Основные принципы организации и коррекционно-педагогического и образовательного процесса:
учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;
комплексный подход к диагностике и коррекционной помощи;
модификация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения на основе преемственности школьного курса с дошкольным при соблюдении дидактических требований соответствия содержания обучения познавательным возможностям детей;
дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми;
обеспечение стандарта общеобразовательной подготовки в условиях непрерывности дошкольно-школьного воспитания, обучения и лечения детей с нарушением зрения;
система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации детей;
создание офтальмогигиенических условий в учебных классах, групповых комнатах и лечебных кабинетах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и потребностей ребенка.
Коррекционные задачи:
Достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств,ориентировки в пространстве;
коррекция здоровья и физического развития путем применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку;
преодоление недостатков (скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни пространства), возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями; активизация и упражнение зрительных функций в процессе физического воспитания, осуществляемые в тесной взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой.
Трудовое обучение
Дети с нарушением зрения при поступлении в специальное дошкольное учреждение оказываются беспомощными в самообслуживании большая недооценка возможностей детей с нарушением зрения со стороны взрослых.
Следует обеспечивать условия для преодоления таких недостатков и проводить систематическую работу по воспитанию самостоятельности.
результат
Игра
Дети с нарушением зрения приобретают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически овладевают нормами и правилами поведения.
Специальной задачей в развитии игры детей с нарушением зрения является преодоление вербализма и обогащение чувственной основы игры.
Воспитатель и тифлопедагог руководя игрой, учат детей с нарушением зрения видеть окружающее и отображать увиденное в своих играх.
Игра служит для педагога эффективным средством преодоления недостатков развития личности ребенка с нарушением зрения. Необходимым условием возникновения самодеятельных форм детской игры является педагогическая помощь, направленная на формирование предметных представлений, игровых умений и способов совместного взаимодействия в игре.
Существенное место отводит педагог работе по формированию и обогащению сюжета ролевых игр путем наблюдения за жизнью и действиями взрослых, путем чтения художественной литературы, разыгрывание небольших инсценировок.
Важная роль отводится дидактическим играм как средству развития зрительного восприятия, формирование полисенсорных взаимосвязей, умственного, нравственного воспитания детей с нар.зрения.
С первого года обучения следует учить детей видеть и понимать реальные предметы в из взаимосвязях и пространственных отношениях ( видеть сенсорные эталоны). Формировать эти представления следует по принципу нарастающей сложности: 1-3 сенсорных эталонов до усвоения более полного набора этих эталонов.
Далее закрепляется поэлементное сравнение множеств, но с выделением количества, начинается обучение измерению величин с помощью условных мерок- все это становится основой формирования полноценного понятия о числе и счете.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений важно уделять внимание развитию зрительного восприятия, зрительно-пространственной ориентации и формированию чувственно- практического опыта детей за счет активного включения в процесс обучения сохранных анализаторов и речи.
Ознакомление с окружающим миром
Программа «Ознакомление с окружающим миром » способствует формированию у детей реальных представлений об окружающем мире и жизни человека
Процесс ознакомления состоит в детальном изучении предмета. Дети учатся последовательному зрительному выделению, анализу основных опознавательных, зрительно фиксированных функций.
На первом и втором годах обучения занятия по ознакомлению с окружающим миром тесно связано с развитием речи.
На третьем и четвёртом годах обучения осуществляется работа по расширению и систематизации представлений об обществе, природе, даются некоторые математические и эстетические навыки.
При нарушении зрения формирование музыкальной деятельности идёт от показа к подражанию и осуществляется на многофункциональной основе:
Речевой
Слуховой
Музыкально-двигательной
Методика проведения занятий должна учитывать специфические особенности детей. Движения детям следует показывать с близкого расстояния, а для детей с низкой остротой зрения повторять их по несколько раз. Иногда следует, взять ребёнка за руку, двигаться вместе с ним, чтобы он ощутил ритм.
В музыкально – ритмических упражнениях полезно использовать ленты, флажки, обручи, мячи, кольца, платочки.
Коррекционная работа состоит:
Взаимосвязь и взаимодействие со всеми видами детской деятельности
Во всестороннем содержании методов, приемов и средств коррекции
В компенсаторном развитии средствами деятельности
В интеграции ребенка в обществе зрячих
Успешность коррекционной работы зависит от:
Учета отклонений и нарушений в психофизическом развитии детей
Реализация основных принципов коррекционной работы
Содержания, форм и методов коррекционной работы
Взаимосвязи психолого-педагогической и лечебно-воспитательной работы
Коррекционно –педагогическая работа осуществляется через:
специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, социальной адаптации и пространственной ориентировке, коррекции речевых нарушений;
организация коррекционных упражнений на различных занятиях, в играх и бытовой деятельности.
Содержание коррекционной работы — это фактический материал, усваиваемый детьми, без чего они не смогут адекватно действовать в окружающей действительности и успешно входить в общеобразовательный процесс.
Как важное коррекционное условие, включение большого количества практических заданий и упражнений, в результате выполнения которых в значительной степени обогащается чувственный опыт детей.
Перспективным способом коррекционной работы являются занятия по формированию способов сенсорной ориентировки с помощью сохранных анализаторов в их тесной взаимосвязи со зрительной ориентацией.
Формирование знаний о своих сенсорных возможностях значительно продвигает ребенка в развитии адаптивных способностей при ориентировке в окружающем мире.
Лечебная физкультура введена в курс коррекции, для преодоления недостатков двигательной сферы, и направлена на лечение заболеваний, профилактику из осложнений и на предупреждения обострений. При проведении и планировании занятий учитываются особенности развития ребенка и характер его заболевания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.