СОЛДАТЫ БЕЗ ФОРМЫ
Соколов Н. А.
БПОУ ОО «Орловский техникум путей сообщения им. В.А. Лапочкина»
К сожалению, история человечества складывается так, что часто именно войны становятся двигателем научной мысли. Вторая мировая война явилась следствием непомерных амбиций нацистской Германии к завоеванию всемирного господства. Германские ученые усиленно работали над проектом создания ядерного оружия, обладающего превосходящими все известное поражающими факторами. В свою очередь, страны антифашисткой коалиции стремились опередить Германию и первыми создать ядерное оружие с целью демонстрации военной мощи и прекращения войны.
Моя работа посвящена советским ученым—атомщикам, работавшим над созданием ядерного оружия в годы Великой Отечественной войны. В своей работе я исследую историю создания ядерного оружия в рамках Манхэттенского и Советского Атомного проектов, а также этический аспект и последствия применения ядерного оружия.
«Проект Манхэттен» (англ. Manhattan Project) — кодовое название программы США по разработке ядерного оружия, осуществление которой началось 17 сентября 1943 года. К секретному проекту были подключены многие крупные учёные, эмигрировавшие в 1933 году из Германии (Фриш, Бете, Силард, Фукс, Теллер, Блох и другие), а также Нильс Бор, вывезенный из оккупированной Германией Дании.
Научным руководителем Манхэттенского проекта был американский физик—теоретик Роберт Оппенгеймер, которого в последующие годы стали называть «Отцом ядерной бомбы». 16 июля 1945 года считается началом ядерной эпохи человечества. Это день испытания первой атомной бомбы на полигоне Аламогордо в штате Нью-Мексико, США. Оппенгеймер назвал испытание Trinity, т. е. «Троица», что, конечно, звучало символично: в рамках проекта были созданы три атомные бомбы. После первого успешного испытания Манхэттенский проект перешел во вторую стадию. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки (6 и 9 августа 1945 года) — два единственных в истории человечества случая боевого применения ядерного оружия, осуществленные Вооружёнными силами США на завершающем этапе Второй мировой войны.
Американские создатели ядерной бомбы опередили советских учёных на 4 года. Те самые четыре года Великой Отечественной Войны, в течение которых советский народ героически сражался за победу на полях войны и в тылу. Наша страна была вынуждена стать ядерной державой, чтобы защитить свой народ от дальнейшей агрессии и ликвидировать ядерную монополию США. История создания ядерного оружия в Советском Союзе связана с именами выдающихся советских ученых: Игоря Васильевича Курчатова, Абрама Федоровича Иоффе, Петра Леонидовича Капицы, Юлия Борисовича Харитона и многих других.
Из советских ученых наиболее активным инициатором ядерно-оружейного проекта был Георгий Николаевич Флёров. Данные разведки о продвижении Манхэттенского проекта и докладные записки Флёрова Сталину привели в начале 1943 года к организации центра по реализации государственной программы по созданию ядерного оружия. 10 марта 1943 года при Академии наук СССР был создан секретный Институт атомной энергии, или «Лаборатория № 2», непосредственным научным руководителем которой был И. В. Курчатов.
Программа базировалась на научном потенциале советских ученых, и привлеченные к программе физики стали «солдатами без формы», поскольку все научные и инженерные разработки были поставлены на службу единственной цели — созданию ядерного оружия. «Я не был солдатом в той войне, но чувствовал себя солдатом этой, научно—технической», — говорил Курчатов. Академик А. Д. Сахаров впоследствии вспоминал, что «Курчатов иногда говорил «мы солдаты», и это была не просто форма». Окончание войны с Германией не сняло напряжения, а атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки американцами продемонстрировала ужасную мощь ядерного оружия и создала новый мощный стимул в реализации Советского Атомного проекта: ликвидировать ядерную монополию США, чреватую перерастанием начавшейся вскоре «холодной войны» в ядерную войну. Советские ученые в еще большей степени становятся «солдатами без формы». На атомную программу работала вся страна, проблемы решались любой ценой, и цена эта была весьма высока.
Мобилизация ресурсов для атомной промышленности в условиях войны была трудным делом. Архивные документы свидетельствуют, как по личному распоряжению Сталина изыскивались и распределялись на стройки атомной индустрии каждая тонна металла, кубометр леса, моток провода и кусок мыла. Катастрофически не хватало продовольствия, поэтому появились распоряжения, которые сегодня тяжело читать. По постановлению Государственного Комитета Обороны (ГКО) от 8 декабря 1944 г. в качестве льготы за трудные условия труда 2 тысячам рабочих, занятых поиском урановой руды, позволялось выдавать второе блюдо и 200 г хлеба без вырезки талонов из карточки.
В итоге 4-летнего напряжённого труда атомная бомба была создана, в то время как американцы отводили русским для этого 10—15 лет. 29 августа 1949 года в степном районе Казахстана, в 170 км западнее Семипалатинска, состоялось её наземное испытание. Тогда мало кто знал, что советская атомная бомба почти точно копирует американскую. Советские ученые приняли правильное в тот момент решение реализовать американскую схему ядерной бомбы, притормозив разработку своей оригинальной и более эффективной конструкции. При этом надо отчётливо понимать, что для воплощения в жизнь американской схемы необходимо было иметь атомную промышленность, соответствующие технологии и научные кадры. Именно их наличие в Советском Союзе обеспечило успех дела. Затем, советские учёные продолжали работу над собственной оригинальной конструкцией, которая была испытана в 1951 году. Это было второе испытание атомного оружия в СССР. Советская бомба, будучи почти в два раза легче американской, получилась в два раза мощнее её.
Многие имеющие отношения к Советскому ядерному проекту были ослеплены все возрастающей ядерной мощью Советского Союза. Но, сами ученые рассматривали Хиросиму и Нагасаки как предвестники возможной близкой гибели цивилизации, которую необходимо остановить ценой достижения ядерного паритета. Известен факт, что при испытании водородной сверхбомбы в 1955 году Игорь Васильевич Курчатов на командном пункте, с остановившимся взглядом, сказал: «Теперь война невозможна. На корпусе каждой водородной бомбы следует нарисовать голубя мира». Советские ученые не допустили третьей мировой войны, будучи людьми высочайшей моральной ответственности.
По моему мнению, ядерная война — это массовое убийство, которое не может быть приравнено к военным действиям. Во время Великой Отечественной войны советские люди героически защищали Отечество, проявляя высокие нравственные качества, доблесть и сострадание. Ученые—ядерщики трудились во имя долга и любви к Родине, а не с целью устроить массовые показательные убийства для устрашения противника.
Зная о разрушительных последствиях применения ядерного оружия, большинство ученых мира склоняются к проведению политики ядерного сдерживания и ядерного контроля над вооружением.
Существующее в настоящее время ядерное оружие — это реальность, в которой вынуждено жить наше общество. Чтобы выжить в этой реальности, человечество должно подняться на более высокий уровень социально—культурного и нравственного развития, научиться мыслить и действовать в соответствии с интересами сохранения человеческого рода. Именно этими принципами руководствовались наши самоотверженные ученые, работая над восстановлением стратегического ядерного равновесия в период Великой Отечественной войны.
Список использованных источников
1. Атомный проект СССР. Документы и материалы. Т. II. Атомная бомба. 1945 - 1954. Книга I. М. — Саров, 1999.
2. История советского атомного проекта. Выпуск 1. — 1998. История советского атомного проекта: документы, воспоминания, исследования / Рос. акад. наук, Ин-т истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова: отв. ред. и сост. д.ф.-м.н. В. П. Визгин. Вып. 1. — М.: Янус-К, 1998. — 392 с.
http://elib.biblioatom.ru/text/istoriya-sovetskogo-atomnogo-proekta_v1_1998/go,0/
3. Родин А. М. Создание атомного оружия и усилия США по втягиванию СССР в гонку ядерных вооружений в период Второй мировой войны. Издательство: Академия Социального Управления (Москва). Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций, № 4, 2015, с: 1351-1364
4. https://interesnyefakty.org/hirosima-i-nagasaki/
5. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.