"Управление человека собой является, по мнению Коменского, одной из трех целей воспитания. Оно достигается нравственным воспитанием." [5, с. 37]
Необходимо отметить, что точка зрения Коменского на школьное нравственное образование отличается от ныне общепринятой в России. Здесь для сокращения расходов на школу, личности учителя и воспитателя являются объединенными. Коменский же разводит их вводя понятия педагогиуса (учителя) и педагога (воспитателя).
Содержание, формы и методы
нравственного воспитания по Я.А. Коменскому.
"Управление человека собой является, по мнению Коменского, одной из трех целей воспитания. Оно
достигается нравственным воспитанием." [5, с. 37]
Необходимо отметить, что точка зрения Коменского на школьное нравственное образование отличается от
ныне общепринятой в России. Здесь для сокращения расходов на школу, личности учителя и воспитателя
являются объединенными. Коменский же разводит их вводя понятия педагогиуса (учителя) и педагога
(воспитателя).
Тщательно изучив в университетской молодости труды Платона, Аристотеля, Плутарха и Сенеки,
Коменский вслед за ними объявляет главными добродетелями воспитанного человека мудрость, умеренность,
мужество и справедливость. Он советовал развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к
другим людям, опрятность и аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие.
"Из числа нравственных добродетелей особенно настойчиво должен он (педагог Прим. сост.)
рекомендовать и внедрять путем упражнений способность переносить труды, больше того, стремление к ним;
ибо достигнув этого, они будут иметь великое сокровище для жизни". [2, с. 157]
Эта точка зрения на нравственные категории вполне согласуется с протестантскими воззрениями Яна Амоса
Коменского. В качестве нравственных ориентиров для него выступают сам Христос, который нашел в себе
силы пострадать за все человечество, Иов ради любви к Господу терпевший самые разные лишения, и
Соломон образец библейской мудрости.
Средствами нравственного воспитания Коменский считал: пример родителей, учителей, товарищей;
наставления, беседы с детьми; упражнения детей в нравственном поведении (в частности, в воспитании
мужества); борьбу с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое
значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек.
Одно из самых больших мест в нравственном воспитании детей Коменский отводит семье, роли матери и
отца. Школа, воспитатели, проповедники, считает он, могут лишь развить и некоторым образом направить
воспитание детей в нужное русло, но основное умонастроение личности рождается всетаки в семье.
Стараясь поддерживать в своих учениках живость, свойственную детскому возрасту, Коменский вместе с
тем и требовал от них дисциплины. Следует поддерживать дисциплину "хорошими примерами, ласковыми
словами, и всегда искренним и откровенным благорасположением" [6, с. 37]
В книге "Законы хорошо организованной школы" Коменский оговаривает правила поведения учеников,
старост классов (декурионов), служащих школы, учителей, воспитателей и директоров.
"Пусть поддержание дисциплины всегда происходит строго и убедительно, но не шутливо или яростно,
чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть. Следовательно, при руководстве юношеском
должна иметь место кротокость без легкомыслия, при взысканиях порицание без язвительности, при
наказаниях строгость без свирепости" [6, с. 37]