СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
Оценка 4.7

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»

Оценка 4.7
docx
07.12.2022
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
russkiy_yazyk_kak_rodnoy.docx

Русский язык как родной: об изменении в ФЗ «Об образовании в Р.Ф.»

Конституция Российской Федерации

Ст.68 Конституции РФ:

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Закон
«Об образовании в Российской Федерации»

В России гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории России, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик РФ в соответствии с законодательством республик. Преподавание и изучение государственных языков республик РФ не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка.

Закон
«Об образовании в Российской Федерации

Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации,

  а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г.
N 317-Ф3 «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации

1) статью 11 дополнить частью 5.1 следующего содержания:

5.1 Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка»

Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке.

Родители  в 1 классе написали заявление, что хотят   изучать родной язык - русский язык.

 При 5-дневной учебной неделе обязательная часть учебного предмета «Русский язык» в 1-4 классах составляет 4 часа в неделю, «Литературное чтение» в  1-3 классах – 4 часа в неделю, в 4 классе – 3 часа в неделю.

С целью обеспечения условий для развития языковых компетенций в 1-4 классах учебный предмет «Русский язык» при 5-дневной учебной неделе (обязательная часть - 4 часа в неделю) дополнен частью, формируемой участниками образовательных отношений (1 час). 

С 2018 года 1 час по выбору ,мы распределили на изучение родного языка. 1 раз в неделю проводится либо р одной русский-17 часов, либо литературное чтение на родном языке -18часов. За год всего 35 уроков. Отметки выставляются по полугодиям. По своему содержанию они не должны дублировать учебные предметы. Примерные образовательные программы  для школ утверждены по 18 национальным языкам, в том числе русскому родному. Их  можно найти на официальном сайте реестра общеобразовательных программ.

 

 

примернАЯ программА по учебному предмету «Русский родной язык» ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, реализующих программы НАЧАЛЬного общего образования

Основными целями курса

разработчики  программы  назвали

ž воспитание гражданина и патриота,

ž совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,

ž  углубление и, при необходимости, расширение знаний о явлениях и категориях современного русского литературного языка,

ž совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,

ž  развитие проектного и исследовательского мышления.

Автор: Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И.,
Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю

      Учебник для 1 класса предназначен для сопровождения и поддержки основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации. Согласно Примерной программе, курс русского родного языка в 1 классе рассчитан на 33 часа учебной нагрузки. Работа с учебным пособием позволит расширить представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, развить познавательный интерес, любовь и уважительное отношение к русскому языку, а через него к родной культуре. По литературе используем хрестоматию «Литература Дона»1-4класс. Тексты Донских писателей.

 

 

В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:

·                  расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

·                  формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

·                  совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;

·                  совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

·                  совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

·                  приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».

. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность. Имеет преимущественно практико-ориентированный характер.

3 блока

Первый блок-лингвокульторология.

 

Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее»включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.

Второй блок-это норма речи

«Язык в действии»Правильная постановка ударения ,верное словоупотребление, грамматическая культура речи .. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.

Третий блок  риторика – «Секреты речи и текста»связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета

«Русский родной язык»

 

Первый год обучения (33 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок». 

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.).  2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха,  сарафан, лапти и т.д.) 

Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).

Проектное задание: «Словарь в картинках».

Раздел 2. Язык в действии (10 часов)

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).

Смыслоразличительная роль ударения.

Звукопись в стихотворном художественном тексте.

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

Раздел 3. Секреты речи и текста (9 часов)

        Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи.  Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

Резерв учебного времени – 2 ч.

 

Второй год обучения (68 ч)

 

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (25 часов)

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.). 

Проектное задание: «Почему это так называется?».

Раздел 2. Язык в действии (15 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.

Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов  и сказок, в которых есть слова с необычным произношением  и  ударением».

Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.

Совершенствование орфографических навыков. 

Раздел 3. Секреты речи и текста (25 часов)

Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

 

Литературное чтение на родном языке.

Тема урока

Кол - во часов

1

Устное народное творчество.

0,5

2

Веселые путаницы.

0,5

3

Алфавит. Необычные азбуки.

0,5

4

Из истории букварей.

0,5

5

С. Михалков. «Азбука».

0,5

6

Освоение рифмы. К. Чуковский «Тарканище».

0,5

7

Русский фольклор. Считалки.

0,5

8

Русский фольклор. Загадки.

0,5

9

Звучащий мир поэзии. В.Лунин «Жук». Н. Матвеева «Груши».

0,5

10

Русские народные сказки.

0,5

11

Лиса и Рак. Русская народная сказка.

0,5

12

Лиса и тетерев. Русская народная сказка.

0,5

13

Лисичка — сестричка и волк. Русская народная сказка.

0,5

14

К.Ушинский. «Лиса и козел».

0,5

15

М. Пришвин. «Осеннее утро».

0,5

16

Л. Толстой. «Орел».

0,5

17

А. Барто. «Думают ли звери».

0,5

 

Итого:

8,5 ч

 

В министерстве просвещения, до конца года появятся ещё более десятка программ. И на этом не остановятся. Сегодня существует запрос на изучение 81 языка народов нашей страны. Ряд учебников уже находится в стадии утверждения для включения в федеральный перечень. Также в ближайшее время будет утверждена Концепция преподавания родных языков.


 

Русский язык как родной : об изменении в

Русский язык как родной : об изменении в

Закон «Об образовании в Российской

Закон «Об образовании в Российской

Российской Федерации , в том числе русского языка как родного языка»

Российской Федерации , в том числе русского языка как родного языка»

АЯ программА по учебному предмету «Русский родной язык»

АЯ программА по учебному предмету «Русский родной язык»

По литературе используем хрестоматию «Литература

По литературе используем хрестоматию «Литература

Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней

Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней

Русский язык». . Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность

Русский язык». . Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность

Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию…

Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию…

Содержание учебного предмета «Русский родной язык»

Содержание учебного предмета «Русский родной язык»

Смыслоразличительная роль ударения

Смыслоразличительная роль ударения

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за…

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за…

Практическая работа : «С лушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением»

Практическая работа : «С лушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением»

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2022