Борзенкова Татьяна Геннадьевна, директор МАУ ДО «ДЭБЦ», г.
Хабаровск
СОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ
САМООПРЕДЕЛЕНИЮ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ
ВОВЛЕЧЕНИЯ ИХ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В настоящее время Россия переходит от индустриального к постиндустриальному обществу. Это обусловливает смену девиза «образование на всю жизнь» новым девизом – «образование в течение всей жизни». Образование ориентируется на развивающуюся личность, приобретает статус открытой вариативной системы, обеспечивающей свободный выбор направлений деятельности, направленной на личностное и профессиональное самоопределение учащихся.
Согласно Н.С. Пряжникову и Е.Ю. Пряжниковой, профессиональное самоопределение – это поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения [4, с.32].
Процесс развития профессионального самоопределения представляет собой динамику изменений его составляющих, которые, накапливаясь количественно, приводят к качественному скачку, выражающемуся в закономерной смене различных состояний школьника [3, с.109]. Поэтому для определения уровня профессионального самоопределения важно выделить его компоненты, последовательное усвоение которых будет влиять на состояние школьника в начале его самоопределения и на происходящие изменения и состояние по его завершению.
Когнитивный компонент включает в себя знание о мире профессий; обогащение профессиональной деятельности, потребность и готовность к выбору профессии. Показателем развития здесь будет являться успешность освоения общеразвивающей программы в учреждении дополнительного образования.
Мотивационный компонент определяет профессиональные потребности школьника, его внутренние ресурсы, силы, установки; профессионально-психологические возможности, способности и индивидуальные особенности. Показатель развития мотивационного компонента выражается в социальной активности учащихся, ответственности за конечные результаты деятельности.
Деятельностный компонент предполагает формирование своего «Я»; профессиональное становление, овладение способами достижения высокой результативности труда, гармонизации интересов и смыслов жизнедеятельности. Показатель развития деятельностного компонента – способность и стремление действовать самому и саморазвиваться.
Представленные компоненты – это последовательные этапы, реализация которых позволит организовать процесс профессионального самоопределения в образовательной среде системы дополнительного образования.
Дополнительное – мотивированное образование, позволяет человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Оно разнонаправлено и вариативно. К числу наиболее перспективных направлений относятся: научно-техническое, естественнонаучное, социально-педагогическое, художественное, физкультурноспортивное, туристско-краеведческое.
Являясь гибкой, динамичной, многоуровневой системой, основанной на индивидуальном подходе к обучаемому, дополнительное образование, в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка, может успешно решать задачу подготовки учащихся к выбору будущей профессии.
В детском эколого-биологическом центре система мероприятий, направленная на профессиональное самоопределение учащихся, предполагает работу с родителями, педагогами, учащимися по 3 направлениям: диагностическое, общественное, учебноисследовательское.
Диагностика является обязательным условием профориентационной работы. Проводится в начале и конце обучения с целью выявления мотивационных и познавательных потребностей учащихся, по следующим направлениям:
- уровень сформированности интереса к данному виду деятельности (модифицированная методика Н.Ц. Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.
Матюхиной);
- уровень учебной мотивации, предпочтительных видов деятельности учащихся (автор Дубовицкая Т.Д.)
- определение мотивационных и познавательных потребностей;
- определение личностного роста школьников (модифицированный вариант, автор Д.В. Григорьев)
Второе направление – Общественное. Являясь координатором экологической работы в городе, методистами и педагогами ежегодно организуется и проводится до 20 мероприятий для учащихся центра и города, реализуется 3 социально-значимых проекта и 1 международная программа.
Более подробно остановимся на третьем направлении – Учебноисследовательская деятельность, работа в котором носит практикоориентированный характер. Важно не столько знакомить учащихся с теоретическими аспектами, сколько вовлечь их в определенные виды учебных исследований, связанные с будущей профессией.
Учебно-исследовательская деятельность – это приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном учреждении [2, с.
6].
Коллективом центра разработаны практико-ориентированные целевые программы: «Олимпиец» (для одаренных и мотивированных детей), «Академия ЭЗОП» (Экология Земли и Охрана Природы), «Исследователи ЭкоЛаб», КОЗЭШ (краевая очно-заочная экологическая школа) которые способствуют приобретению учащимся навыка организации и проведения исследований, представления результатов своей работы общественности.
В рамках программ предусмотрена как групповая работа, так и работа по индивидуальным образовательным маршрутам по осуществлению исследовательской деятельности, в которые входят занятия по правилам проведения, оформления учебно-
исследовательских работ, составления авторефератов и алгоритма работы, решение различных экологических ситуаций, работа с литературными источниками, тестовыми заданиями.
Важным преимуществом профориентационной работы в центре является тесное взаимодействие с ВУЗами и НИИ. В рамках такого социального партнерства происходит сетевое взаимодействие на основе подбора определенных направлений деятельности, позволяющих стимулировать развитие личности, получить более разнообразный спектр образовательных услуг и выстроить индивидуальный план.
Проведение совместных исследований с институтами в процессе обучения закладывает основу для дальнейшего самоопределения и саморазвития личности, так как эта деятельность основана на естественном стремлении каждого человека с момента рождения к самостоятельному познанию окружающего мира.
В образовательном процессе можно выделить следующие виды исследований: проблемно-реферативные, экспериментальные, описательные, исследовательские.
Любая исследовательская работа с учащимися строится по определенному алгоритму [1, с. 10]:
1. Постановка учебной проблемы – это творческая задача, которая уже решена учеными. Для науки она не представляет объективной новизны, однако для учащихся – это субъективно новая задача, которую они еще не решали.
2. Составление методики решения проблемы. На данном этапе составляется детальный план решения проблемы
3. Изучение и конспектирование учебной и дополнительной литературы.
4. Решение проблемы и выдвижение гипотез. В процессе работы на этом этапе выдвигаются гипотезы. Задача ученика выдвинуть как можно больше гипотез, что при наличии соответствующих алгоритмов вполне возможно и весьма проблематично при их отсутствии.
5. Практическая проверка полученных гипотез. Предполагается, что ученики самостоятельно составят программы наблюдений, измерений и опытов и проведут их (насколько это возможно в условиях центра).
6. Применение полученных решений для решения других проблем. На этом этапе учащимся предлагается система творческих задач по материалу темы, для выполнения которых наряду с алгоритмами, методиками, используются составленные конспекты и практически проверенные решения проблем. Этот этап – расширение и углубление исследовательской работы через решение прикладных задач. Этот этап предполагает, что ученик учится применять самостоятельно полученные знания и умения в практических, жизненных ситуациях. Теперь ученику становится понятно без долгих объяснений, зачем он проводил исследование.
7. Внесения дополнений в учебную информацию по результатам исследований. Конспекты учебной информации дополняются практически проверенными положениями, результатами, полученными в процессе их применения для решения прикладных задач. Это позволяет значительно расширить и углубить учебную информацию и что самое главное – непроизвольно усвоить ее.
8. Защита выполненной работы. При защите выполненной работы, ученик излагает методику работы, конкретные результаты, полученные на каждом этапе исследования, выводы и предложения по дальнейшим исследованиям. Защита выполненной учеником работы проходит в форме презентации или стендового доклада в своем объединении или на уровне города, края, России.
На этом этапе важно, чтобы ученик не только усвоил технологию исследовательской деятельности, но и те перспективы, которые теперь перед ним открываются.
Результатом работы по выполнению исследовательских работ, профессиональному самоопределению можно назвать участие в мероприятиях разного уровня. В 2016-2017 учебном году 261 человек (31,9 % от общего количества учащихся), приняли участие в мероприятиях разного уровня. Из общего количества участников победителями и призерами стали 117 человек, что составляет 14,3 % от общего количества обучающихся.
Выпускники центра, закончившие 11 классов 80% поступают в ВУЗы города и края. За три года 14 одиннадцатиклассников, выпускников центра, поступили в ВУЗы на специальности экологобиологического и медицинского профиля на бюджетные места.
Список использованных источников
1. Баженова К.А., Аронов А.М. Организация учебноисследовательской деятельности школьников: Учебно-
методическое пособие / Под ред. А.С. Обухова. – М: Национальный книжный центр, 2016. – 128 с.
2. Исследовательская работа школьников / сост. Н.С. Криволап. – Мн.: Красико-Принт, 2005 – 178 с.
3. Кравчук Л.А. Профессиональное самоопределение старшеклассников в образовательном процессе системы довузовской подготовки: монография. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2011 - 223 с.
4. Пряжников, Н.С., Пряжникова, Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства Текст. / Н.С. Пряжников, Е.Ю.
Пряжникова. М.: Изд-во «Академия», 2004. - 480 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.