Сохранение памяти об Александре Невском
Оценка 5

Сохранение памяти об Александре Невском

Оценка 5
docx
12.05.2021
Сохранение памяти об Александре Невском
Сохранение памяти об Александре Невском.docx

 

Томилова Елена Павловна

Учитель истории,

обществознания, географии

пгт. Белоярский

 

Сохранение памяти об Александре Невском.

 

Жизнь и подвиги благоверного князя Александра Невского могут показаться изложенными довольно полно. О святом князе написано уже множество работ как церковного, так и светского характера, но, тем не менее, его личность всегда будет приковывать к себе внимание. Александр Невский во все времена являлся примером для многих поколений граждан нашей страны. Его земная жизнь заставляет задуматься не только о роли нравственности в политике, что актуально для сегодняшнего времени, но и о том, как человек может послужить Богу в том звании, в котором он призван. Что касается его политики, то можно сказать, что она создала наиболее оптимальную для своего времени модель взаимоотношений Руси с Востоком и Западом.

       Крупнейшие русские историки Н.М. Карамзин, Н.И. Костомаров, С.М. Соловьев уделили значительное внимание личности князя и при этом воздали должное уважение его деятельности. Н.М. Карамзин называет Александра «героем Невским» [1]; Н.И. Костомаров отмечает его мудрую политику с Ордой и православный дух его княжения; С.М. Соловьев пишет:

1

 

 

«Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского» [2].

       Трудами советских историков была закреплена и поддержана традиционная трактовка, согласно которой Александр Невский сыграл исключительную роль в драматический период русской истории, когда Русь подверглась удару с трех сторон: католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, отразив нападение немцев и, подчинившись неизбежному владычеству Орды, предотвратил разорительные походы монголо-татар на Русь [3].

       Среди первоисточников следует, прежде всего, указать на «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра». «Повесть» дошла до нас в нескольких редакциях XIII–XVIII веков. Первоначальное житие представляло собой панегирик в честь Александра. Писатель отбирал факты с целью показать глубокое впечатление, которое произвела личность князя на современников. Почитание великого князя зародилось после его кончины на месте захоронения, в Рождественском монастыре во Владимире, во Владимиро-Суздальском княжестве [4]. В XIV–XV веках «Житие Александра Невского» было известно во многих русских городах, в том числе в Москве, Новгороде, Пскове. Имеются сведения о том, что уже с XIV века к Александру обращались накануне сражений с врагом как к святому покровителю русского воинства [5]. Известно чудо явления святого Александра Невского пономарю Владимирской церкви Рождества Пресвятой Богородицы в ночь на 8 сентября 1380 года, то есть в канун Куликовской битвы, когда в видении благоверный князь Александр Ярославич восстал из гроба и выступил «на помощь правнуку своему, великому князю Дмитрию, одолеваему сущу от иноплеменников» [6]. Рост его почитания наблюдается в первой половине XV века в Новгороде. В первой половине XVI века известный церковный писатель Пахомий Серб составил канон Александру Невскому, а на Соборе 1547 года Русская Православная Церковь причислила князя, на основании разысканий о чудесах, им творимых, уже к лику общерусских святых как нового чудотворца. [7].

Со временем по всей Руси стали строиться храмы и закладываться монастыри во имя святого благоверного князя Александра [8].

       Подъем почитания князя произошел в XVIII веке при Петре I. В 1710 году царь приказал воздвигнуть на месте победы новгородской дружины над

2

 

отрядом шведов в 1240 году монастырь во имя Александра Невского и перенести мощи князя в новую столицу. Этим символическим актом Петр хотел прочно увязать память о своей собственной победе над шведами с памятью о триумфе Александра в Невской битве [9]. Более того, Петр приказал перенести день празднования памяти князя Александра с 23 ноября (день его погребения во Владимире в 1263 году) на 30 августа (дата подписания мирного договора со шведами в Ништадте в 1721 году). Именно в этот день в 1724 году произошло торжественное перенесение мощей Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург.

       Уже после смерти императора, в 1725 году, выполняя волю покойного супруга, Екатерина I учредила орден в честь святого Александра Невского, ставший одной из высших и почетнейших российских наград.

       В XIX веке три русских императора были соименны благоверному князю

Александру, и тем самым подчеркивалась роль благоверного князя-воина как покровителя царствующего дома.

Образ Александра Невского в XIX веке выделяется, во-первых, своим светским характером: в текстах русских историков святой предстает правителем русской земли; во-вторых, Александр превратился в исторического деятеля, который не только защищал русское государство от захватчиков, но и оборонял русскую народность, русский быт и православную веру.

       После октябрьской революции 1917 года большевики в первые два десятилетия своего правления не принимали во внимание деятельность Александра Невского. На это было несколько причин: во-первых, он был святым и символом Православной Церкви; во-вторых, представителем монархического режима и правящего класса; в-третьих, русские прославляли его как национального героя.

       Александр Невский не был предан забвению только благодаря радикальному идеологическому повороту середины 1930-х, объявившему советский патриотизм новой пропагандистской доктриной. Наряду с другими историческими личностями дореволюционной российской истории Александр был полностью «реабилитирован» в 1937 году. Будучи до этого гонимым, теперь он стал выдающимся деятелем истории СССР [10]. Одним из важнейших моментов этой «реабилитации» стал фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938). Он оказался до такой степени актуальным накануне войны, что не был допущен к показу. И лишь после начала Великой Отечественной войны он вышел на экраны страны [11].

 

3

 

       Обращение к русским патриотическим, в том числе православным церковным, традициям играло чрезвычайно важную роль в годы Великой Отечественной войны. В советских Вооруженных силах были учреждены ордена в честь знаменитых русских полководцев. В апреле 1942 года в СССР прошло всенародное празднование 700-летия Ледового побоища. К этому событию были написаны известные полотна П.Д. Корина и В.А. Серова [12]. Были выпущены почтовые открытки и расклеены плакаты с изображением князя Александра Невского[13]. А 29 июля был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении (по сути – восстановлении) ордена Александра Невского[14].

       В блокадном Ленинграде осенью 1942 года художницами А.А. Лепорской и А.А. Ранчевской было произведено декоративное оформление притвора в Троицком соборе, где до 1922 года находилась рака с мощами святого князя Александра Невского. А весной 1943 года был открыт доступ к местам захоронения великих русских полководцев – Александра Невского, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, Петра I[38] . В 1944 году в Троицком соборе была устроена выставка, посвященная святому князю Александру Невскому, которую посетило большое количество военнослужащих Ленинградского фронта и жителей города. Мощи благоверного князя вновь были возвращены из Казанского собора, в котором размещался Музей истории религии и атеизма, в Александро-Невскую лавру в 1989 году. В 1990 году по инициативе Святейшего Патриарха Алексия II земля, взятая на месте битвы в Усть-Ижоре, была освящена и в специальном ларце в сопровождении военного эскорта доставлена в лавру, где и помещена в Свято-Троицком соборе рядом с мощами князя. 750-летие Невской битвы было торжественно отмечено в Ленинграде в 1990 году. На месте битвы была восстановлена Александро-Невская церковь[15]. О деятельности святого князя вспомнили и отечественные средства массовой информации. А празднования дней памяти Невской битвы и Чудского побоища теперь проводятся ежегодно и с привлечением клубов военно-исторической реконструкции. Интерес к личности святого благоверного князя Александра Невского сохраняется и в наши дни.

        Можно сделать вывод, что угодить Богу, стать святым могут не только те, кто подвизается жизнью, подвизается в благочестии, не только отказывающиеся от дел мира – угодить Господу можно, служа народу в самой различной форме служения. Во всяком чине, во всяком общественном положении, если все, что творим, что ставим целью жизни своей, мы будем творить во имя Господне. Так живите, подражая святому князю Александру, прославляя Бога в душах ваших!»[16]

4

 

 

Литература

[1] Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 4. Гл. 1

[2] Соловьев. С.М. История России с древнейших времен. Т. 3. Гл. 3

[3] Кучкин В.А. К биографии Александра Невского // Древнейшие государства на территории СССР: Материалы и исслед. М., 1985.; 
[4] Фритьон Беньямин Шенк. Русский герой или миф? с. 92.

[5] Сурмина И.О. Александр Невский в русской дореволюционной историографии.

[6]  (Гусакова В.О.О житии святого благоверного великого князя Александра Невского // http://www.iconworld.ru/products/124).

[7] Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII–XIII вв. Л., 1978. С. 143; 

[8]  Регинская Н.В., Цветков С.В. Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский. С. 180).

[9] Регинская Н.В., Цветков С.В. Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский. С. 180).

[10] Фритьон Беньямин Шенк. Русский герой или миф? с. 93.

[11]  «Житие Александра Невского» (Реж. Георгий Кузнецов; 1991); «Александр. Невская битва» (Реж. Игорь Каленов; 2008). Кроме того, в 1992 г. был снят документальный фильм «В память о прошлом и во имя будущего». Фильм рассказывает о создании памятника Александру Невскому к 750-летней годовщине Ледового побоища.

[12]  Регинская Н.В., Цветков С.В. Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский. С. 346–347, 359.

[13]  Балязин В.Н., Дуров В.А., Казакевич А.Н. Самые знаменитые награды России. С. 258–259).

[14]  Шкаровский М.В. Церковь зовет к защите Родины. СПб. 2005. с. 110).

[15] Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы. с. 9.

[16] Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. Проповеди. 1946–1948 гг. Издание Симферопольской и Крымской епархии, 2007. с. 87–88.

5


 

Скачано с www.znanio.ru

Томилова Елена Павловна Учитель истории, обществознания, географии пгт

Томилова Елена Павловна Учитель истории, обществознания, географии пгт

Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили

Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили

Александра Невского и перенести мощи князя в новую столицу

Александра Невского и перенести мощи князя в новую столицу

Обращение к русским патриотическим, в том числе православным церковным, традициям играло чрезвычайно важную роль в годы

Обращение к русским патриотическим, в том числе православным церковным, традициям играло чрезвычайно важную роль в годы

Литература [1] Карамзин Н

Литература [1] Карамзин Н
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2021