СОДЕРЖАНИЯ ТЕМЫ «ГЕОГРАФИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА МИРА» В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ 10-11КЛАССА
Оценка 4.6

СОДЕРЖАНИЯ ТЕМЫ «ГЕОГРАФИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА МИРА» В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ 10-11КЛАССА

Оценка 4.6
Документация
docx
география
9 кл—11 кл
21.04.2023
СОДЕРЖАНИЯ ТЕМЫ «ГЕОГРАФИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА МИРА» В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ 10-11КЛАССА
В статье рассмотрено значение курса «Экономическая и социальная география мира» в образовании и воспитании школьников. Проведен анализ содержания темы сельского хозяйства мира в действующих школьных учебниках 10-11 классов. Выявлены некоторые проблемы современного сельского хозяйства, которые требуют изучения на уроках географии.
Статья Позднякова В.Ю. (1).docx

УДК372.891

 

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕМЫ «ГЕОГРАФИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА МИРА» В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ 10-11КЛАССА

Позднякова В.Ю.,

Воронежский государственный педагогический университет [email protected]

 

ANALYSIS OF THE CONTENT OF THE TOPIC "GEOGRAPHY OF AGRICULTURE OF THE WORLD" IN SCHOOL TEXTBOOKS OF GRADES 10-11

Pozdnyakova V.Yu., Voronezh State Pedagogical University [email protected]

 

Аннотация: В статье рассмотрено значение курса «Экономическая и социальная география мира» в образовании и воспитании школьников. Проведен анализ содержания темы сельского хозяйства мира в действующих школьных учебниках 10-11 классов. Выявлены некоторые проблемы современного сельского хозяйства, которые требуют изучения на уроках географии.

Ключевые слова: география сельского хозяйства, обучающиеся, мотивация, системно-деятельностный подход.

Abstract: The article considers the importance of the course "Economic and social geogra- phy of the world" in the education and upbringing of schoolchildren. The analysis of the content of the topic of agriculture of the world in the current school textbooks of grades 10-11 is carried out. Some problems of modern agriculture that require studying in geography lessons have been identi- fied.

Keywords: geography of agriculture, students, motivation, system-activity approach.

 

Содержание современного школьного образования определяется научными достижениями, психологическими и возрастными особенностями учащихся, общей тенденцией социально–экономического развития страны и мира в целом. Развитие современных информационных систем способствовало тому, что научные открытия и изменения в социально–экономическом и политическом состоянии народов практически сразу становятся широко доступными. Однако школьные бумажные учебники прошли этапы разработки, утверждения, доработки и издания, отражая изменения в социально- экономической жизни страны, с большим отставанием. Учителя географии должны адаптировать научные и социально–политические материалы к конкретной учебной программе и возрасту своих учеников [4].

В условиях реализации ФГОС ООО переход к деятельностной, продуктивно- развивающей модели обучения, где основной целью обучения становится формирование у обучаемого умений осуществлять учебную деятельность, является содержанием сферы личности. Процесс, в котором операциональные и эмоциональные компоненты ценности тесно интегрированы. В связи с этим важнейшей задачей в работе учителя является управление процессом приобретения знаний и умений, выбор условий обучения, методов обучения и средств обучения, которые позволят учащимся эффективно выполнять запланированную учебную деятельность [3].

На сегодняшний день курс «Экономическая и социальная география мира», изучающийся школьниками в 10-11 классе, очень важен для восприятия современного мира и места России на международной арене. Он показывает учащимся состояние хозяйства,


промышленности, пестроту народов, уровень жизни населения той или иной страны, в зависимости от природно-климатических, исторических и других факторов развития. Наиболее важным объектом выступает Россия, так как изучение стран может помочь в большей степени узнать с кем Россия может вести экономические отношения (экспорт и импорт товаров). Данный курс помогает школьникам по-новому увидеть мир [5].

Информация данная в учебниках10-11классов опирается на знания учеников, полученные при изучении курса «Страноведение» в 7классе, где школьники наряду с физико-географической характеристикой материков, также изучают страны данного региона: население, достопримечательности, промышленность и хозяйство. В 8-9 классе ученики знакомятся с физическими экономико-географическим описанием России. Здесь они более подробно изучают теоретический материал, посвященный как промышленности, так и сельскому хозяйству, что во многом облегчает понимание представленной информации в старших классах.

Важной теоретической нагрузкой в курсе является раздел «География отраслей мирового хозяйства» или «География мировой экономики». Формирует важнейшие представления об особенностях экономики мира, модели развития, исторических этапах становления отдельных отраслей и экономики в целом, уровне развития стран и их положения в мире, проблемах и перспективах экономического развития, взаимодействия природа – население – хозяйственные блоки, уровень жизни населения и др. При изучении данного раздела ученики познакомятся с рядом новых социально–экономических идей, понятий и причинно-следственных связей. Усвоив основные понятия и характеристики развития отраслей экономики, учащиеся смогут понять принципы позиционирования различных отраслей, понять их организационные особенности и перспективы развития [3].

Рассматривая тему сельского хозяйства в учебниках 10-11 классов необходимо проанализировать черты сходства и различия. Так в учебнике В. П. Максаковского в раздел

«География отраслей мирового хозяйства» помимо параграфа «География сельского хозяйства   и   рыболовства»   также   входят   и   другие:   «География   промышленности»,

«География транспорта» и «Всемирно экономические отношения». Крайний параграф обобщает предыдущие в данном разделе.

Параграф «География сельского хозяйства и рыболовства» разделен на несколько подпунктов. Начинается он с того, что из себя представляет сельское хозяйство. Здесь рассматриваются такие понятия, как товарное и потребительское сельское хозяйство, а также агробизнес. Приводятся различные показатели по сельскому хозяйству стран мира (урожайность зерновых, производительность труда и т.д.). Далее идет информация о

«зелёной революции». Следующие подпункты посвящены растениеводству. В них можно узнать о зерновых культурах (пшеница, рис, кукуруза), масличных (соя, оливки, подсолнечник), клубнеплодных (картофель), сахароносных (свёкла, тростник), тонизирующих (чай, кофе, какао), а также непродовольственных культурах это хлопчатник, лен, джут, каучук и т.д. Следующим пунктом для изучения является животноводство. Оно представлено следующими видами: крупный рогатый скот, скотоводство, свиноводство, овцеводство. Обращает на себя внимание подпункт «сельское хозяйство и окружающая среда», в котором говорится о химизации сельского хозяйства. И заключает параграф рыболовство.

Анализируя учебник В. П. Максаковского можно отметить, что написан он более научным языком, с преобладанием различных терминов. Это теоретический учебник. Изучаемый параграф оснащен картосхемами, таблицами, диаграммами. Текст сопровождается примерами это различные статистические данный или же интересные факты по странам. В целом, представленная информация даёт представление о сельском хозяйстве мира [2].

Раздел «География мировой экономики» учебника Гладкого Ю. Н. и Николиной В. В. состоит из большего количества параграфов, а именно: из семи. Здесь рассматривается мировая экономика: её состав, динамика, глобализация, научно-техническая революция;


международное разделение труда. Отдельно учащиеся проходят горнодобывающую и обрабатывающую промышленность. За ней следует собственно сельское хозяйство. Затем – транспорт и сфера услуг. Помогает обобщить и закрепить информацию крайний параграф в этой теме «Мирохозяйственные связи и интеграция».

Изучение параграфа «Сельское хозяйство» начинается с ряда вопросов, которые помогают учителю замотивировать ребят на работу в течение изучения данной темы, а также актуализируют знания. В его состав входят четыре подпункта. Начнем с первого, в котором рассматривается роль в мировой экономике и внутриотраслевой состав. Отдельно дается понятие «потребительское сельское хозяйство». Далее идут «аграрные отношения». Тут приводятся формы землевладения и землепользования, даётся определения понятиям: общинное землевладение, плантационное хозяйство, латинофундия. Следующий подпункт

«земледелие». Учащиеся знакомятся с зерновыми (пшеница, рис, кукуруза, овес, ячмень, рожь, просо, сорго и др.), техническими: масличными (соя, подсолнечник, рапс, кунжут, арахис, маслины и др.), сахароносными (сахарный тростник и сахарная свёкла), волокнистыми (хлопчатник, джут, лен-долгунец и др.) крахмалистыми (картофель, батат, ямс и др.) культурами, а также отдельно выделяют чайный лист, кофе, какао, цитрусовые. Пометка на полях про «зеленую революцию». Уделяется внимание орошению земель. Далее учащиеся знакомятся с животноводством, его интенсивный и экстенсивный характер. Здесь представлены три основные отрасли мирового животноводства: свиноводство, крупный рогатый скот и овцеводство. После теоретического материала идет практический. Учебник предлагает нам поработать с картой атласа, решить пару тестовых заданий, а также устно ответить на вопросы. В конце заданий находится задачка, которую можно решить, опираясь на дополнительные источники (Интернет, научно-популярные журналы и др.).

Рассматривая учебник Гладкого Ю. Н., Николиной В.В. нужно отметить, что содержание изучаемого параграфа соответствует теме, отдельно вынесены наиболее важные понятия. В тексте используется курсив и жирный шрифт, что помогает обращать внимание на некоторые детали. После каждого подпункта представлена кратко его основная мысль. Учебник достаточно красочный: есть картосхемы, таблицы, а также иллюстрации в самом тексте. Большим плюсом является наличие вопросов и задание как перед параграфом, так и после него, что позволит учащимся самостоятельно проверить свои знания [1].

Таблица 1. Сравнительная характеристика учебников Максаковского В. П. и Гладкова Ю.Н., Николиной В. В. по теме «География сельского хозяйства мира».

Максаковский В.П. География. 10-11 класс. Учебник. Базовый уровень. ФП/ В.П. Максаковский. – М.: Просвещение, 2020. – 416с.

Гладкий Ю. Н. География. Современный мир. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Ю. Н. Гладкий, В. В. Николина; Рос. акад. Наук, Рос. акад. образования, изд-

во «Просвещение». 5-е изд. М. : Просвещение, 2021. 272 с.

Черты отличия

внимание уделяется   каждой   культуре   в

отдельности

информация    дается    в    общем     виде    о

культурах

примеры приводятся в самом тексте

примеры после основного текста

только теоретический материал

есть как теоретический, так и практический

материал

объемный параграф большой (11 стр.)

объем параграфа средний (6 стр.)

наглядный материал: диаграммы

наглядный материал: иллюстрации

Черты сходства

Тема сельского хозяйства мира раскрыта в полной мере

Наглядный материал: картосхемы, таблицы


Анализируя оба учебника, можно прийти к выводу о том, что авторы в достаточной мере раскрыли тему сельского хозяйства. В Таблице 1 мы можем увидеть как положительные, так и отрицательные различия. Если в учебнике Максаковского В.П. внимание уделяется каждой культуре (хотя бы основным) и сразу приводятся страны, то в учебнике Гладкова Ю.Н. и Николиной В.В. дается информация в общем виде о культурах, а примеры приводятся после основного текста. Например, «Наибольшие площади [технических культур] находятся: под соей в США, Бразилии, Китае; под подсолнечником

    в России, Украине, Балканских странах; под арахисом в странах Западной Африки, Индии…»[1]. С другой стороны, учебник Гладкова Ю.Н. и Николиной В.В. имеет помимо теоретической части еще и практическую (различные вопросы, задания, тесты). Оба учебника оснащены наглядным материалом: таблицы, диаграммы, картосхемы, иллюстрации [1;2].

Поэтому изучение   раздела   «География   отраслей   мирового   хозяйства»   курса

«Экономическая и социальная география мира» играет важную роль в достижении дисциплинарных, личностных и метапредметных результатов обучения. Он формирует важнейшие представления о народнохозяйственных особенностях, закономерностях развития, исторических этапах становления отдельных отраслей и экономики в целом, уровне национального развития и его месте в современном мире, проблемы и перспективы экономического развития. Основные педагогические условия реализации деятельностного компонента в обучении: поступательное формирование учебной деятельности учащихся, наглядность теоретических и эмпирических знаний, различные методики работы с различными геоинформационными источниками, включение новых аспектов содержания в учебный процесс, раздел.

 

Список литературы:

1.                  Гладкий Ю. Н. География. Современный мир. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Ю. Н. Гладкий, В. В. Николина; Рос. акад. Наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2021. – 272 с.

2.                  Максаковский В.П. География. 10–11 класс. Учебник. Базовый уровень. ФП/ В.П. Максаковский. М.: Просвещение, 2020. 416с.

3.                  Методика изучения раздела «Хозяйство» в школьном курсе «География мира» в условиях реализации ФГОС ООО. – Текст: электронный // Современные проблемы науки и образования: [Режим доступа]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27510 (дата обращения: 18.04.2022)

4.                  Монгуш С.С. Общая экономическая и социальная география: учебно– методическое пособие / С. С. Монгуш, М. С. Доржу. – Кызыл: ТувГУ, 2020 – Часть 2: Общая экономическая и социальная география 2020. 87 с.

5.                  Тюрин А.Н. Общая экономическая и социальная география: учебное пособие / А.Н. Тюрин. Оренбург: ОГПУ, 2020. 100 с.


 

6.                  Скачано с www.znanio.ru

УДК372.891 АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ

УДК372.891 АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ

Наиболее важным объектом выступает

Наиболее важным объектом выступает

Отдельно учащиеся проходят горнодобывающую и обрабатывающую промышленность

Отдельно учащиеся проходят горнодобывающую и обрабатывающую промышленность

Анализируя оба учебника, можно прийти к выводу о том, что авторы в достаточной мере раскрыли тему сельского хозяйства

Анализируя оба учебника, можно прийти к выводу о том, что авторы в достаточной мере раскрыли тему сельского хозяйства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2023