Согласие или отказ?

  • Разработки уроков
  • doc
  • 09.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

3 Беседа. – Наверное, ребята, вы давно заметили, что ответом на просьбу может быть согласие или отказ. – В каких случаях обычно соглашаются выполнить просьбу? – А в каких – отказывают, как вы думаете? (Если просьба трудно выполнима или человек не может выполнить её по каким-то причинам.) 3 3 – Сформулируйте тему урока. Работа по учебнику. Задания 40–41. Приводятся примеры просьбы и реакции на просьбу: согласие и отказ. Пусть дети прочитают слова согласия на плашке тоном готовности выполнить просьбу. Отец смягчает свой отказ словами: «Мы с мамой не любим вас огорчать», «Мы бы с большим удовольствием», а также шуткой: «Это, юные леди, моё последнее слово. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит».
Иконка файла материала konsp_rit_2kl_ur24_25.doc
Риторика ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Урок 24. Тема: Согласие или отказ? Цель:   – Знакомим детей с согласием или отказом как возможными ответами на просьбу.  – Знакомим детей со словами, выражающими согласие или отказ. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания  учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  3  Беседа. –  Наверное,   ребята,   вы   давно   заметили,   что   ответом   на   просьбу может быть согласие или отказ. – В каких случаях обычно соглашаются выполнить просьбу? –  А в каких – отказывают, как вы думаете? (Если просьба трудно выполнима   или   человек   не   может   выполнить   её   по   каким­то причинам.) Познавательные УУД 1. Развиваем умение извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в  виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. © ООО «Баласс», 2012. Постановка  ΙΙ учебной  проблемы.  3 3 – Сформулируйте тему урока. Работа по учебнику.  40–41.  Приводятся   примеры   просьбы   и   реакции   на Задания     просьбу: согласие и отказ. Пусть   дети   прочитают   слова   согласия   на   плашке   тоном готовности выполнить просьбу. Отец   смягчает   свой   отказ   словами:  «Мы   с   мамой   не   любим   вас огорчать», «Мы бы с большим удовольствием»,  а также шуткой: «Это, юные леди, моё последнее слово. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит». . Применение ΙΙΙ знаний.  42.  Первый   текст   соответствует   второй   схеме,   а 1  2  3  1  4  2  2 Работа в учебнике. Задание     второй – первой. –  Как вы думаете, почему согласие и благодарность изображены в виде овала и сердечка? (Потому что они приятны тому, кто просит.) Задание 43. В первом случае отказ не может быть оправдан, так как в обоих случаях у просьбы убедительная причина. Задание 44.  Согласие может быть выражено любыми словами, например, ладно, хорошо, сделаю, конечно и т.д. © ООО «Баласс», 2012 5. Обобщать и классифи­ цировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии  с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленнойпознавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и личностную  рефлексию. Задание   45.  Герой   стихотворения   просит   принять   подарки: полдюжины булавок и хрустальный колокольчик; просит девушку потанцевать   вместе   с   ним;   а   самое   главное   –   просит   девушку стать его женой. Девушка отказывается принять подарки: «Полдюжины булавок от вас я не приму»; «Хрустальный колокольчик от вас я не возьму»; а также говорит: «Плясать вы не пойдёте со мной...»; «И вашею не буду я женой». Объяснения отказов принять подарки, наверное, обидны для того, кто   дарит:  «Полдюжины   булавок   нужны   вам   самому»;   «Ваш глупый колокольчик не нужен никому». Задание 46. Слова согласия: «Оставьте мне колечко и бархатный футляр»; «Могу я вам позволить плясать со мной...»; «И вашею согласна быть женой!» Наверное,   мужчина   отказывается   жениться   на   девушке,   так   как понимает, что для неё важен не он сам, его любовь, а его подарки. Возможно,   он   обижен   также   нетактичной,   невежливой   формой   её отказов.    4 – Итак, сегодня мы поговорили о возможных ответах на просьбу. – Какие это ответы? – В каком случае мы не должны отвечать отказом на просьбу? (Обычно   мы   соглашаемся   выполнить   такую   просьбу,   которая касается полезного, нужного для человека дела, тем более если это – Ι V. Итог урока. © ООО «Баласс», 2012важное для него дело.) – Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями? – Кто доволен своей работой? – Кто хотел бы что­то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Кто получил сегодня отметку? За что? ТООУ V. Домашнее  задание. По усмотрению учителя. Урок 25. Тема: Отказывай, не обижая. Ответы на отказ. Цель: – Знакомим детей со средствами, смягчающими отказ:  ● вежливыми словами;  ● объяснением причины отказа;  ● обещанием выполнить просьбу впоследствии;  ● соответствующими мимикой, жестами, тоном.  – Закрепляем умение детей вежливо отказывать:  ● учим уместной реакции на отказ. Этапы урока Ход урока © ООО «Баласс», 2012 Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания  учебных успехов)Ι . Актуализация  знаний.  Беседа.   –  В   нашей   жизни   случаются   ситуации,   когда   нам   приходится отказывать   в   просьбе.   Сегодня   мы   будет   учиться   отказывать,   не обижая, а также поговорим о том, как реагировать на отказ. Ведь бывают случаи, когда мы понимаем и принимаем отказ, а бывает, что отказ очень обижает. . Постановка  ΙΙ учебной проблемы. 2 4 3 3 Работа по учебнику. Задание 47.  Конечно, отказ Вола был грубым. Вол, по существу, сказал, что не хочет выполнить просьбу, не извинился за отказ. Задание 48. Практически все слова в обоих фрагментах смягчают отказ,   так   как   показывают   желание   помочь.   В   первом фрагменте Вол говорит, почему он сейчас не может выполнить просьбу, а во втором – извиняется и обещает выполнить просьбу в другое время. Задание   57.  Первую   группу   слов   можно   озаглавить  «Я   тебя понимаю»;  a   вторую   –  «Я   очень   обижен».   (Слова   этой   группы означают, что общение может прерваться.) Задание 58. Просьба Маленького принца – «Поиграй со мной»; она © ООО «Баласс», 2012 Познавательные УУД 1. Развиваем умение извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и классифици­ ровать по признакам. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре.. Применение  ΙΙΙ знаний. усиливается словами «Мнe так грустно». Отказ Лиса:  «Не могу я с тобой играть», этот отказ смягчает объяснение причины: «Я не приручен». Вежливый Маленький принц понимает, почему Лис отказывает, и поэтому извиняется за неуместную просьбу. 3  2  3  5 Работа с учебником. Задание 49.  Слова, выражающие отказ:  я уже сыт; не могу; не дам. Задание   50.  Вежливый   отказ   содержится   в   пословице  «И хочется, да колется». Но и все остальные пословицы в определённых ситуациях могут звучать не грубо, если произнести их соответствующим тоном. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой ситуацией. Задание   51.  Карлсон   пытается   смягчить   свой   отказ,   как   бы соглашаясь пригласить Малыша и обещая сделать это в другой раз. Но, скорее всего, приглашение в гости без указания времени вряд ли обрадует Малыша. (Ведь мальчик очень хочет побывать в замечательном доме на крыше.) Задание   52.  При   выполнении   этого   задания   используется материал предыдущей страницы (на плашке). Возможные отказы Малышу: Я бы пригласил тебя сегодня, но не могу: в комнате беспорядок. Извини, я сегодня занят – иду на приём к зубному врачу. Приходи завтра после уроков. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправ­ ленной познавательной  деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё предпо­ ложение на основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные  © ООО «Баласс», 2012действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. К   сожалению,   сегодня   не   получится.   А   в   воскресенье   бабушка испечёт пирог, и папа обещал купить новую компьютерную игру. Я буду ждать тебя в воскресенье, в пять часов. Задание 53. Адресат всех просьб – Палочка­выручалочка. Задание 54. Следующие слова делают отказы вежливыми: рада бы помочь тебе, дружок; сам ты мастер дворцы строить (приятные слова, похвала); спасибо, друг, за приглашение лестное. Палочка­выручалочка   всем   отказывает   по­разному,   так   как   и адресаты, и просьбы различны. Задание    59.  Самый   вежливый   отказ   –   4,   так   как   в   нём   есть   благодарность, вежливое обращение, объяснение причины отказа (что делает его убедительным). В отказе 3 также есть вежливое обращение, вежливые слова «Я бы   с   удовольствием».  Но   Морской   Царь   может   спросить   о причине   отказа.   Наверное,   отказы   1   и   2   могут   рассердить Морского Царя. Задание 60. Возможные варианты отказа: 1. О могущественный Морской Царь! Я бы с радостью остался в твоём   царстве,   но   слишком   люблю   яркое   солнышко   и   голубое небо.   Я   навсегда   запомню   красоту   твоего   сказочного   царства. Подари мне на память самую скромную драгоценность из твоего сундука. 2.  Спасибо   тебе,   Царь   Морей,   за   твоё   гостеприимство,   за прекрасные   подарки.   Но   мне   надо   возвращаться   домой.   Ничего © ООО «Баласс», 2012нет   лучше  родного  дома,   близких   людей.  Но  если  позволишь,  я иногда буду навещать тебя в твоём чудном дворце. Задание 62. На каждый отказ Морской Царь может ответить: 1.  Рыба­меч! Отведи глупого мальчишку в камышовую темницу, пусть подумает о том, как следует разговаривать с царём. 2.  Не   отпущу   домой   невежу,   пока   на   коленях   не   попросит прощения. 3. Почему же ты не можешь остаться? Объясни, что не по нраву тебе в моём царстве. 4. Я понимаю тебя. Если есть у тебя родители, ступай к ним. Так велит сыновний долг. Возьми из сундука подарок для твоей мамы. Задание 63. Примеры диалогов: Учитель. Миша, отвечай на вопрос. Миша. Я не могу отвечать сегодня. Учитель. Почему? Миша.  Извините,  Людмила   Васильевна,   мы   вчера  очень   поздно вернулись домой из деревни от бабушки. Я очень устал. Не смог подготовиться. Учитель. случалось. Я спрошу тебя завтра. *** Сашенька. Мне надоел этот ящик, давай поиграем. Коля.  Саш,   ещё   10   минут   осталось   до   конца   матча.   Сейчас  Жаль,   Миша,   с   тобой   этого   раньше   никогда   не © ООО «Баласс», 2012Ι V. Итог урока. закончится, и поиграем. Сашенька.  Ладно, я понимаю. Это же твоя любимая команда выигрывает. *** Мама. Катя, не забудь пропылесосить ковёр. Он очень пыльный. Катя. Мамуль, прости, сегодня не смогу. Завтра контрольная по математике, надо подготовиться. Завтра обязательно сделаю. Мама. Ну хорошо. Только не забудь, раз обещала. – Расскажите, как сделать свой отказ вежливым, необидным. –  В   каких   случаях   можно   не   заботиться   о   том,  чтобы   отказ   был вежливым?   (Если   просьба   нехорошая,   злая,   например,   как   у Дракона.)    4 –  Сегодня мы говорили о том, какая реакция может быть на отказ выполнить просьбу. –  В  каком   случае   отказ   может   быть   принят,  не  вызовет   обиды   и раздражения? –  Если   вы   увидели,   что   отказ   был   воспринят   с   обидой, непониманием, то как это исправить? – Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями? – Кто доволен своей работой? – Кто хотел бы что­то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Кто получил сегодня отметку? За что? V. Домашнее  Задания 64, 65. © ООО «Баласс», 2012задание. Духовно­нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости  связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг  к другу. Деятельность учеников:  – Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы.  – Моделировать этикетный диалог: просьба; согласие; ответ на согласие.  –  Моделировать этикетный диалог: просьба; отказ; ответ на отказ. © ООО «Баласс», 2012

Посмотрите также