Сочинение публицистического стиля в жанре репортажа.8 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель занятия: познакомить учащихся с особенностями сочинения публицистического стиля в жанре репортажа. Задачи: развивать умение обсуждать, анализировать, и аргументировать свою точку зрения; развивать умение наблюдать события текущей жизни, давать им оценку; работать над развитием устной и письменной речи учащихся; воспитывать любовь к родному языку, его богатству.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Сочинение публицистического стиля в жанре репортажа Урок развития речи по русскому языку в 8 классе Тема Сочинение публицистического стиля в жанре репортажа Цель: познакомить учащихся с особенностями сочинения публицистического стиля в жанре репортажа. Задачи:     развивать умение обсуждать, анализировать, и аргументировать свою точку зрения; развивать умение наблюдать события текущей жизни, давать им оценку; работать над развитием устной и письменной речи учащихся; воспитывать любовь к родному языку, его богатству. Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с текстами, толковые словари, книга Ю. Фучика «Репортаж с петлёй на шее». Ход урока I. Слово учителя Прозвенел опять звонок и позвал нас на урок, в мир открытий, знаний, света. Сегодня мы откроем с вами ещё одну неизвестную страницу русского языка и узнаем о новом жанре сочинений, который называется репортажем. Но сначала я предлагаю вам выполнить  словарный диктант. II. Словарный диктант Избирать президента, значительные привилегии, увлечься спортом, написать заметку,  беседовать с ровесником, обидеться на сверстника, президиум собрания, тревожный сигнал, взять интервью, подлинный героизм, истинное мужество, прерывистая линия, преобразитьмир, репортаж из дворца спорта, пренебрегать опасностью, беспрестанные дожди, камень  преткновения, совершить подвиг. Самопроверка. Слайд №2 III. Беседа  Встретились ли в данном диктанте слова, обозначающие жанры сочинений  публицистического стиля? (Заметка, интервью, репортаж)  Что представляет собой заметка, интервью? (Заметка – краткое сообщение о каком­ либо событии. Интервью – жанр публицистического стиля, в котором изложение  фактов ведётся от имени лица, мнение которого интересно окружающим).  Кто знает, что представляет собой репортаж? (Свободные ответы учащихся).  Давайте заглянем в словарь. IV. Словарная работа Словарь иностранных слов Репортаж – 1) работа репортёра; 2) сообщение о событиях дня, оперативная информация. Репортёр – сотрудник газеты, журнала, радио, кино, телевидения, доставляющих сведения о текущих событиях и происшествиях. Толковый словарь Репортаж – 1) сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация»; 2) репортёрская работа. Репортёр – газетный работник, занимающийся доставлением информации о текущих событиях местной жизни. Советский энциклопедический словарь Репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о  каком­либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. Слайды №3­5 Сравните определения понятия «репортаж» и «репортёр». Что в них общего и  отличного?  Какое из данных определений вам наиболее понятно? V. Слово учителя Итак, в репортаже сообщается, рассказывается о событиях, очевидцем которого был автор  (журналист, репортёр). VI. Сравнительный анализ текстов  Определите, какой из предложенных текстов является заметкой, интервью,  репортажем.  Назовите назначение заметки, интервью и их особенности. Слайды №6­8 Текст №1 Радуга игрушек Восточный зал художественного музея расцвёл всеми цветами радуги. Здесь устроена  выставка работ мастерицы дымковской игрушки, лауреата Государственной премии РСФСР  имени И.Репина Зои Васильевны Пенсиной. В центре большая композиция игрушек на тему пушкинской «Сказки о царе Салтане».  Внимание посетителей привлекают такие работы, как «Многодетная мать», «Уржумская  ярмарка», «катание с горки». На выставке сотни игрушек, сделанных мастерицей в довоенные и послевоенные годы. Её  произведения экспонировались на выставках в Москве, Ленинграде, других городах нашей  страны, а также на международных выставках в Канаде и Японии. 40 лет отдала Зоя Васильевна самобытному русскому искусству расписной глиняной игрушки. Текст №2 ­ Владимир Юрьевич, в каких фильмах Вы снимались? ­ «Место встречи изменить нельзя», «Пираты XX века», «приключения Тома Сойера». ­ Пригодилась ли Вам профессия каскадёра в повседневной жизни? ­ Да. Однажды в Одессе я спас четырёхлетнюю девочку. Она вышла на трассу. На неё  летела машина. Я схватил девочку, подпрыгнул, упал на каток, скатился с него, крепко  прижав малышку к себе. Текст №3 Русский музей с парадного подъездаСегодня на площади Искусств в Санкт­Петербурге возле великолепной решётки  Михайловского дворца происходит величественная церемония символического открытия  дверей Государственного Русского музея во второе столетие. Одновременно в Санкт­ Петербургском государственном академическом театре оперы и балета имени Мусоргского  проходит торжественное собрание, посвящённое 100­летию музея. Под сводами театра  звучат тысячи слов восхищения перед этой великолепной сокровищницей национального  искусства. Сегодня вход в музей бесплатный. И первым сюрпризом для пришедших станет до  неузнаваемости преображённый подвальный вестибюль, новый кассовый зал, гардероб.  Приятно удивят посетителей и новое кафе, и магазин по продаже сувениров и прекрасных  художественных изданий, выпущенных к юбилею музея. Во второе столетие он вступает  преображённым и похорошевшим. (С.Алёхин) Учащиеся приходят к выводу, что первый текст – заметка. Назначение заметки –  информировать читателя в предельно сжатой форме о важном факте, событии. Для неё  характерно правдивое отражение жизни. Второй текст – интервью. Для этого жанра  характерно изложение фактов от имени лица, мнение которого интересно окружающим. Его  содержание составляют ответы собеседника на вопросы журналиста. VII. Аналитическая беседа  Докажите, что третий текст – репортаж.  Охарактеризуйте синтаксические особенности предложений, составляющих  текст. (Большая часть предложений носит описательный характер. В них много  прилагательных­эпитетов, помогающих понять великолепие праздника.)  Определите вид и время глаголов. (Четыре глагола несовершенного вида настоящего  времени и один глагол будущего времени)  Как вы думаете, для чего используются именно такие глагольные формы? Какие  действия они передают? (Употребление глаголов в такой форме помогает читателю  как бы стать свидетелем и участником события)  Выражена ли в репортаже авторская позиция? Как? (Прямо мы не видим авторского  «я», но через лексику, стиль повествования чувствуем восхищение автора, его  гордость)  Назовите композиционные особенности репортажа. (В начале текста автор указывает на дату – «сегодня», указывает место действия и значение события;  последовательность рассказа соответствует последовательности событий. Жанровые  и стилистические особенности текста помогают читателю наглядно представить  событие в его движении)  Давайте сделаем вывод, что же характерно для репортажа и составим «Памятку»,  которую запишем в справочники.VIII. Запись «Памятки» Слайд №9 1. Повествование в репортаже ведётся так, чтобы читатель наглядно представил  событие в его движении и развитии. 2. В репортаже обычно даётся оценка события, содержится публицистическое  сообщение, авторское раздумье. 3. Присутствие автора может выражаться отчётливо через использование местоимений  «я», «мы», а может быть и скрытым. 4. Обычно последовательность рассказа соответствует последовательности событий. Но  иногда, с целью повышения интереса читателя к событию, автор может начать  повествование с конца, с какого­либо разговора о событии, включая диалоги. IX. Редактирование текста. ­ Сегодня мы будем с вами писать репортаж на тему «Первое выступление драмкружка».  Прочитайте минирепортаж на эту тему, определите его недочёты. Слайд №10 Первое выступление драмкружка Ровно в шесть часов зазвучала музыка, занавес открылся. Одна сцена сменяется другой,  юные артисты выступают уверенно, профессионально. Зато как волнуются родители! В их  глазах и восторг, и страх, и слёзы умиления. Спектакль проходит на одном дыхании. И вот  уже звучат последние аккорды музыкального сопровождения, опускается занавес, в зале  тишина, которая вдруг сменяется громом аплодисментов, криками «браво», улыбками мам,  пап, учителей. (В этом репортаже недостаточно конкретных фактов: какой спектакль, по какому  произведению поставлен, хотелось бы прочитать описание афиши, узнать об артистах и их  игре. В данном репортаже напрашиваются красочные отступления, небольшие диалоги с  учащимися и родителями.) X. Слово учителя В.Гиляровский писал: «Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил,  внимания и находчивости» Однако кроме обычного текстового репортажа в газетах и,особенно, в журналах нередко появляются фоторепортажи, где основное содержание  выражается в фотографиях, а подписи к ним имеют пояснительный характер. В последние десятилетия в связи с повсеместным распространением радио, телевидения,  Интернета в нашу жизнь вошли и приобрели огромное значение самые оперативные жанры  информации – радио­ и телерепортажи. Мы с вами главным образом знакомимся с  репортажем «текстовым», написанным. Подготовленный ученик показывает подборку фотографий, представляющих собой  фоторепортаж. Домашнее задание 1. Индивидуальное. Прочитать «Репортаж с петлёй на шее» Ю. Фучика. Определить,  почему писатель употребил в названии произведения слово «репортаж». (2­3  ученика) 2. Переработать сочинение «Первое выступление драмкружка». (5­6 учеников) 3. Написать сочинение на одну из тем: «Незабываемый день», «Спортивный праздник»,  «Хоккейный матч», «Праздник русской зимы».

Посмотрите также