Соединительные буквы о и е в сложных словах

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Иконка файла материала konsp_rus_3kl_ur41_+.doc
Русский язык СЛОЖНЫЕ СЛОВА И ИХ ПРАВОПИСАНИЕ Урок 41 (37). Тема: Соединительные буквы о и е в сложных словах Цель:   – путём наблюдения выявлять характер букв соединительных гласных в сложных словах;   –  развитие умений писать сложные слова с орфограммой­буквой соединительного гласного, объяснять выбор буквы соединительного гласного о или е. Символы: П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 4  5  1. Проверка домашнего задания.   –  Назовите   сложное   слово.   Докажите,   что   оно   сложное.   (Толкуем значение  слова:  Синеглазка  –  девочка  с синими глазами,  в  слове два корня: син­ и глаз­.) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в  виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов  © ООО «Баласс», 2013 1Ученики рассказывают свои сказки о сложных словах. На доске (слайде) представлены слова: Молоковоз, языкастый, землекоп, Белоснежка, чемоданчик. – Назовите сложные слова. Какие у них корни? Какое словарное слово есть   в   составе   сложного   слова?   Запишите   только   сложные   слова, подберите однокоренное слово к каждому корню. 2. Знакомство со словарными словами. –  Откройте учебник на с. 105. Написание каких слов надо запомнить? (Будто,   как   будто.)   Запишите   эти   слова.   Устно   составьте   с   ними предложения. Запись под диктовку предложения: Дерево   вытянуло   корявые   свои   руки   за   солнцем,   как   будто   хочет задержать его. – Обозначьте известные орфограммы по ходу записи. II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  3 4 1 3 3  – Как вы думаете, достаточно ли взять два корня, соединить их, чтобы появилось сложное слово? (Ответы детей.) –  Я   возьму   корень  лед­  и   корень  руб­.  Получилось   ли   у   меня   новое слово? (Нет.) –  Что   же   нужно   сделать?  Какие   есть   предложения?   (Вставить   букву между ними.) – Какую? делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. © ООО «Баласс», 2013 2–  Сформулируйте   тему   урока.   (Соединительные   буквы   в   сложных словах.) – Составим план урока. План (примерный) – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)  4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям, выражать  свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. III. Поиск  решения.  3 1 4 1.  Наблюдение   на   материале   учебника   (лучше,   если   примеры   с анимационными эффектами учитель разместит на слайде либо на доске). Упр.   125   –   развивается   умение   находить   букву   соединительного гласного, объяснять характер звука для выбора нужной буквы. – Почему слова записаны в два столбика? – Сделай предположение, почему в 1­м столбике – буква гласного о, а во 2­м   –   буква   гласного   определи   характер предшествующего согласного.) –  Как   можно   назвать   букву   между   двумя   корнями,   которая   их соединяет? –  Сделайте   вывод,   как   соединяются   корни   сложных   слов   и   от   чего зависит выбор соединительной буквы. 2. Работа над определением.   (Подсказка:  е. © ООО «Баласс», 2013 3VΙ . Развитие  умений –  применение  знания.  а) Чтение определения в учебнике (с. 106). б) Ответ на вопрос после определения. в) Сравнение с выводом, который звучал ранее на уроке: подтвердились ли предположения? – Что нового вы узнали из определения? – Как обозначается орфограмма? г) Попробуйте самостоятельно составить алгоритм: что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании сложного слова. 1 3 4 1 Работа в учебнике. 1.  Упр.  126  –   развивается  умение  выбирать  букву  соединительного гласного по алгоритму. Запись с комментированием. –  Например:  водолаз.  В   слове   два   корня:  вод­  и  лаз­,  однокоренные слова: вода, водичка и лаз, лазить. Первый корень оканчивается на [д], это   твёрдый   согласный,   значит,   надо   писать   соединительную   букву гласного о. Пишу слово, выделяю корни, подчёркиваю орфограмму.  2.  Упр.   127   –   развивается   умение   писать   букву   соединительного гласного, подбирать сложные слова к одному из заданных корней. – Чем отличаются слова с корнем вод­ в разных столбиках? (Местом и значением.) Вариант записи: © ООО «Баласс», 2013 4Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока. –  Изобразите   в   виде   схемы   правило   написания   букв   соединительных гласных в сложных словах. – Как вы обозначите на схеме твёрдый и мягкий согласные звуки? 4 4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? © ООО «Баласс», 2013 5– В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. 1) Упр. 1 и упр. 2, с. 115. 2) Выучить определение на с. 106. Деятельность учеников:  – Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е). © ООО «Баласс», 2013 6

Посмотрите также