Сокровища "Малахитовой шкатулки" П.П. Бажова

  • Игры
  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к литературной игре "Сокровища "Малахитовой шкатулки" П.П. Бажова". 5 класс

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала 5 класс. БАЖОВ.docx
Фадеева Ольга Вениаминовна,  педагог­библиотекарь,  учитель искусства и МХК  МАОУ СОШ № 72  города Тюмени Сокровища «Малахитовой шкатулки» Павла Петровича Бажова Цель:  развитие   творческого   осмысления   произведений,   умения   анализировать произведение, воображения и творческих способностей. Задачи: показать учащимся художественное своеобразие сказов Бажова; расширить читательский кругозор. Форма мероприятия: литературная игра по сказам П.П. Бажова. Читательское назначение: учащиеся 5  класса. Оформление   и   наглядность:  компьютерная   презентация,   портрет   Бажова, иллюстрации учащихся к сказам, книжная выставка по сказам П.П. Бажова. Оборудование и технические средства:  компьютер,  мультимедийный   проектор, экран, звуковые колонки. Программные средства: Power Point (презентация). Раздаточный материал: рисунок ящерицы – 3 рисунка, разрезаны на различные  геометрические фигуры (одинаковые). Подготовительный   этап: прочитать   сказы   Бажова   “Медной   горы   Хозяйка”, “Малахитовая   шкатулка”,   “Огневушка­Поскакушка”, “Серебряное   копытце”,   “Голубая   змейка”   и   “Синюшкин   колодец”.   Нарисовать иллюстрации к понравившимся сказам.    “Каменный   цветок”,   Литература:  Бажов П.П. Сказы. – любое издание.  Сегодня мы проводим литературную игру по сказам Павла Бажова. И называется Ход мероприятия: наше мероприятие: «Сокровища «Малахитовой шкатулки» Павла Петровича Бажова». То приветлива, то сурова Сходит с каменных гор заря. Ты прекрасна, земля Бажова, Трудовая Урал – земля! Прорастают цветы сквозь скалы, Полыхает огнем гора: Это новые пишут сказы Рудознатцы и мастера.                                              В. Радкевич Творчество Павла Бажова связано с жизнью горнозаводского Урала. Неисчерпаемы богатства здешних недр, неповторимо своеобразна красота этого края с его лесистыми горами, глубокими прозрачными озерами. Есть легенда об Урале: 1Говорят, будто Бог, когда землю создавал, решил людям добро сделать. Взял золота, меди, камней самоцветных… да по всей земле и рассыпал. Где, конечно, погуще, где вовсе   редко.   Однако   везде   хоть   сколько­нибудь,   да   попало.   Глядит,   а   золота, самоцветов и прочего еще целая горсть осталась. Подумал Господь, да и высыпал их между Европой и Азией. Так будто бы Уральские горы и получились. Кто на Урале был,   тот   знает:   леса   стоят   –   изумруд   да   малахит,   озёра   –   горным   хрусталем переливаются, рябинушка по осени рубином горит. И люди, которые здесь живут, ­ чисто камень­самоцвет: трудолюбивые, мастеровые… В таких местах и родился будущий писатель Павел Бажов. Давайте немного вспомним его биографию. Павел Петрович Бажов родился в городе Сысерти (Сысертский завод) на Урале, в семье   заводского   мастера   металлургического   завода.   Родители,   да   и   дед   с   бабкой много   нужды   и   горя   в   жизни   хлебнули,   а   мальчика   берегли,   даже   за   шалости   не наказывали.   Сначала   Павел   Бажов   окончил   трёхлетнюю   земскую   школу,   затем Екатеринбургское   духовное   училище,   в   14   лет   поступил   в   Пермскую   духовную семинарию, где обучался шесть лет. Окончив семинарию, он стал учителем. Павел   Бажов   всегда   интересовался   историей   своего   родного   края,   сказками   и легендами, которые рассказывали старики, много путешествовал по Уралу. Прежде чем стать писателем, Павел Петрович много лет работал журналистом. Писательский же талант открылся у Бажова, когда ему было почти 60 лет. В 1939 году была опубликована первая книга сказов – «Малахитовая шкатулка». Павел Бажов говорил, что в основе его сказов – «быль с элементами сказочного». Задание:  Вспомним,   что   такое  сказка?   Сказка   –   это   вымысел,   занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.       Что   такое  сказ?   Сказ   –   это   описание   реальных   событий,   но   с   элементами   фантастики.  Сказ –  это   прежде   всего   устное   слово,   перенесённое   в  книгу;   в   сказе всегда слышится голос рассказчика; в сказе нет зачина; нет деления на добрых и злых волшебных   героев,   а   волшебная   сила   им   присуща   изначально;   он   имеет   реальную основу.   Сказы Бажова причудливы, захватывающе чудесны. Герои сказов – крепостные люди, уральские   рабочие,   связанные   с   камнями   –   рудокопы,   мастера­камнерезы.   Они трудолюбивы и талантливы.  Сборник «Малахитовая шкатулка» объединил сначала 14 сказов. Затем из года в год «Малахитовая   шкатулка»   пополнялась   всё   новыми   и   новыми   сказами.   Всего   Павел Бажов написал 56 сказов. Эти сказы принесли их автору заслуженную славу. Сказы «Малахитовая   шкатулка»  известны   во   всём   мире,  сказы   переведены   на  100  языков мира. В Москве есть улицы, названные имени Павла Бажова и Малахитовая. По   сказам   Бажова   снято   несколько   мультфильмов,   есть   пьеса   «Серебряное копытце», опера Кирилла Молчанова «Каменный цветок», балет Сергея Прокофьева «Сказ о каменном цветке». Вашему вниманию предлагается просмотреть фрагмент из мультфильма, созданного по сказам П.П. Бажова (просмотр мультфильма). 2Мы просмотрели с вами фрагмент из мультфильма, и настало время перейти к нашей игре.   В   игре   принимает   участие   три   команды   (с   составом   команды   и   названием определились заранее). Задание: Давайте заглянем в сокровище «Малахитовой шкатулки» и выясним, какие сказы находятся в книге.  Задание общее для всех команд: Составьте название сказа: Медной горы Каменный Серебряное Голубая Огневушка ­  Синюшкин  Змейка Копытце  Поскакушка Колодец Хозяйка  Цветок  Ответ: Медной горы Хозяйка, Каменный цветок, Серебряное копытце, Голубая змейка, Огневушка­Поскакушка, Синюшкин колодец. «Фантастический мир сказов Бажова». Викторина по сказам. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за правильный развернутый ответ – 2   балла.   По   окончании   проведения   викторины,   подводятся   итоги,   дети,   набравшие наибольшее   количество   баллов   награждаются   призами   –   книгами   П.П.   Бажова. Остальные участники – закладками, карандашами и т.д. Угадай героя сказа  1. «У большого камня женщина какая­то сидит: коса сизо­чёрная и не болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты, не то красные, не то зелёные, сквозь косу просвечивают и позванивают будто листовая медь. А одежда у ней такая, что   другой   на   свете   не   найдешь.   Камень,   а   на   глаз   как   шёлк,   хоть   рукой погладить…» Кто это? Ответ: Хозяйка Медной горы.  Правильно, это Хозяйка Медной горы ­ Малахитница Она не только хранительница и хозяйка всех горных богатств, она знает секреты мастерства, её ученики – горные мастера. 2. «Махонькая девчонка, как куколка, а живая, подбоченится, платочком махнёт и пойдет плясать кругами. Как круг пройдет, так и подрастет маленько. У большой сосны остановилась, топнула ножкой, зубёнками блеснула, платочком махнула, свистнула:   «Фи­и­ть!   Й­ю­ю­у…   И   никакой   девчонки   не   стало».   Кто   это? Ответ: Огневушка­поскакушка. Правильно, это Огневушка­поскакушка – вроде маленькой девочки, которая пляшет, где такая Поскакушка покажется, там и золото можно искать. 3. «Тот козёл особенный. Ростом не выше стола, ножки тонкие, голова легонькая, рожки у него отменные, у простых козлов на две веточки, а у него на пять веток. А на правой передней ноге – …». Кто это? Ответ: Серебряное копытце. Правильно, это козлик Серебряное копытце: в каком месте топнет этим копытцем – там и появится дорогой камень. Раз топнет – один камень, два топнет – два камня, а где ножкой бить станет – там груда дорогих камней. Об этом козлике рассказано в сказе «Серебряное копытце». 34. «Змейка эта не ползает, как другие, а свернется колечком, головку выставит, а хвостиком упирается и подскакивает, вправо от неё золотая струя сыплется, а влево чёрная­пречёрная». Кто это? Ответ: Голубая змейка. Это Голубая змейка – одному увидеть Голубую змейку прямое счастье: наверняка верховое   золото   окажется,   где   золотая   струя   прошла.   И   много   его,   большими кусками лежит. Только оно с подвохом… с каким подвохом, кто может ответить? Если лишку захватишь да хоть капельку сбросишь, всё в простой камень повернется. Второй раз тоже не придешь, потому что место сразу забудешь. Ну, а когда змейка двоим­троим     покажется,   тогда   вовсе   чёрная   беда.  Почему   беда,   кто   может ответить? Все перессорятся. Об этом говорится в сказе «Голубая змейка». 5. «Из   водяного   окошка   старушонка   вышла.   Ростом   не   больше   трёх   четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок – и разнесет старушку. А глаза девичьи и голос как у молоденькой». Кто это? Ответ: Бабка Синюшка. Это Бабка Синюшка – где она сидит, тут и богатство положено. Бабка Синюшка может обернуться и пригожей девушкой: глаза – звездой, брови – дугой, губы – малина, и руса коса, в косе лента синяя. Но такой она кажется только добрым, хорошим людям. Про нее сказ «Синюшкин колодец». 6. Сироткой рос мальчишечка: Голубеньки глазенки, Волосики кудрявеньки, А сам, наверно, в маменьку. У мастера Прокопьича Малахитову делу обучался И с самой Хозяйкой медной, Говорят в народе, знался. О каком герое идет речь? Ответ: Данила­мастер. И с ним мы встречаемся в сказе «Каменный цветок». Следующий конкурс: Угадай сказ по вещи. Я буду доставать из шкатулки вещь, Угадай СКАЗ по вещи предмет, а вам необходимо назвать сказ, в котором она встречается. 1. Шкатулка (Медной горы Хозяйка, Малахитовая шкатулка). 2. Лопатка (Огневушка­поскакушка, Синюшкин колодец).  3. Деревья каменные (Каменный цветок). 4. Лента синяя (Синюшкин колодец). 5. Украшенья (бусы, серьги, кольца) – (Малахитовая шкатулка, Каменный цветок). 6. Платочек голубенький  (Огневушка­поскакушка). 7. Пуговка (Малахитовая шкатулка). 8. Угольки (Огневушка­поскакушка). 9. Перышко (Синюшкин колодец). 10.Ящерки (Медной горы Хозяйка). 11.Каменья разные: изумруд, малахит (Синюшкин колодец, Медной горы Хозяйка, Малахитовая шкатулка, Каменный цветок). По СКАЗАМ БАЖОВА 4Следующий   наш   конкурс:   По   сказам   Бажова.   Вспомним   отдельные   моменты   из сказов. 1. Где козлик скакал, люди камешки находить стали. Какие? Хризолиты.  2. Что мечтал сделать из камня Данило – мастер? Цветок 3. Откуда   появилась   малахитовая   шкатулка   в   семье   Степана?   Её   подарила Хозяйка   Медной   горы.  «Молодец,   Степанушко.   Не   обзарился   ты   на   мои богатства, не променял свою Настеньку на каменну девку. Вот, тебе подарочек для твоей невесты,  ­ и подает большую малахитовую шкатулку. 4. Почему жена Степана Настасья не могла носить украшения из малахитовой шкатулки?  Ответ: Потому  что кольца ей жали, от бус было холодно, а серьги оттягивали мочки ушей. 5. Кому досталась малахитовая шкатулка? Ответ: Дочери  Степана Танюшке. 6. Сколько раз Огневушка­Поскакушка  показывалась Федюне?  Ответ: три раза. 7. Из какого сказа эти строки: «В тот же день эта женщина собираться в дорогу стала. Поклонилась низенько хозяйке, подала Танюшке узелок с шелками да бисером,   потом   достала   пуговку   маленькую».  Ответ:  «Малахитовая шкатулка».  8. Кто и из какого сказа говорил: «Чаша мне покоя не дает. Охота так её сделать, чтобы   камень   полную   силу   имел»?  Ответ:   Данило­мастер  «Каменный цветок».  9. Назовите имя невесты Данилы. Ответ: Катя. 10. Когда Хозяйка Медной горы плакала, во что превращались её слёзы? Ответ: В   медный   изумруд.  «Редкостный   камень,   дорогой.   Целое   богатство   тебе, Настасья, осталось. Откуда только у него эти камешки?  11. Прозвище старика, взявшего на воспитание сиротку. Ответ: Кокованя.  12. Как звали сиротку? Ответ: Дарёнка. 13. Как звали кошку Дарёнки? Ответ: Мурёнка. 14. В каких случаях Огневушка – поскакушка показывалась людям? Ответ: Когда хотела показать, где лежит золото.  15. В кого превращалась Хозяйка Медной горы? Ответ: в ящерку.                           Молодцы, ребята! Хорошо  знаете сказы Бажова. Собери рисунок  Вам, ребята, предлагается еще один конкурс: Собери рисунок. Задание:  вам выданы пазлы   и из них вам необходимо собрать рисунок ящерицы (рисунок разрезан на различные геометрические фигуры. Рисунок одинаковый для всех команд).  Подведение итогов: Подходит к концу наша встреча. Сегодня мы вспомнили сказы П. Бажова, активно приняли участие в игре и нам остается только подвести итоги.  Подсчёт полученных за работу жетонов. Награждение.  Рефлексия:  Собираем цветок: Красный лепесток – всё было понятно, всё понравилось; 5Желтый лепесток – было не всё понятно и не очень интересно; Синий лепесток – урок не понравился, ждал его окончания.   6