Soft skills и hard skills, или Зачем знать правила орфографии.
Softskills, или гибкие навыки — универсальные навыки, не связанные с определённой профессией или специальностью. Они отражают личные качества человека: его умение общаться с людьми, правильно организовывать своё время, креативно излагать свои идеи, принимать решения или брать на себя ответственность.
Условиями формирования гибких навыков у младших школьников на уроках русского языка являются различные игровые приемы..
Формирование гибких навыков у младших школьников – важная составляющая успешного обучения в условиях ФГОС.
«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитие ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание». Н.С. Рождественский, отечественный ученый-лингвометодист.
В реалиях нашего времени многие из нас всё чаще становятся свидетелями, как наши ученики, зная правила правописания, умело их применяют на уроках русского языка. Но!
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.
Иногда на переменках в руки мне попадаются записки, которые ребята пишут друг другу. Прочитав их содержание, конечно, тебя берёт гордость, когда там всё написано без ошибок.
К сожалению, бывает и такое, что встречаешь в тексте этих записок и орфографические ошибки, простые, нелепые. А если Вы состоите в детском чате, то там такое можно прочесть!))
Я не про содержание, а про орфографию.
При заполнении различных форм, таблиц, схем на уроках математики, окружающего мира, литературного чтения ребята допускают орфографические и пунктуационные ошибки, объясняя это так : «Ну, мы же не на уроке русского языка!»
Как научить правильно писать – эта проблема всегда волновала учителей. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы более осознанным и правильным?
Орфография своим содержанием мало привлекательна для детей, усваивается она нелегко. Из-за ошибок школьник теряет веру в себя.
Развитию орфографической зоркости учащихся способствуют различные игровые приемы. Все мы, учителя начальных классов, знаем их, применяем их в своей работе. Хотя, как часто бывает, что-то призабыли, что-то упустили, поэтому, актуализация этих приёмов всегда будет кстати.
Врываемся в новый учебный год во всеоружии!
Игровой приём «Я беру /не беру тебя с собой» - универсальный приём ТРИЗ. Он напоминает занимательную игру при актуализации знаний, особенно после летних каникул, когда ученикам надо «Вспомнить всё!»
В магазин за покупками
Я собралась в магазин. Угадайте, по какому признаку я выбираю покупки. Для этого предлагайте мне различные предметы, а я скажу, могу ли их взять.
Я беру с собой тетрадь. А что у вас?
Я беру с собой учебник.
Я не беру тебя с собой!
Я беру с собой ручку.
Я не беру тебя собой!
Я беру с собой карандаш.
Я беру тебя с собой!
Я беру с собой пенал.
Я беру тебя с собой!
Вы берёте школьные принадлежности – словарные слова!
Да! Я беру с собой словарные слова по теме «Школа».
Используя данный приём на уроках русского языка, можно повторять не только словарные слова, но и другие орфограммы.
P.S. Если же Вы не дождётесь правильного ответа от учащихся, то предложите понаблюдать, выписав их (правильные ответы) на доску, над сильной/ слабой позицией в слове и, конечно же, в любом случае импровизируйте и подводите ребят к нужному Вам ответу наводящими вопросами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.