Содержание, формы и методы нравственного воспитания по Я.А. Коменскому.

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

"Управление человека собой является, по мнению Коменского, одной из трех целей воспитания. Оно достигается нравственным воспитанием." [5, с. 37] Необходимо отметить, что точка зрения Коменского на школьное нравственное образование отличается от ныне общепринятой в России. Здесь для сокращения расходов на школу, личности учителя и воспитателя являются объединенными. Коменский же разводит их вводя понятия педагогиуса (учителя) и педагога (воспитателя).
Иконка файла материала Содержание.doc
Содержание, формы и методы  нравственного воспитания по Я.А. Коменскому. "Управление   человека   собой   является,   по   мнению   Коменского,   одной   из   трех   целей   воспитания.   Оно достигается нравственным воспитанием." [5, с. 37] Необходимо отметить, что точка зрения Коменского на школьное нравственное образование отличается от ныне общепринятой в России. Здесь для сокращения расходов на школу, личности учителя и воспитателя являются   объединенными.   Коменский   же   разводит   их   вводя   понятия   педагогиуса   (учителя)   и   педагога (воспитателя). Тщательно   изучив   в   университетской   молодости   труды   Платона,   Аристотеля,   Плутарха   и   Сенеки, Коменский вслед за ними объявляет главными добродетелями воспитанного человека мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Он советовал развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность и аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие.  "Из   числа   нравственных   добродетелей   особенно   настойчиво   должен   он   (педагог   ­   Прим.   сост.) рекомендовать и внедрять путем упражнений способность переносить труды, больше того, стремление к ним; ибо достигнув этого, они будут иметь великое сокровище для жизни". [2, с. 157] Эта точка зрения на нравственные категории вполне согласуется с протестантскими воззрениями Яна Амоса Коменского. В качестве нравственных ориентиров для него выступают сам Христос, который нашел в себе силы  пострадать   за  все   человечество,   Иов  ­  ради   любви   к  Господу   терпевший   самые   разные   лишения,  и Соломон ­ образец библейской мудрости.  Средствами   нравственного   воспитания   Коменский   считал:   пример   родителей,   учителей,   товарищей; наставления,   беседы   с   детьми;   упражнения   детей   в   нравственном   поведении   (в   частности,   в   воспитании мужества);   борьбу   с   распущенностью,   с   ленью,   необдуманностью,   недисциплинированностью.   Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек. Одно из самых больших мест в нравственном воспитании детей Коменский отводит семье, роли матери и отца. Школа, воспитатели, проповедники, считает он, могут лишь развить и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло, но основное умонастроение личности рождается все­таки в семье.  Стараясь поддерживать в своих учениках живость, свойственную детскому возрасту, Коменский вместе с тем и требовал от них дисциплины. Следует поддерживать дисциплину "хорошими примерами, ласковыми словами, и всегда искренним и откровенным благорасположением" [6, с. 37]  В   книге   "Законы   хорошо   организованной   школы"   Коменский   оговаривает   правила   поведения   учеников, старост классов (декурионов), служащих школы, учителей, воспитателей и директоров.  "Пусть поддержание дисциплины всегда происходит  строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть. Следовательно, при руководстве юношеском должна   иметь   место   кротокость   без   легкомыслия,   при   взысканиях   ­   порицание   без   язвительности,   при наказаниях ­ строгость без свирепости" [6, с. 37]