«Сохранение психического и физического здоровья учащихся в соответствии с современными требованиями на занятиях по РСВ и ФП»

  • docx
  • 24.10.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сохранение психического и физического здоровья детей на занятиях..docx

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

                                                 

 

 

 

 

                                     Доклад

«Сохранение психического и физического здоровья учащихся в соответствии с современными требованиями на занятиях по РСВ и ФП»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           март, 2023 г.

   Здоровье наших детей – что может быть важнее. Ещё  Васи́лий Алекса́ндрович Сухомлинский писал «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».  

Нельзя не согласиться с известным педагогом-новатором, особенно если речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья.

Школьное образование  в  наши  дни  предъявляет  очень большие требования  к  здоровью,  психическим и физическим возможностям  детей. Только  здоровый  ребёнок  может успешно  учиться, продуктивно  проводить свой досуг. Современная  школа  призвана,  не  только давать  детям  знания,  но  и  сохранять их здоровье.

В последние годы серьезную тревогу вызывает здоровье обучающихся, рост различных заболеваний, массовые вспышки болезней. К числу причин, способствующих ухудшению физического и психического здоровья школьников, относятся учебная и эмоциональная перегрузка детей. Симптомы перегрузки: неуверенность, нервозность, усталость, рассеянность, чувство постоянной нехватки времени, суетливость, приводящая к импульсивности и поверхностности выполнения работы.

   В качестве приоритетного направления деятельности нашей школы мы выделяем сохранение и укрепление здоровья (как физического, так и психического) учеников. При обучении и воспитании педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход, т.е. стараются помочь каждому ребёнку развить свои способности, помочь сохранить и укрепить здоровье школьника.

Большое значение имеет организация занятия по РСВ и ФП. Особое внимание следует уделять санитарно-гигиеническому состоянию кабинета, созданию экологического комфорта в кабинете (поддержание температурного режима, проветривание помещения, правильное освещение).

Создание учителем-дефектологом благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношений взаимного доверия и уважения между педагогом и учащимися. Очень важно создать позитивный психологический настрой уже в начале занятий. Расписание занятий д. б. составлено  с учетом степени трудности предметов. Рационально чередовать умственную и физическую деятельность.

    На занятиях, прежде всего, создаются все необходимые условия для здорового развития детей. В ряду здоровьесберегающих мероприятий, используемых на занятиях развития слухового восприятия и формирования произношения можно выделить несколько направлений и корригирующих видов гимнастики (пальчиковая, дыхательная, зрительная, массаж, самомассаж, психогимнастика).

     Известно, что нарушение слуха оказывает отрицательное влияние на зри-тельное внимание, приводя к снижению его устойчивости. Восприятие информации происходит в основном благодаря двум сенсорным системам: слуховой и зрительной. Отсутствие или недостаток слуха способствуют более напряженной работе зрительной системы и являются отягчающим фактором для ее функционирования, что приводит к снижению зрительной работоспособности и устойчивости внимания. Следует осуществлять постоянный контроль за дозированием зрительных нагрузок и состоянием зрения слабослышащих и глухих детей.

Необходимо соблюдать размер предъявляемого дидактического материала (сюжетные и предметные картинки, карточки с буквенным текстом, цифровой материал). Самые мелкие детали должны быть по высоте не менее 1 см, размер самых крупных изображений не должен превышать 2 – 3 см.

Большое значение в предупреждении утомления у детей на занятиях при-надлежит физкультминуткам. Время проведения физкультминуток, можно варьировать, но в любом случае их следует проводить при первых признаках утомления детей.

Обязательными компонентами в работе над произношением детей являются пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика и постановка пра-вильного речевого дыхания.

Пальчиковая гимнастика развивает мыслительную деятельность, память и внимание ребенка. Благодаря ей укрепляются мышцы кистей рук, развивается координация движений.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики подготавливают ре-чевой аппарат ребенка к постановке звуков, улучшают кровоснабжение и по-движность артикуляционных органов, укрепляет мышечную систему языка.

Артикуляционный массаж проводится в процессе коррекционной работы с детьми, страдающими нарушениями речи, наряду с артикуляционной гимнастикой. Это вид работы необходим для нормализации функционального состояния высшей нервной деятельности ребенка. Используются приемы поглаживания, точечной вибрации, разминания. При этом улучшаются обменных процессы, повышается работоспособность мышц.

   Постановка правильного речевого дыхания достигается в результате дли-тельной  работы и специальных упражнений. Цель этих упражнений: научить детей делать умеренно глубокий вдох с последующим достаточно сильным и длительным, экономичным выдохом, формировать умение слитно, на одном выдохе произносить слоги, слова, предложения, научить дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично. Для достижения этих целей используются такие упражнения, как сдувание ватных комочков, задувание свечей и т.д.

При планировании индивидуальных занятий по РСВ и ФП необходимо  учитывать психофизическое состояние ученика; особенности слухового и зрительного восприятия, т.е. учтены и речевые, и слуховые возможности обучающихся, и интеллектуальные, и физические.

Создаю на занятиях больше педагогических ситуаций общения, позволя-ющих каждому ученику, независимо от его готовности к занятию и слухоречевых способностей, проявлять инициативу, самостоятельность.

Занятия по РСВ и ФП строятся в соответствии с динамикой внимания учащегося, учитывая время для каждого задания, чередуя различные виды работ, во избежание усталости ученика.

   Широко использую картинки, фигурки, дети имитируют действия с ними, что способствует развитию различных видов памяти: образной, ассоциативной, словесно-логической. Элементы театрализации на занятиях являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения. При изучении и драматизации диалогов дети активно используют движения, то есть они не просто выразительно читают диалоги, а показывают их. Изучение некоторых тем на индивидуальных занятиях («Режим дня», «Твой выходной день», «Рабочий день», «Школа», «Спорт» и др.) способствует воспитанию элементарной санитарно-гигиенической культуры у детей, прививает им здоровый образ жизни.

На занятиях мы говорим и обсуждаем вредные привычки молодежи, такие, как курение, употребление спиртных напитков и наркотики и их влияние не только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма.

  Специфика работы с детьми, имеющими нарушение слуха, требует ис-пользования огромного объема наглядного материала, многократного повторения и объяснения многих понятий, особенно связанных с действиями. Поэтому эффективным является использование компьютерных технологий, что позволяет сделать занятие интересным, увлекательным и информационно насыщенным, а учебный материал более доступным для восприятия детей.

Но при использовании компьютера на занятиях необходимо соблюдать все санитарно-гигиенические требования, таким образом, они носят здоро-вьесберегающий характер.

      Здоровьесберегающими можно считать игровые технологии, помогающие решать и проблемы мотивации учащихся, и их социализации. В игре работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.

Элементы игры можно использовать на каждом занятии, особенно в младших классах.

Например: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета обозначающего «да», «нет».

    Многие педагоги практикуют игру с мячом или воздушным шариком: ученик ловит мяч на правильный ответ, не ловит - на неправильный или ловит шарик и дает свой вариант ответа.

Нередко учителя используют на занятиях элементы театрализации с появлением литературных или театральных героев.

Изотерапия –это решение разнообразных проблем с помощью изобразительного искусства. Эффективный и действенный метод, который помогает детям  справиться с негативными эмоциями, снять нервно-психическое напряжение. Вовлечение детей с ограниченными возможностями в художественную деятельность с большой эффективностью позволяет решать проблемы укрепления физического и психического здоровья, предупреждать появление вторичных отклонений и улучшить психоэмоциональное состояние ребенка.

  Эмоциональный климат занятия  во многом зависит от юмористической составляющей педагогического общения. Известно, что «хороший смех дарит здоровье». Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается существенной части своей педагогической и личностной привлекательности. Постоянная серьёзность – признак психологического нездоровья. Учебные занятия обязательно должны включать «эмоциональные разрядки», цель которых – снятие умственного напряжения, утомления обучающихся. Такими эмоциональными разрядками могут служить рассказ, веселое стихотворение, юмористическая или поучительная картинка и др. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит с позиций здоровьесбережения не меньше физкультминутки.

Кроме того можно использовать физминутки такого рода: подпрыгни если  день рождения весной, присядь, если услышишь слова по теме «Родина» и т.д.

В противовес активных оздоровительных минуток можно использовать "минутки покоя". Закрыли все на секунду глаза. Расслабьтесь. Представьте себя там, где вы бы хотели оказаться в данную минуту. Получите от этого удовольствие. А теперь потихоньку возвращаемся на урок, открываем глаза, продолжаем заниматься.

Эмоциональные разрядки на занятиях: шутки, улыбки, т.п.

    Следует отметить, что сохранение здоровья детей с ОВЗ тема чрезвычайно значимая для специального образования.

   Таким образом, учителя-дефектологи нашей школы находит оптимальные пути обучения и воспитания школьников, использует передовые педагогические технологии для того, чтобы образовательный процесс был радостным, доступным для всех, и главное, здоровьсберегающим.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Конвенция ООН о правах ребенка. Принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989.

2.     Конституция Российской Федерации (ст. 43).

3.     Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

4.     Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 N 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011‒2015 годы».

5.     Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, от 10.06.1994. Испания, Саламанка.

6.     Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф (ст. 18).

7.     Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка»