Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Русский язык
СЛОЖНЫЕ СЛОВА
И ИХ ПРАВОПИСАНИЕ
Урок 41 (37).
Тема: Соединительные буквы о и е в сложных словах
Цель:
– путём наблюдения выявлять характер букв соединительных гласных в сложных словах;
– развитие умений писать сложные слова с орфограммойбуквой соединительного гласного, объяснять выбор буквы
соединительного гласного о или е.
Символы:
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
4 5
1. Проверка домашнего задания.
– Назовите сложное слово. Докажите, что оно сложное. (Толкуем
значение слова: Синеглазка – девочка с синими глазами, в слове два
корня: син и глаз.)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов
© ООО «Баласс», 2013
1Ученики рассказывают свои сказки о сложных словах.
На доске (слайде) представлены слова:
Молоковоз, языкастый, землекоп, Белоснежка, чемоданчик.
– Назовите сложные слова. Какие у них корни? Какое словарное слово
есть в составе сложного слова? Запишите только сложные слова,
подберите однокоренное слово к каждому корню.
2. Знакомство со словарными словами.
– Откройте учебник на с. 105. Написание каких слов надо запомнить?
(Будто, как будто.) Запишите эти слова. Устно составьте с ними
предложения.
Запись под диктовку предложения:
Дерево вытянуло корявые свои руки за солнцем, как будто хочет
задержать его.
– Обозначьте известные орфограммы по ходу записи.
II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
3 4 1 3 3
– Как вы думаете, достаточно ли взять два корня, соединить их, чтобы
появилось сложное слово? (Ответы детей.)
– Я возьму корень лед и корень руб. Получилось ли у меня новое
слово? (Нет.)
– Что же нужно сделать? Какие есть предложения? (Вставить букву
между ними.)
– Какую?
делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
© ООО «Баласс», 2013
2– Сформулируйте тему урока. (Соединительные буквы в сложных
словах.)
– Составим план урока.
План (примерный)
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план,
планировали свою деятельность.)
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям, выражать
свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
III. Поиск
решения.
3 1 4
1. Наблюдение на материале учебника (лучше, если примеры с
анимационными эффектами учитель разместит на слайде либо на
доске).
Упр. 125 – развивается умение находить букву соединительного
гласного, объяснять характер звука для выбора нужной буквы.
– Почему слова записаны в два столбика?
– Сделай предположение, почему в 1м столбике – буква гласного о, а во
2м – буква гласного
определи характер
предшествующего согласного.)
– Как можно назвать букву между двумя корнями, которая их
соединяет?
– Сделайте вывод, как соединяются корни сложных слов и от чего
зависит выбор соединительной буквы.
2. Работа над определением.
(Подсказка:
е.
© ООО «Баласс», 2013
3VΙ . Развитие
умений –
применение
знания.
а) Чтение определения в учебнике (с. 106).
б) Ответ на вопрос после определения.
в) Сравнение с выводом, который звучал ранее на уроке: подтвердились
ли предположения?
– Что нового вы узнали из определения?
– Как обозначается орфограмма?
г) Попробуйте самостоятельно составить алгоритм: что нужно сделать,
чтобы не ошибиться в написании сложного слова.
1 3 4 1
Работа в учебнике.
1. Упр. 126 – развивается умение выбирать букву соединительного
гласного по алгоритму. Запись с комментированием.
– Например: водолаз. В слове два корня: вод и лаз, однокоренные
слова: вода, водичка и лаз, лазить. Первый корень оканчивается на [д],
это твёрдый согласный, значит, надо писать соединительную букву
гласного о. Пишу слово, выделяю корни, подчёркиваю орфограмму.
2. Упр. 127 – развивается умение писать букву соединительного
гласного, подбирать сложные слова к одному из заданных корней.
– Чем отличаются слова с корнем вод в разных столбиках? (Местом и
значением.)
Вариант записи:
© ООО «Баласс», 2013
4Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
VΙ . Итог урока.
– Изобразите в виде схемы правило написания букв соединительных
гласных в сложных словах.
– Как вы обозначите на схеме твёрдый и мягкий согласные звуки? 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
© ООО «Баласс», 2013
5– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
1) Упр. 1 и упр. 2, с. 115.
2) Выучить определение на с. 106.
Деятельность учеников:
– Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е).
© ООО «Баласс», 2013
6