Содержание уровневой дифференциации на уроках физики
Существуют различные способы и методы организации учебно-воспитательной работы в школе на пути подготовки образованной и всесторонне развитой молодежи, выполняя требования общества, поставленные перед школами. Из них можно отметить способ дифференцированного обучения.
Ученики, обучающиеся по одной учебной программе и в одном классе могут по-разному воспринимать и изучать учебные материалы. Так как способности, уровни знаний учащихся в классе разные, появляется необходимость поиска эффективных способов обучения с помощью дифференцированного обучения. В ходе дифференцированного обучения ученикам дается возможность самим выбирать уровень сложности и объем учебных материалов в связи со своими познавательными потребностями, способностями и проявлением интереса. Дифференцированное обучение дает возможность увеличить эффективность обучения физике.
Главные целевые направления уровневой дифференциации в обучении физике представлены ниже:
– обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей;
– адаптация обучения по особенностям различных групп учащихся.
Один из способов реализации уровневой дифференциации на уроках физики это применение заданий разных уровней.
В ходе обучения школьники могут выбирать и выполнять задания 3 уровней сложности:
1. Задания на уровне повторения состоят из обязательного уровня образования. Ученикам дается алгоритм для решения таких задач; они выполняют задания одно за другим, опираясь на алгоритм.
2. Задания среднего уровня (продуктивные) требуют обобщения нового материала, побуждают к подведению итогов, применению своих знаний в новых условиях. Здесь учащимся предлагают выполнить задание, взяв за основу готовую информацию, предоставленную учителями или общее решение вопроса. Учитель может показать один вариант решения задания, а ученики должны подумать и осуществить свои способы решения.
3. Высокий (творческий) уровень заключается в выполнении заданий, состоящих из творческих элементов. Необходимо найти уникальные решения данного вопроса в решении заданий сложного уровня, требующие сравнения, анализа, выводов, а также творческого мышления. Здесь учащимся дается лишь описание задания, а способ решения они должны найти сами.
По такому прогрессирующему процессу, ученик может подняться до соответствующего своим возможностям уровня, начиная с первой (нижней) стадии. Учитель также способствует продвижению учеников вперед: ставя перед ними вопрос, побуждает интерес учащихся к уроку, с помощью активных методов и способов, направляет их к определению высоких целей и их достижению.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.