. Природа Дальнего Востока в творчестве А.
М. Федотова
Необозримы дальневосточные просторы. Они расстилаются, пленяя своей неизвестностью и красотой.
Нигде земля так не влечет к себе человека, как у нас в Приамурье. Край наш суров, зато удивительно
красив и сказочно богат. Все останавливаются в изумлении от величественной, неповторимой
дальневосточной природы.
1.
заключение– это выводы о своих наблюдениях, мысли и чувства, которые испытали от просмотра картины, желания, которые
возникли во время обсуждения или наблюдения, ассоциации с примерами из жизненного опыта.
«Шуми, Амур»)
Эх, родная, на века!
1. Эпилог (прослушивание песни
Шуми, Амур, шуми, наш батюшка,
Таежная река.
Гуляй, гуляй, гуляй безбрежная.
План урока
1. Прослушаем сообщение о дальневосточном художнике Алексее Матвеевиче Федотове.
1. Просмотрим репродукции его картин.(физкультминутка)
3.) Проведем словарную работу.
4.) Прослушаем сообщение по теории литературы.( Беседа о композиции картины и композиции сочинения).
5.) Поработаем над вступлением к сочинению описанию по пейзажной картине.
6.) Составим предметный ряд.
Подумаем над содержанием основной части сочинения.
7) Прослушаем песню.
Картины художника.
В 1993 году с согласия художников и общественности края была организована Картинная галерея имени А. М.
Федотова на основе Выставочного зала художников.
Картины Федотова имеют широкую музейную географию, принадлежат собраниям: Государственный Русский
музей (г. СанктПетербург), Оренбургский областной музей изобразительных искусств, КабардиноБалкарский
музей изобразительных искусств, Республиканский художественный музей им. М. С. Туганова (г. Владикавказ),
Ульяновский областной художественный музей, Дальневосточный художественный музей (г. Хабаровск),Хабаровский краевой музей имени Н. И. Гродекова, Музей изобразительных искусств (г. КомсомольскнаАмуре),
Музейновыставочный центр Забайкальского края (г. Чита), Сахалинский государственный областной
художественный музей, Картинная галерея им. А. М. Федотова (г. Хабаровск).
Осень в Приамурье. 1975
Холст, масло. 130 х 130
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск
Хамардабанский хребет. 1959Холст, масло. 100 х 130
Дальневосточный пограничный округ, Хабаровск
АйПетри. 1971
Картон, масло. 72 х 90
Картинная галерея им. А. М. Федотова, Хабаровск
Охотское море. 1978Холст, масло. 90 х 120
Художественный музей им. М. С. Таганова, г. Владикавказ, Северная Осетия
Осень на Амуре
Амур с. НайхинРыбак