Урок
2
СОЛНЕЧНАЯ
СИСТЕМА
Цели: обобщить знания учащихся о Солнечной системе, о телах живой и неживой природы; познакомить с рубрикой «Жил на свете человек…».
Оборудование: плакат с изображением Солнечной системы, рисунки с изображением тел живой и неживой природы, таблички с терминами «историческое время», «век», «тысячелетие», «материк», «горизонт», предметные картинки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала и проверка знаний.
Выполнение заданий:
1. Объясните термины: историческое время, век, тысячелетие, материк.
2. Рассмотрите иллюстрации и назовите события прошедшего, настоящего и будущего времени.
3. Назовите века: III; IV; XI; XX; XXI.
III. Знакомство с новым материалом.
1. Вводная беседа.
На доске размещены 2 группы предметных картинок по теме «Тела живой и неживой природы».
– По какому признаку разделены картинки на две группы?
– Какие тела относятся к живой природе?
– Что объединяет неживая природа?
– Какие тела входят в Солнечную систему?
2. Игра «Что вы можете рассказать о солнце?».
– Представьте, что вы люди разных профессий: 1-й ряд – агрономы, 2-й – земледельцы, 3-й – художники.
– Что вы можете рассказать о солнце, учитывая специфику своей профессии?
– Возможна ли жизнь на Земле без солнечного света и тепла? Почему?
– Как вы думаете, почему систему, в которую входит Земля, называют Солнечной?
3. Чтение и анализ текста на с. 13 учебника.
– Во втором классе к нам на урок «приходили» планеты Солнечной системы. Вспомните, что они о себе рассказывали.
4. Знакомство с понятием «горизонт».
Учитель. Долгое время люди считали, что Земля совершенно плоская, такая, как мы ее видим повседневно. А сверху Землю покрывает небесный свод. Но уже в далеком прошлом стали замечать, что чем выше поднимаешься, тем дальше видно. Например, если ты взобрался на высокую гору, то увидишь то, что не видно на равнине. Это может быть в том случае, если Земля не плоская, а имеет какую-то другую форму. Предположили, что скорее всего она имеет форму шара. В дальнейшем это предположение было доказано в математике.
Когда мы стоим на земле, мы видим только до горизонта.
Горизонт – это воображаемая линия, где сходится небо с землей.
– Можно ли дойти до линии горизонта? В далекой древности многие старались добраться до нее, надеясь увидеть край земли и посмотреть, что же находится за ним. Но стоило человеку пройти часть пути, как он замечал, что линия горизонта отодвинулась и осталась так же далеко, как и была. Менялись лишь предметы окружающей местности на горизонте. Таким образом, до линии горизонта дойти невозможно, она от нас отодвигается.
– А почему же так происходит? (Потому что Земля – шар.)
5. Знакомство с рубрикой «Жил на свете человек…».
– Рубрика «Жил на свете человек…» будет знакомить вас с тем, как человек познал окружающий его мир. Сегодня вы узнаете из этой рубрики о том, как нашу планету представляли другие народы.
6. Работа в рабочей тетради № 1.
IV. Итог урока.
– Что интересного вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание: выполнить задание 7 в рабочей тетради № 1, подготовить пересказ текста учебника, с. 13–14, индивидуально подготовить доклады о планетах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.