ГБОУ СО «Верхнетагильский центр психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи»
Экологический проект
«Сохраним природу»
2 «А» класс
Руководитель проекта: Ожегова Наталья Леонидовна
г. Верхний Тагил
2021
Актуальность проекта
Актуальность выбранной темы несомненна: экологическая грамотность сегодня является необходимым условием сохранения окружающей среды и самой жизни человека.
Взяться за создание этого проекта нас заставила обстановка, которая царит на улицах нашего города, на берегах водоёмов. Проблема - низкий уровень экологической культуры, знаний школьников, отсутствие уважения к окружающей среде. Город, в котором мы живем – наш общий дом. Каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя чистоту и красоту.
Сотрудничество школы с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия, не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности совместно с родителями и детьми. Участие в экологических акциях, субботниках, работа по природоохранным проектам – уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Обоснование актуальности: важно беречь природу, ведь нам предстоит передать этот мир нашим детям, которые должны увидеть его таким, каким видим его мы. Для них мир должен быть чистым. В нем не должно быть мусорных пакетов, валяющихся вдоль дорог. Они не должны видеть пивных бутылок, стоящих на каждом углу. Наши дети должны учиться у нас сохранять этот мир, перенимая у нас полезную привычку. Реализация этого проекта позволит взглянуть на окружающий мир другими глазами.
Вид проекта:
групповой, детско-родительский.
Тип проекта: исследовательско - познавательный.
Проблемная задача: загрязнение природы родного города.
Участники, партнеры проекта: учитель, обучающиеся 2 «А» класса, родители.
Сроки реализации проекта: краткосрочный
Цель проекта: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении чистоты своего города.
Задачи проекта:
· подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней;
· расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять;
· повысить уровень экологической культуры родителей с помощью информационных сообщений;
· побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города;
· формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе;
· учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.
Предполагаемые результаты
У детей сформируются:
- экологические знания, экологическая культура;
- сознание важности природоохранных мероприятий;
- навыки правильного поведения в природной среде;
- чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе;
- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой деятельности.
У родителей:
- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;
- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы;
- повысится уровень экологической культуры личности.
У педагогов:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию. активное участие детей, педагогов и родителей в реализации проекта.
Проектный продукт:
Разработка плана проведения акции взрослых с детьми «Чистый берег».
Выставка поделок из бросового материала: «Мама, папа, я – творим чудеса»
Беседа «Красивый город – чистый город»
Создание буклета на тему «Сохраним природу»
Самый важный результат деятельности нашего проекта -формирование настоящего сообщества детей, учителей, родителей, любящих свой родной город Верхний Тагил, вносящих посильный вклад в его чистоту и процветание!
Принципы проекта
В основу проекта заложены четыре принципа:
· принцип гуманизации – видеть в ребенке полноправного партнёра, учитывать его точку зрения;
· принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в проекте;
· принцип интегративности – подразумевает тесное сотрудничество с семьей, социумом;
· принцип индивидуализации – индивидуальный подход к каждому участнику проекта.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
2 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы.
Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения младших школьников; создание экологической среды в классе, привлечение их к предстоящей творческой работе; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций, подбор литературы и информации по проекту.
3 этап – практическая деятельность
Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведение экологической акции.
4 этап – итоговый
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога
Формы работы по реализации проекта:
наблюдения и экологические экскурсии;
создание презентации;
познавательное чтение;
викторина,
продуктивная деятельность
Формы и методы работы с родителями:
консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка;
круглый стол для родителей «Сбережём родную природу»;
анкетирование родителей «Экологическое воспитание в семье»;
участие в выставке поделок «Мама, папа, я – творим чудеса»
привлечение к участию в природоохранных акциях.
Акция: «Чистый город»
Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды для жизни на планете, обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в школе, на природе.
№ п/п |
Этапы акции |
Совместная деятельность педагога с детьми |
Взаимодействие с семьёй |
1. |
Экологическая тревога: загрязнённый участок |
Беседы, наблюдения, труд
|
Трудовой десант |
2. |
Экологический буклет |
Подбор материала «Сохраним природу вместе» |
Памятка «Последст- вия влияния мусора на природу (бумага, консервная банка, стекло). |
3. |
«Мама, папа, я – творим чудеса» |
Беседа, просмотр мультфильма |
Изготовление поделок из бросового материала. Изготовление костюма из бросового материала |
4. |
Маски - шоу |
Создание видео-ролика |
Фото масок в городе, на берегу пруда, в лесу |
Оценка результатов проектной деятельности
Дети:
- сформировалось сознание важности природоохранных мероприятий;
- повысилось ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
- у детей проявилось развитие инициативы, активности, самостоятельности в экологической деятельности.
Родители:
– родители готовы и способны активно взаимодействовать с
педагогами по вопросам экологического воспитания детей;
– принимают активное, живое участие в жизни класса;
– проявляют личную заинтересованность в реализации проектной деятельности,
высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности экологического
воспитания детей;
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении экологических
знаний, экологической культуры;
– осознают особенности организации психолого - образовательного процесса и его
влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.
Педагоги:
- личностный и профессиональный рост; самореализация.
- приобрели дополнительный опыт совместной деятельности с родителями и детьми.
Заключение
Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. В период детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Экологическое образование – одно их эффективных условий интеллектуально-творческого, эмоционально-эстетического, физического развития. Передо мною стоит задача помочь детям раскрыть себя в окружающем мире, раскрыть для себя этот удивительный мир, воспринять его ценности и понять его взаимосвязи, увидеть во всем окружающем неповторимое чудо, научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать любовь к природе.
Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость. У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей.
Используемые источники и литература
Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья: метод. пособие / Том. обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина, Центр библ. обслуживания людей с ограничениями жизнедеятельности; отв. за вып. А. А. Коваленко. – Томск, 2014. – 47 с.; 21 см. – (В помощь реабилитологу).
Петракова Г. М. Экологическое воспитание детей с ОВЗ // Молодой ученый. — 2017. — №38. — С. 118-119. — URL https://moluch.ru/archive/172/44561/
https://pandia.ru/text/80/589/80881.php
Апиш М. Н. Проблемы и особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях начальной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 37. – С. 196–200. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95662.htm.
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2011/09/18/vzaimodeystvie-cheloveka-s-okruzhayushchey-sredoy-vliyanie
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.