Описание урока
1. Фамилия, имя, отчество Семенова Елена Константиновна
2. Место работы: МБОУ гимназия №1
3. Должность: учитель биологии
4. Класс: 8 класс (продолжительность урока 40 минут)
5. Предмет: биология
6. Тема урока: Определение витамина С в продуктах
7. Место урока в теме и программе по предмету: тема изучается во втором полугодии учебного года в главе «Обмен веществ и энергии» (3 урок в КТП, учебник Биология 8 класс, Драгомилов А. Г., Маш Р. Д.). Глава разделена на 3 урока. Данный урок может быть проведен последним в главе.
8. Ключевая идея урока: экспериментальное определение содержание витамина С в отдельных продуктах питания в условиях школьной лаборатории, определение наиболее богатых по содержанию продуктов и формулирование рекомендаций для регулярного употребления.
9. Цель (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:
Знать:
- биологическую роль витамина С и практическое значение для здоровья человека
- в каких продуктах содержится наибольшее количество витамина С
Уметь:
- определять содержание витамина С в различных продуктах
- составлять рекомендации для профилактики заболеваний, связанных с дефицитом витамина С
10. Инструменты и критерии/показатели/индикаторы оценки достижения запланированных результатов:
Инструменты: устный опрос (в том числе дискуссия), публичное выступление (демонстрация схемы переливания крови)
Критерии/показатели/индикаторы:
Задание 1: «- Прочитайте текст. Ответьте на вопрос «О чем этот текст»? Сформулируйте вопросы к тексту. На работу дается 5 минут. После запишите ваши вопросы на ПК в общем документе Word для демонстрации на проекторе. Повторяющиеся вопросы не фиксируем». Обучающиеся формулируют вопросы к тексту, после чего фиксируют вопросы на ПК учителя в документе Word для демонстрации на проекторе. Критерии выполнения: сформулировали вопросы или не сформулировали
Задание 2: «- Выберите из предложенных продуктов (фрукты, соки, напитки) продукт наиболее богатый витамином С (прил. 2)». Выбирают продукт. Записывают на стикерах выбранный продукт и клеят на доску (гипотезы обучающихся)
11. Организационно-педагогические условия проведения урока:
Информация отражена в технологической карте урока и подробном конспекте к уроку.
12. Перечень дидактических материалов:
- текст о заболевании цинга (приложение 1)
- перечень оборудования для эксперимента (приложение 2)
- инструкция для определения витамина С в представленных образцах (приложение 3)
Оснащение урока: ПК, проектор, магнитная доска/флипчарт
Ход урока
Этап занятия |
Задачи этапа, формы и виды деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предварительный этап. Организация пространства |
До урока: Подготовить раздаточный материал (приложение 1, 2, 3) Подготовить компьютер, проверить работает ли проектор. Дети работают в парах |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный этап |
Встреча детей, рассаживание по местам |
Проверьте готовность детей к уроку, приветствуем обучающихся: «- Здравствуйте, садитесь» |
Готовятся к уроку, здороваются с учителем, рассаживаются по местам: «- Здравствуйте» |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основной этап
|
1. Проблематизация. Задания 1 (5 минут) (- получение вопросов от обучающихся) |
На экран выводится текст (пр.1) Формулируем задание: «- Прочитайте текст. Ответьте на вопрос «О чем этот текст»? Сформулируйте вопросы к тексту. На работу дается 5 минут. После запишите ваши вопросы на ПК в общем документе Word для демонстрации на проекторе. Повторяющиеся вопросы не фиксируем»
После постановки задания наблюдайте за деятельностью обучающихся. |
Читают текст, отвечают на вопрос, о чем этот текст, формулируют вопросы к тексту. Вопросы записывают на листочке, после чего фиксируют вопросы на ПК учителя в документе Word для демонстрации на проекторе |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Дискуссия с обучающимися по заданию 1 (5 минут)
2.1 Задание (2 минуты)
2.2 Проведение эксперимента (20 мин) |
Организовываем учебную дискуссию. Слушаем ответы на вопрос «О чем этот текст»?
Выводим вопросы на доску. «- Посмотрите на вопросы, выведенные на доске»
В результате дискуссии дети самостоятельно или с помощью наводящих вопросов учителя отвечают на вопросы.
Задаем вопрос: «- Знаете ли вы в каких продуктах содержится витамин С?»
«- Считается, что много витамина С содержится в соках, во фруктах, ягодах и т. д. Я предлагаю вам перечень продуктов, в которых может содержаться витамин С.»
Вывести на доску перечень продуктов. Дети работают в парах. Задание: «- Выберите из предложенных продуктов (фрукты, соки, напитки) продукт наиболее богатый витамином С (прил. 2)»
Задание: «- Давайте определим, какой продукт содержит наибольшее количество витамина С? Раздать инструкцию и оборудование по проведению эксперимента (прил. 3). 1 ряд – даем пробирки с натуральными напитками, домашнего приготовления 2 ряд – фрукты 3 ряд – напитки, купленные в магазине
|
Предполагаемый ответ на вопрос «О чем этот текст?» Ответ: о заболевании, которое может привести к смерти. Смотрят вопросы на доске. По порядку отвечают на вопросы. Примерные вопросы: - Что такое цинга? - При каких условия возникала болезнь? - Как лечить цингу? - Чем вызвана болезнь цинга? - Что делать чтобы не заболеть цингой? - Можно ли вылечиться от этой болезни?
Предполагаемые ответы: - Цинга́ — болезнь, вызываемая острым недостатком витамина C. - При недостатке витамина С. - Употреблять в пищу продукты, содержащие витамин С.
Делают вывод, что болезнь наступает в результате дефицита в организме витамина С. Лечится она употреблением в пищу продуктов, содержащих витамин С.
Слушаем ответы на вопрос. Предполагаемый ответ «Да, знаем. Это лимоны, смородина и т. д.»
Выбирают продукт. Записывают на стикерах выбранный продукт и клеят на доску (гипотезы обучающихся)
Проводят эксперимент.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Внесение полученных данных в таблицу (5 минут). |
«- Посмотрите на таблицы на экране. Давайте зафиксируем в этих таблицах информацию после ваших экспериментов»
Содержание витамина С в натуральных напитках, домашнего приготовления
Содержание витамина С во фруктах.
Содержания витамина С в соках, купленных в магазине
На слайде выводим сводную таблицу. Содержания витамина С в напитках и фруктах.
|
Вносят полученные данные в таблицу на ПК учителя в документе Word для демонстрации на проекторе.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Подведение итогов. (1 минута) |
Обсудить с обучающимися результаты эксперимента. Выявить напиток, наиболее содержащий витамин С.
|
Дискуссируют. Делают вывод. Вывод: витамина С больше всего содержится ……. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сравнение выдвинутых гипотез с результатами исследования |
|
Просим ребят сравнить свои гипотезы с результатом исследования «- Посмотрите на доску со стикерами, сравните полученные результаты с вашим выбором»
|
Вывод соотносят с их выбранными напитками |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание
|
|
Учитель дает домашнее задание «- Составить рекомендации по употреблению продуктов, богатыми витамином С, для профилактики цинги и других заболеваний, связанных с дефицитов витамина С»
|
Записывают домашнее задание
«- Спасибо за урок, до свидания» |
|
Приложение 1
Когда римские легионы вторглись во владения своих северных соседей и надолго задержались за Рейном, им пришлось познакомиться с заболеванием, поразившим многих воинов и, судя по описанию древнеримского историка Плиния, весьма похожим на цингу. Интересно, что врачи, не имея истинного представления о природе бедствия, постигшего подопечное им воинство, быстро нашли спасительное средство. Им оказалось какое-то растение, названное римлянами «британская трава». К сожалению, более определенных сведений об этом целебном растении история не сохранила, и мы не можем сейчас точно указать, какой именно представитель европейской флоры оказал столь ценную услугу древнему Риму.
В дальнейшем цинга, или скорбут, стала довольно частым гостем в странах Европы. Так, например, по подсчётам некоторых историков, с 1556 по 1856 г. в Европе имело место 114 эпидемий, унесших в могилу многие тысячи человеческих жизней. В России было зарегистрировано 101 тыс. случаев цинги. Большой вред цинга наносила экипажам флотов европейских стран, особенно в период открытия морских путей в Индию и Америку. В 1498 году Васко да Гама, прокладывая путь в страну душистого перца и корицы (Индию), потерял от цинги 100 из 160 членов своей команды.
Жак Картье в 1953 году описал эту болезнь, поразившую его спутников во время путешествия по реке Св. Лаврентия: «Они лишились всех своих сил и не могли стоять на ногах... Да к тому же появились на коже багровые пятна крови, которые покрывали голени, колени, бёдра, ягодицы, плечи, руки, изо рта стал идти зловонный запах, дёсны так загнили, что было видно всё мясо до корней зубов, а сами зубы почти все выпали».
Приложение 2.
Оборудование для эксперимента.
1. Фрукты: апельсин, лимон, грейпфрут, киви, ягоды смородины
2. Натуральные напитки, домашнего приготовления: апельсиновый сок, отвар из шиповника, облепиховый морс, компот, лимонный напиток
3. Соки, купленные в магазине: Яблочный, виноградный, ананасовый, апельсиновый соки и минеральная вода.
4. Химическое оборудование и реактивы: пробирки, раствор йода 5%-ного, пипетки, крахмальный клейстер, вода, мерные стаканчики.
Приложение 3
Инструкция для определения витамина С в представленных образцах.
1. Последовательность действий по методике йодометрии:
-отмерить 20 мл жидкости и разбавить его водой до объёма 100 мл;
-добавить в стакан с жидкостью 1 мл крахмального клейстера;
- добавить по каплям 5% раствора йода в исследуемый объект до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего, в течение 10–15 сек.
-с помощью пипетки посчитать, сколько капель добавили до появления синего окрашивания.
2. Выполнение расчётов:
1 мл его 5%-ного раствора соответствует 35 мг аскорбиновой кислоты
1 мл р-ра йода – 30 капель р-ра йода
х2 мл р-ра йода — х1 (х1 – количество капель, которые затратили обучающиеся)
Следовательно, на окисление аскорбиновой кислоты потребовалось х2 мл йода.
1мл 5% р-ра йода – 35 мг аскорбиновой кислоты
х2 5% р-ра йода — х3 мг аскорбиновой кислоты
Следовательно, х3 - количество аскорбиновой кислоты содержащейся в 100 мл исследуемой жидкости.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.